Ветер в морду. Терса-86. Вязовка - Матышево

Виктор Миронов-Толич
Состав:

Конечно - !.. (командир)
Серёга Якунин (зам.ком.)
Руслан (ветеран и коптёр)
Ольга Ильина (врач команды)
Андрюха и Гека (дебютанты)


Эпиграф:
…и сказал Моисей Аристофоклу – не прыгай на босу ногу на брег, козлёночком станешь…

Два слова о составе.
Серёга – наш испытанный боец. Ходил с нами в «мелкие» пешие походы не раз – и на Иночь, и на Бужу, и на Жиздру, и на Нерль. И на Затоп-озеро, и в Карелию.
Руслан – ветеран движения. Не знаю, сколько ему стукнуло в 86-ом году, лет 50, возможно… Но выглядит браво. Ползал с нами на коленках ещё в 1983 году – в Новгородской области, на Кушаверке и на озере Игорь.
Ольга – дочь двоюродной сестры моей мамы. Мы долго искали в команду медработника и вот неожиданно нашли – в родне!.. Блеск!
С Геной и Андреем мы много раз ездили на звенигородскую базу отдыха. Там приглянулись друг другу. Чтобы притереться – вместе сходили осенью на Жиздру. Получилось – притёрлись. Можно даже сказать – образовался новый костяк. Уверенный и надёжный Андрей. Немного суетливый, но очень задорный и работящий Генка, мой школьный друг… Ну, что ж – поглядим, какие мы походники!..
Терса – с Павелецкого вокзала. Камышинский поезд (№182). Приходит на станцию Морец рано утром. В поезде к нам подсел мужик, выходил на следующей станции – Матышево, от которой мы собираемся обратно. Представился – Деревякин. Долго разговаривали. Он из местных. Давненько не был в родных местах – вот приехал отдохнуть. Любопытный казачина. Колоритный. Быстрый такой. Крепкий. Взгляд цепкий. Видно, что из настоящих казаков. Ушлый, похоже. Может, даже сидел… Рассказывал о жизни, о рыбалке. Приглашал заезжать в гости… Немного утомил. Но в целом – хорошо едем.
Прибыли по графику – в 6 утра.

Характеристика участка.
Места, в основном, со стоячей водой, с хорошей жаркой погодой, рыбные, с отсутствием клеща (почти – видимо, по причине отсутствия брата Вовки), с вентилями, в которых для проезжающих туристов всегда найдётся хороший судак, с мужиками-суперменами на мотоциклах, с мужиками, обещающими набить морду и кое-что ещё… Слушайте, рассказывать ли дальше?! Уже всё самое интересное написал. Ну, что ещё?..

А вот что.
От станции Морец – прямо по асфальтированной дороге, перпендикулярной железке топаем до перекрёстка. Асфальт заворачивает налево, а нам с вами – всё время прямо: сначала по посёлку, потом вдоль балки слева и вдоль поля справа. И вот – пологий спуск к реке… Сами не заметили, как протопали 4 км. Молодые ещё, чай!.. Пот со лба вытерли, водички попили, а кто и водочки, перекусили бутербродиками с салями, надули плот и лодку, и – вперёд!
От места старта до «Грибков и Святого родника» на правом берегу около 1 км. Сюда, помнится по прошлому году, из д. Краишёвки приезжают казаки за водицей.
Следующий пункт – д. Берёзовка на левом высоком берегу. От родника до Берёзовки около 5 км. Река – всё время до безобразия однообразна, без течения и с ветром «в морду». Берега – плохо доступны. Как мы здесь стояли в 85-м?.. Как-то выбрались на крутой бережок…
Первое удобное место для бивака – прямо за Берёзовкой, за поворотом реки влево. А вправо уходит заводь с пологим, так же удобным берегом.
После поворота река – прямая, с большой встречной волной и не удобными для высадки берегами. Справа – берег безлесный. В 1,5 км от заводи – справа начинает прослушиваться ферма. Скорей всего, это – деревня Липяги. Но с воды не видно, а разведывать правый берег не захотелось ввиду происшествия на левом берегу.
