Человек и стихии воды

Михаил Бордюговский
       Человек – субстанция жидкая (недаром тело его то ли на 70, то ли на 80 процентов состоит из воды), безостановочно струящаяся, перетекающая из одного агрегатного психического состояния в другое, как-то: благодушие – раздражение – гнев – умиление – воодушевление – презрение – удивление – пренебрежение – уныние – восторг – самодовольство – уничижение – равнодушие – зависть – бахвальство – лесть – похвала и т.д.
 
       В свою очередь, каждому такому состоянию и переходу соответствуют те или иные словесные произведения в виде отдельных высказываний и их совокупностей, обретающих форму более или менее связных текстов, диалогических реплик, монологов, прочих так или иначе выстроенных словесных ансамблей.
 
       Исходя из этого, слова и речи нашего героя (героини) только и имеют ту единственную непреходящую ценность, что обозначают вышеназванные состояния и переходы – ничего более. Этим их содержание полностью исчерпывается. Придавать им какое-либо значение помимо указанного, относиться к ним как к чему-то серьёзному или заслуживающему особого внимания, видеть в них нечто раз и навсегда данное, строго зафиксированное и тем более говорящего к чему-то обязывающее – наивное, смешное и непростительное заблуждение.
 
       Между тем с завидной регулярностью можно услышать упрёки приблизительно такого рода: “А вот помнишь, ты – вчера, два-три дня, с месяц назад, два-три года, 10–20–40 лет назад говорил, (-ла,) / обещал, (-ла,) что всегда… что никогда… что ни за что… что скорее умрёшь, чем … что будешь до конца… что чтобы ни случилось, ты неизменно… etc. – А что, сейчас ты уже по-другому думаешь? (Mon Dieu, Mein Gott, естественно). Всё забыл? (забыла?). Ну, и чего после этого все твои слова и обещания стоят? Хороша же им цена!..”.
 
       Господи, тут всё настолько очевидно и легко объяснимо, что, право же, не о чем и говорить. Когда говорил (-ла) “тогда”, было одно “агрегатное состояние” организма; жидкости в нём располагались так-то и так-то, взаимодействовали между собой таким-то и таким-то образом.
 
       Прошло какое-то время – и картина самым драматичным образом изменилась. Теперь личность пребывает уже в совершенно ином состоянии. И жидкости внутри неё, и все клеточки за истекшее время не единожды поменялись. Жидкостные субстанции и их отдельные фракции вступили в совершенно иные отношения друг с другом, образовали композиции, радикально отличные от тех, что вызвали к жизни высказывания и речи той стародавней поры. Нынче же всё, решительно всё внутри рассматриваемого персонажа переменилось, теперь уста его изрекают совсем иные глаголы. Однако, заметим, всё протекает в рамках вполне нормальной, естественной логики, принцип причинности ни в чём не нарушается.
 
       Таким образом, имеем все основания утверждать, что внутри физической оболочки любого индивида: (а) безостановочно изменяется качественный и количественный состав водных фракций; вдобавок их, фракций, невероятное множество, едва ли поддающееся пересчёту и атрибуции; (б) столь же неудержимо, не останавливаясь ни на мгновение, изменяется их конфигурация и влияние друг на друга, переиначивается их взаимодействие. – Ну, и чего вы после этого от человека хотите? О какой незыблемости нравственных основ, о нерушимости взятых на себя обязательств, о верности данному слову, безусловном следовании этическим нормам и принципам и т.п. красивых вещах можно говорить?
 
       … И мало того, что жидкости и их фракции без конца устраивают внутри организма дикие первобытные пляски. А ведь есть ещё и эти… как их?.. ну, эти… – гормоны, во! Те тоже без конца такое вытворяют, не дай бог! (Данной темы касаться пока не будем; интересующихся отсылаем к весьма обширной литературе по вопросу).
 
       Соотечественники, россияне, православные, о чём вы вообще?!

       Небольшая ремарка в сторону. Бросим взгляд на историю сотворения человека и в дальнейшем его отлучения от источника вечной жизни, оно же грехопадение – как оба сюжета представлены в начальной книге Библии “Бытие”. По-видимому, первоначальный замысел высших сил заключался в том, чтобы человек, созданный по “образу и подобию Божиему”, состоял в равновесии с его чувственными побуждениями и невозбранно наслаждался всей полнотой бытия. Однако после грехопадения и изгнания первочеловеков, Адама и Евы, из Рая сугубо телесные импульсы и стихии в общем устройстве организма явственно возобладали.
 
       В завершение. И вроде бы в такой переменчивости, капризности нет ничего хорошего, сплошные стрессы, бесконечные нервотрёпки и неприятности, большие и малые, как для самого говорящего, так и для окружающих. Но, с другой стороны, преимущественно “жидкостная”, текучая, едва уловимая природа человеческого организма обеспечивает его высокую пластичность, адаптивность к условиям окружающей среды, а потому есть уже несомненное благо. И чем быстрее и интенсивнее протекают внутри природного естества эти процессы, видоизменяются и циркулируют жидкости и жизненные соки, тем более человек “живой”, настоящий, “динамичный”, к внешним условиям и их переменам приспособленный – хотя, не будем закрывать глаза, иной раз и “проблемный” для многих, кому доведётся с ним общаться.
 
       Выводы – Да я даже не знаю… Какие могут быть выводы? “Alles ist so kompliziert… Всё так сложно…” – посетовал однажды какой-то австрийский канцлер в ответ на критику его экономической политики. Мы указали лишь на один из многих, по нашему мнению, источников жизненных сложностей и огорчений. И с этим постоянно приходится иметь дело.