Погром. Рассказ бабушки

Борис Аксюзов
Одному Богу известно, с чего это всё началось…
Помню, что однажды вечером к нам   пришел рабби Иосиф и попросил позвать  мужчин из всех домов нашей улочки. А когда они пришли, он сказал, что завтра утром после завтрака на нашей улице будет погром. Когда мой младший брат Давид спросил его, почему именно после завтрака, рабби ответил ему так:
- Потому что голодные и трезвые люди неспособны совершить то, что произойдет  завтра утром.
  И он наказал нам не выходить из дома, даже если эти люди будут угрожать поджогом, и не отвечать им  ни мольбой, ни  стращанием.
  Потом он попросил   угостить его чаем,  и когда я принесла ему большую кружку сладкого чая, он погладил меня по головке и наказал маме, чтобы  завтра она вымазала моё лицо сажей.
  - Зачем? – удивились мама.   
   - А затем, что она у вас очень красивая, а погромщики особенно не любят красивых евреек, - ответил рабби.
 И как только мы проснулись,  мама сделала так, как он сказал. А мой младший брат Давид смеялся, глядя на меня, и говорил, что я похожа на Бабу-Ягу.
  Потом  нас с братом отправили на чердак. Там было душно, потому что когда-то у отца была голубятня, и весь пол застилал птичий помет. Тогда  Давид открыл маленькое оконце, выходившее прямо на улицу, и я увидела толпу народа, которая шла, заполнив всю мостовую, от тротуара до тротуара.
  Впереди шел высокий человек в черной рясе, который нес хоругвь с изображением Иисуса Христа, а за ним – мальчишки в гимназической форме с флагами и иконами.  Они двигались чинно  и медленно, стараясь шагать в ногу, как на параде, и, глядя на них, я не испытывала страха. Но, когда они дошли до нашего дома, их обогнали толстые мужики с дубинами в руках, которые стали бить витрины нашей лавки и кричать:
  - Мойша!  Выходи, мироед, получи расчет за своё мародёрство!
  Потом они распахнули ворота и вошли во двор.   И вскоре мы увидели, как они вывели из дома маму, папу и дедушку и заставили стать их на колени. Рыжий мужик в полосатой поддёвке  поставил ногу на  плечо папе и закричал тонким, пронзительным голосом:
  - Ну, что, Моисей, напился ты нашей кровушки?!  Говори, где у тебя деньги лежат!
  Папа полез дрожащей рукой за пазуху и достал оттуда завернутые  в носовой платок банкноты. Рыжий развернул его и захохотал, потрясая в воздухе пачкой денег:
  - Веселись, народ!  Этот упырь весь свой капитал нам добровольно отдаёт! Он нас за дураков считает, не хочет свои сундуки открывать, где у него золото хранится!
   Толпа недовольно загудела, и тогда лицо у мужика стало ещё краснее.
   Он взмахнул дубинкой и ударил ею папу  прямо голове. Я даже издалека заметила, как по его щеке побежала тонкая струйка крови.
  И тут вдруг со стороны сараев раздался чей-то отчаянный крик:
  - Не трогай его! Он хороший человек! Он никого не обижал!
  Все обернулись на этот крик, а мы с Давидом даже высунулись из окошка, чтобы увидеть, кто это осмелился защищать нашего папу.
  Это был наш дальний родственник, которого все в округе называли Осей – дурачком.  Он стал невменяемым, переболев в раннем детстве менингитом, но никогда не был буйным или даже раздраженным и относился к окружающим  с лаской и робостью маленького ребенка.
  И я очень  удивилась, когда услышала этот крик подростка, которому  еще не было и шестнадцати лет. Более того, я увидела, что он стоит, прислонившись спиной к стене сарая, а в руках держит вилы.
  Во дворе стало совсем тихо, все замолчали, и было слышно, как хлопают на ветру  хоругви и флаги.
  И тогда раздался голос нашего папы, прерывистый и тихий:
  - Осип, не надо… Брось вилы, и иди на  кухню… Там тебе Нюра сладкого чая нальёт…
   Сказав это, он упал на землю и затих.
   А Ося – дурачок,  держа вилы наперевес, пошел на толпу.
  Кое-кто из неё потянулся к открытым воротам, кто-то полез  на  кирпичный забор.
  Но высокий человек, который нёс хоругвь с Иисусом Христом, отдал её рядом стоявшему мальчишке,  приподнял полу  своей длинной рясы, и в его руке я увидела какой-то  предмет, напоминавший старинный пистолет, из каких раньше стрелялись на дуэли.   Вытянув вперед руку, он нажал на курок , и раздался оглушительный выстрел. Ося сделал шаг, потом еще один и медленно осел прямо посреди пыльного двора, почти рядом с папой.
  Маленький и тщедушный, он поджал к груди тонкие ноги и свернулся в   клубочек, из под которого вскоре потекла кровь. 
  Мама вскрикнула, увидев это, и упала в обморок. И только один дедушка стоял у крыльца, высоко подняв седую голову, будто прося Всевышнего о милости. Но я знала, что он просто хочет, чтобы эти страшные люди  не видели, как он плачет.
 Я боялась, что тоже не выдержу и заплачу, и отошла от окошка, сказав  Давиду:
  - Не высовывайся. Если тебя заметят, будешь стоять рядом с дедом.
  - А они все ушли, - ответил Давид.
  Я подошла к окошку и увидела, что наш двор  почти совершенно пуст. Только мама у крыльца перевязывала папину  голову, а дедушка стоял  посреди, держал на руках тщедушное Осино тело, и по-прежнему смотрел в небо…
  Мы похоронили  Осю на следующий же день на Еврейском кладбище..
 Я не показывала тебе его могилку, потому что не хотела, чтобы ты знал о том страшном дне. А теперь пришло время, когда ты должен знать всё,   и хорошее, и плохое.
 Потому что возвращается почему-то всегда только плохое…