Видя суетливость моего друга Генки, нетрудно было представить, что он что-нибудь себе быстро повредит. Говоришь ему – не свешивай ног с плота – свешивает, мочит ноги. Ну, простудится – вода-то ещё холодная. Говоришь – чего без кепки?.. А на хрен она ему?.. А вот уши-то и обгорели… После этого завёл белый картуз. Говоришь – не выскакивай на берег босиком – змеи и стёкла!.. Ну, что ты – бац! Соскакивает босиком с плота – ой! Ступня в кровище… Скачет на одной ноге к Ольге – пропорол стеклом. Довольный… Сияет. Романтика. Ольга бинтует. Разведали левый берег.
Так что правый берег не разведываем.
Ещё километра полтора от фермы (?) – и видим справа бухточку с рощицей. Здесь можно ночевать. Но предпочитаем левый берег напротив. Там спокойней, и лес. Прекрасная поляна, окружённая черёмухой. Так и назвали место – Черёмуховая поляна.
Комаров много – это мы уже поняли, но на этой полянке одуряющий запах черёмухи, видимо, отпугивает их.
Костёр! Ужин! Звёзды! Ночёвка.
Следующий день. Ловить хорошо в бухте, перебравшись на другой берег или справа – не доходя крутого обрыва. Здесь мне попался горбыль, Серёге – подлещик, а Гека снял килограммовую щуку, попавшуюся на жерлицу.
Тот берег – цивильный. Хожено. Езжено. Но народ сейчас не приезжает. Спокойно, хотя за полем вечером видны дальние огоньки – около 3 км до села. Видимо, это – Судачье. Или Липяги.
Ну, вот постояли, хватит. Вперёд!
Следующий день.
От Черёмуховой Поляны вниз по Терсе плыть уже приятней. Здесь – горловина, и впервые за всё время нашего путешествия появляется течение. Плывём полтора километра, теперь уже слева слышим ферму – характерный монотонный звук. Ферму с реки не видать. А видать – сады и возделанные поля. Есть хорошие места – справа пасека и вырубка. Без ветра очень приятно плывётся по зеркалу воды. Через 3 – 4 км от пасеки слева появляется (впервые на Терсе!) сосновый бор. Посадки сосны встречаются и далее. Видимо, это местный парк: там, где сосновый лес подходит близко к реке, всё загажено, замусорено. Лавочки. Накатанные машинами дороги. И сплошные кострища.
Дальше же идут уже мрачновато-глуховатые места с высокими берегами. В принципе можно разбить бивак. Ух, ты – куница что ли?!.. Пушистый чёрный зверёк на берегу грациозными прыжками скрылся в зарослях…
По обычаю здешних мест река петлями довольно долго оплывает «сосновый парк». Ещё через 1 – 2 км справа появляется вырубка с сотнями поваленных деревьев, как будто их приготовили для сплава, а потом забыли.
Поле. За полем слева из реки как бы выпадает протока… Ха-ха! На самом деле протока – это и есть основное русло, а мы попадаем в большой залив реки. Объезжаем его и возвращаемся в место «выпадения протоки». В заливе – сети. И прикованная лодка. А место «выпадения» перекрыто огромными вентилями – подобиями верш, но пирамидальной формы.
На углу между заливом и руслом – прекрасная поляна для стоянки номер 2.
Позже мы узнали, что этот угол так и называется – Красный Угол.
Поляна вся в благоухающей черёмухе и соловьях. Царствие Небесное!..
Разбиваем лагерь.
Рыба хорошо ловится в довольно мелком заливе. А в русле – глубоко. Там – не очень. Андрюха изловил в заливе двух диковинных для нас рыб: сазанчика и линя под полкилишко. Наловили также мы окуней и подлещиков – даже наша мед-амазонка Ольга. В русле – мелкие окуньки, плотвички и уклейки. Живец. А из вентиля напротив, если припрёт, нам вполне по силам достать двухкилограммового судака или щучку. Слышно, как крупная рыба в вентиле бьётся. Генка с Андреем, наши браконьеры, уже проверили сети и вентиля, только мы не хотим ссориться с местными и потому не решаемся извлечь браконьерскую рыбу. Я как командир призываю народ к порядку.
