Елеонский некрополь. Архимандр. Аристоклий Громыко

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Архимандрит Аристоклий (Громыко) — первый справа (конец 50-х или начало 60-х годов?). На фотоснимке изображены также Начальник РДМ архимандрит Димитрий (Биакай) — первый слева и игуменья Тамара (урожд. Романова). Фото из архива Холодюка А.Г.

В разные годы в женском монастыре РПЦЗ на горе Елеон в Иерусалиме служило несколько духовников, родившихся на территории Российской империи, принявших там монашество, но после событий 1917 года перебравшихся в Святую Землю. Одним из них был и иеромонах Аристоклий (Громыко), родственник многолетнего главы советской дипломатии А.А. Громыко (1909 —1989).

На деревянном кресте, установленном на могиле старца, погребенного на монастырском кладбище, начертано «Архимандрит Аристоклий (Громыко). Духовник. 1887 — 1. 06. 1967 г.», однако в справочниках и публикациях РПЦЗ указывается его год рождения «1885».

В 2000-м году лично знавшие отца Аристоклия елеонские монахини,  комментируя запечатленные на  фотографиях его изображения, подтвердили, что  неоднократно  слышали из его уст, что он «по крови приходится дядей» племяннику Андрею Андреевичу Громыко — бывшему советскому дипломату и государственному деятелю,  министру иностранных дел СССР,  председателю Президиума Верховного Совета СССР.  Однако в монашеской среде родство «дяди» и «племянника» по фамилии Громыко не предавали широкой огласке.

После двух публикаций автора на эту тему в 2020 и 2022 годах недавно появилась на сайте "Русской народной линии" новая  статья подполковника юстиции в отставке и публициста из Калуги Владимира Николаева, где имеются "перепевы" и  заимствованы  фрагменты из уже опубликованных материалов автора, однако без необходимых ссылок. Добавлены, правда, В.Николаевым  некоторые новые воспоминания монахини Вероники (Рахеб).

... Архимандрита  Аристоклия в миру тоже звали Андреем и он одновременно считался не только дядей, но и «крестным отцом» того же племянника А. А.  Громыко [1].

Местом рождения двух Андреев с фамилией Громыко была деревня Старые Громыки Речковской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии (ныне Гомельская область Белоруссии). Имеются данные, что "большинство жителей этой деревни тоже носили фамилию «Громыко». Но каждая семья имела родовое прозвище. Так, семью отца А. А. Громыко называли «Бурмаковыми, происходившими из бедного белорусского шляхетского рода».  Значит, «дядя» и «племянник» были белорусами, но официально называли  себя русскими.

Линия жизни архимандрита  Аристоклия  известна лишь в общих чертах. Он окончил церковно-приходскую школу в селе Околице Могилев-ской губернии. В 1914 году был пострижен в монашество [2], подвизался  в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре в Абхазии [3]. С 1919 года отец Аристоклий уже числился в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме,  и его фамилия в документах писалась двояко: «Громико» и «Громыко» [4].  В 1925 году отца Аристоклия рукоположили в иеродиакона. С декабря 1929-го по август 1931-го года он служил настоятелем русской церкви в Каире.  С октября 1931 года в документах числился как   иеромонах, заведовавший Тивериадским приютом.  С декабря 1934 года иеромонах Аристоклий служил настоятелем храма в Яффе,  но  в 1938 году по состоянию здоровья его  освободили от должности настоятеля в Яффском подворье. В марте— апреле 1938 года его   временно назначили настоятелем русской общины в Алек-сандрии. После возвращения в Иерусалим (не позднее января 1940 года) отец Аристоклий временно выполнял послушание ризничного, а впоследствии стал духовником в Елеонском монастыре [5]. 


По всей видимости,  министр иностранных дел СССР  Громыко А.А. знал о своем родственнике-монахе, подвизавшемся в  Иерусалиме, однако никаких контактов с ним не поддерживал. По воспоминаниям русской монахини арабского происхождения Вероники (Рахеб), бывшей келейницы игуменьи Тамары (урожд. Романова), в первой половине 60-х годов Начальник РДМ РПЦЗ архимандрит Димитрий (Биакай) с разрешения  вышестоящих церковных властей пожелал привезти отца Аристоклия в Александровском подворье, что  в центре Старого Города в Иерусалиме, и  организовать там  в  церкви «На раскопках»  встречу близких родственников  — главы советской дипломатии  и елеонского старца-духовника [6].