На следующий день мы с Ольгой отправляемся в поход вниз по течению. К Матышеву. Перебираемся на левый берег – по нему легче идти. Рассчитываем, что где-нибудь ниже есть мост. Тогда вернёмся «домой» по правому берегу. 
До Матышева пешком оказалось около 8 – 10 км. Жарко. Слепни. Воды не взяли. Правда, дорога укатана грейдером. Идти удобно. Идём босиком. Кроссовки шнурками связали – через плечо перекинули. Но всё равно – умаялись мы с Ольгой… Сил на обратную дорогу как-то маловато. В пору тут в посёлке заночевать…
На наше счастье, идём через двор – видим двух казаков. И что бы вы думали! Один из них – тот самый Деревякин из поезда! Наш попутчик с дружком!.. Ох-хо!
- Здорово!
- Здорово!
- Какими судьбами?
- Так звал же в гости!
- Ну, заходите, щас горилку почнём!
Смеёмся.
- Некогда да и неохота горилку пить. Водички бы!.. Солнышко вон уж садится, а нам 10 км обратно топать…
- Зачем топать?
Деревякин выводит из-за забора мотороллер, заводит.
- Садись, ребяты!.. Прокачу с ветерком.
Не долго думая, мы с Ольгой садимся – Ольга на заднее седло, за талию Деревякина держится, а я – на багажник, держусь за Ольгу.
Кэ-э-эк он рванул!.. А я ведь ни разу в жизни на мотоцикле-то не ездил, акромя как в коляске… И вот я подпрыгиваю на багажнике, и думаю: как бы первый раз не оказался и последним… При моей-то трусоватости – и как я решился-то?.. А дорога-то неровная, задница на багажнике каждую выбоинку чует. Того гляди сорвусь!.. Страха почему-то нет, а есть какая-то отчаянность, что сильнее страха. Ходко Деревякин мчит по ухабам да кочкам, заносит нас на поворотах, так, что кажется мне, что я уже вне багажника лечу, всего лишь за Ольгу держась!.. Но вот уж тропа лесная знакомая у реки! И вот уже – всё… Миг, и мы на берегу – напротив Красного Угла. Слазим… Уфффф!.. Пронесло. «И меня, Василий Иваныч!..»
Кричим нашим.
Андрюха пригнал лодку, поздоровался с Деревякиным за руку, мы поблагодарили нашего «спасителя» и – переправились на наш берег.
- А чё-тут эти браконьеры наставили-то?.. – вдруг раздаётся голос Дервякина. И дальше матюгами отборными: … …!!
- А ловите! – раздаётся свист летящего в меня снаряда, я еле успеваю ухватить шлёпнувшегося на мелководье двухкилограммового судака. Ой!.. Блинн! - судак острым плавником пронзает мне ладонь чуть ли не насквозь…
-  А что хозяевам-то вентиля сказать? – жалобно вопрошаю я.
- А что Деревякин им-браконьерам привет передаёт и яйца в следующий раз оторвёт! – улыбится наш бравый казак, мотороллер его взрыкивает и уносит «спасителя» по лесной тропе.
Что делать? Мы переглянулись. Обратно что ли судака сувать – так он уж околел от удара, да и вентиль сдвинут. Всё равно поймут хозяева вентиля, что мы его осматривали…
Короче, пока командир со-товарищи раздумывал, Руслан судака оприходовал. Закоптили его и съели…
Вечер томный. Сидим-перевариваем… И тут и хозяин. Пожилой мужичишка. Ох, и разбушевался при виде пустого вентиля – видимо, судак-то для праздника 1 мая заначен был – не вынимал он его специально, чтоб гостей потчевать!..
- Пошто вентиль мой трогали? Где рыба, …-дь?!.. И красноречивая дальше русская речь!.. …!   …!!!
- Да мы не трогали твой вентиль! (и, главное – чистая ведь правда, не трогали!)… … !
- А куды ж рыба делась?! В небо улетела?.. И опять трёхгранный мат.
- Да приезжал ваш местный, он и осмотрел и привет передавал.
- Что за ё-… карась?
- Да Деревякин какой-то.
У мужика аж челюсть отвалилась.
- Да уж 10 лет слыхом его не дуло!
- Ну, а нам-то откуда его фамилию знать?
- Ну, гляди, я вот щас со сватами вернусь!.. Поговорим! …!!!
Стрёмно…
Через некоторое время возвращаются с одним сватом – молодым крепким мужиком, челнок их троих не выдержал... Вышли к нам на берег. Пожилой чуть не в драку лезет, а «сват» – ничего. Похоже, городской, приезжий. Из Волгограда казался… Понял нашу логику насчёт Деревякина. Судака на берегу не видать (да и как его в наших животах увидишь!)… Мы рассказали нашу эпопею про мотороллер – всё правдоподобно. Кое-как «сват» успокоил пожилого, предложили им «по мировой рюмке» – не стали, заторопились на свой праздник.
Но пожилой с лодки всё ещё грозил нам: «Вот другие сваты мои приедут – попомните!..»
В общем, неуютно как-то, хоть и праздник 1 мая… Испортил всем Деревякин праздник. Хотя судак был вкусён!..
Решили завтра (2 мая) по утряночке на всякий случай уносить ноги. Не сегодня же – на ночь глядя?.. Ночь прошла неспокойно – «слушали соловьёв»…
А с утра поплыли прочь с этой прекрасной соловьиной поляны. Запомнился Красный Угол!
Плывём. Бац – буквально через 200 метров завал!.. Не ждали-с. Разведка его прозевала, когда неслась на мотороллере. Ничего. Разбираем и проходим.
Ниже – река извилистая и бурная на протяжении 4 – 5 км, но с заводями, завалами, поворотами и даже с утопшими кабанами, которые пытались выбраться на другой берег, но завязли в зыбучих песках и в иле. Множество хороших мест для стоянки. Андрей несколько раз выжидательно на меня оглядывался, указывая на рыбную заводь, но командир-козёл упрямо игнорировал красноречивые предложения – главное, уйти подальше от «погони»!..
В 2 км от Красного Угла впервые встречаем песчаный пляж. Отсюда, как мы уже знаем с Ольгой, можно метров 500 пройти до «грейдера» (вернее, до дороги, утоптанной грейдером), и – вперёд, до Матышева. Около 7 – 8 км. Можно было бы здесь остановиться… По грейдеру (так мы каменистую дорогу стали звать) иногда едут машины. Не останавливаемся – близок ещё Красный Угол!..
По реке от пляжа плыть хорошо! Слева – остатки хутора, развалины какие-то заброшенные, сады. Потом на протяжении примерно 5 км множество мест для стоянки и слева, и справа. Но слева – съезды к реке с грейдера.
Неожиданно слева появляется песчаный пляж, весёлая берёзовая роща и даже человек. Здесь проходит грунтовая дорога, по которой, вроде бы, со слов казака, до Матышева – вообще 2 - 3 км. А до станции, правда – всё равно около семи. Как ни крути, отовсюду до станции около 7 – 8 км. Места очень красивые. И мы бы здесь встали, если бы 5 мая не отправлять в Москву Ольгу, которой 7-го на дежурство. Поэтому надо плыть в район моста через Терсу – там может ходить автобус до Матышево.
Эх! Вперёд…
Песчаный берег, потом завал, а слева течение рвётся прямо через камыши, ну, и мы с ним!.. Песчаный обрыв слева, ветер вдруг чуть не снёс наш плот обратно!..
Видим посадки сосны. Река петляет то вправо, то влево. Русло постепенно расширяется и образует здесь многочисленные заводи и омуты.
От этого расширения плывём ещё 3 км – до ЛЭП. Тут поле и какие-то постройки. Терса обретает очертания озера. По карте получается, что рядом или Малое, или Большое Судачье. Отсюда до Матышева по берегу около 4 км.