Однако архимандрит Аристоклий как родной дядя и крестный отец после некоторых раздумий возразил против этой идеи и не захотел  встречаться с племянником и крестником – «официальным представителем богоборческой советской власти».   Это случилось во время совершения визита в Иерусалим главы МИДа СССР А. А. Громыко. В  планы  высокого гостя не входило посещение «белых монастырей» в Гефсимании  и на  горе Елеон, но в один из дней он все-таки  пребывал в Александровском подворье, принадлежавшем тогда РПЦЗ.

Кто знает, согласился бы и сам глава МИДа СССР, которого называли на Западе «Мистером НЕТ»,  встречаться и общаться в Иерусалиме со своим дядей, духовником Зарубежной церкви?

Сохранились сведения, что "племянник"   Андрей Aндреевич Громыко, "религиозным человеком не был, однако и атеизм никому из домочадцев не навязывал". Его внук  Алексей Громыко  – директор Института Европы Академии наук, на вопрос «Был ли дед атеистом, как и все советские руководители?»  однажды ответил: «Да. Но воинствующим – никогда». По воспоминаниям детей А. А. Громыко  (Анатолий и Эмилия),  их отец в быту  "был неприхотлив, отдавал предпочтение простой пище",  "любил гречневую кашу, крепкий чай,  сушки и варенье" (Кстати, отец Аристоклий как монах тоже употреблял  такую же  пищу. — Примечание автора).

Незадолго до смерти А. А. Громыко  дал сыну совет, какой адресовал и его "дядя" — духовник Аристоклий  своим елеонским сестрам во время исповеди: «Никогда нельзя унывать. Даже в мои годы я не чувствую себя стариком. Физически люди умирают, а духовно — никогда. Надо верить» [7].

Архимандрита  Аристоклия очень уважали Начальник РДМ архимандрит Димитрий, игуменья Тамара  и все елеонские сестры. По воспоминаниям монахини Вероники [8], это был «молитвенный старец-духовник», его внешность «с густой белой бородой» вызывала  у многих «преклонение» и «восхищение». Однажды во время посещения Елеонского монастыря зять игуменьи Тамары, сэр Чарльз Хепберн-Джонстон, служив-ший послом Великобритании в Иордании, во время первого  общения с отцом Аристоклием шутливо  заметил, что  стоявший перед ним «удивительный» иеромонах  очень похож на «Деда Мороза».

Отец Аристоклий   как духовник не гнушался и других послушаний в женской обители:  подметал ее  территорию, убирал мусор, носил воду и колол дрова. 

В последние годы жизни врачи определили у него деменцию. Сестры ухаживали за ним и волновались вместе с игуменьей Тамарой, когда он однажды исчез из монастыря. К поискам старца подключили полицию и в конце концов его обнаружили молящимся в Лавре преподобного Саввы Освященного, расположенной в Иудейской пустыне. В этот греческий мужской монастырь, вспоминала матушка Вероника, старец попал по зову самого преподобного Саввы…

Архимандрит Аристоклий не оправился от старческой болезни и скончался в обители, где его тело и обрело вечный покой на монастырском кладбище. 


Литература

[1] Николаев В. Чудный рассказ об одном уникальном елеонском старце. — См. электронный ресурс://ruskline.ru/news_rl/2023/02/27

[2] Архимандрит Августин (Никитин).Русская Палестина, Яффа.: город св. апостола Петра и праведной Тавифы. Часть 2/ ж. «Нева»,  номер 6,  номер 5, с. 215.

[3] Николаев В. Чудный рассказ…

[4] Архимандрит Августин (Никитин). Русская Палестина…

[5] Там же.

[6] Николаев В.  Чудный рассказ…

[7] Cм: Мемориальные доски города Москвы. Портал открытых данных Правительства Москвы (2016); Штрихи к портрету «Мистера НЕТ». Спутник-Беларусь (5 июля 2017).

[8]  Здесь и далее фрагменты воспоминаний  монахини Вероники  приводятся по источнику:  Николаев В.  Чудный рассказ…

См. другие статьи автора на сайте Проза. Ру об архимандрите Аристоклии:

1.Елеонский архимандрит Аристоклий Громыко. Фото.
2. Елеонский родственник главы МИДа СССР. Фото