Ну, совсем озеро! Иногда – до 100 метров и даже более вширь. При ветре «в морду» – волна с барашками, и нас начинает захлёстывать. Приходится на носу делать из целлофана фартук. К тому же, берега залитые и низкие, в непролазных кустах, не доступные не то что для стоянки, а даже для высадки – подкачаться проблема. Отсюда, по словам местного, около 6 км до моста. А ещё должен попасться «старый мост»…
Через 3 – 4 км слева и справа начинается наконец нормальный большой лес. Так называемый «старый мост», видимо, затоплен, мы его не обнаруживаем. Места хорошие, рыбные по обоим берегам. Ширина реки несколько уменьшается – метро пятьдесят. Здесь и встаём на левом берегу, на краю хорошего леса. Почему слева? Потому что Ольге надо налево – к Матышеву.
Дело к вечеру. Костёр и ужин в темноте. Умаялись донельзя!.. Руслан даже не вышел к ужину – слёг. И не выходил из палатки два дня. Что-то у него с головой – боли сильные. Видно, годы… Но он мужественно переносит и наши поползновения ему помочь отвергает.
- Пройдёт… Что вы – отдыхайте. Отлежусь – и пройдёт. У меня так бывает…
Так что, наутро рыбачим. Клюёт отлично. Спуск 2 – 2,5 м. Мелкий еле заметный дождичек весь день…
Я поначалу ловил и на удочку, и на донку, потом донку бросил. Хороший окунь просто прёт – не успеваешь на две снасти. И плотва. Иногда подлещик неплохой. И у Андрея с Гекой также. А Серёга не только уловился, но и принёс золотого килограммового леща с отмели – кинул его важно на траву – во, какая тут рыба! Ручищи развёл – довольный, как сто китайцев!.. Всех нас переловил.
- Во, это рыба, - а мы, Гека, тут с тобой чё ловим? – Андрей с уважением смотрит на Серёгу. Серёга доволен. Чемпион!
- Спать теперь пойду…
Почему спать? А потому что мы ходили с ним «в ночную», на разведку – Ольгу-то придётся ночью провожать. С фонарями, кое-как добрались до предместьев Матышева. Два километра от нашего места – по лесной дороге, потом через поле. Огоньки посёлка указуют заблудшим путь. Ну, вроде бы, всё ясно – дальше через посёлок и по большаку до станции… Вернулись, хотели спать лечь, смотрим, а мужики наши, Андрюха с Гекой ловят в ночную – с костерком. Уловились неплохого подлещика. Сон как рукой сняло – и мы на рыбалку!.. И не зря. Вот и уловились, а Серёга – особенно.
Что интересно, если пойти по реке в направлении моста, то сделав получасовую петлю, вернёшься почти к нашему месту с другой стороны леса. Т.е. мы стоим на перешейке большого полуострова. Перешеек – метров двести. От перешейка полчаса ходу до моста.
Прямо перед мостом, не доплывая метров четырёхсот, влево уходит масштабный залив, а река идёт вправо сильной струёй у самого моста. Мост – деревянный, галька. Река через него переливается. Дно твёрдое – спокойно можно выходить по воде прямо на большак. А можно на зелёную поляну слева – тут хорошо отдохнуть. Помыть плот можно прямо с моста. До Матышева – восемьсот метров, а до станции, ясное дело – ещё 7 км!
От нашей стоянки можно пойти в напралении бора и молочной фермы, и если удачно срезать, путь может сократиться до 4 – 5 км.
Особенно романтично, провожая товарища (Ольгу), идти на станцию ночью к прибытию поезда в 3:30 утра. По лесу с фонарями, потом через болотистый лужок, промочив ботинки… Огоньки Матышева заманчиво и чуть загадочно светятся вдалеке. И если не плутать полчаса по самому посёлку, где не у кого спросить – где же выход на большак, и вдруг, отчаявшись, нечаянно наткнуться на него, то можно в конце концов прийти к надписи «Колхоз «Большевик», но можно… и не прийти. Как к коммунизму… Однако если придёшь-таки, то оттуда уже виден свет элеватора, олицетворяющего собой близость станции. Последние 2 км от «Большевика» до вокзальчика – уже вприпрыжку к самому отходу поезда… Надо же – успели!
Надо заметить, что проводив-таки Ольгу Ростиславну, мы с Серёгой Якуниным, уже спя на ходу, не очень удачно срезали на обратном пути, и обратный путь нам обошёлся, наверное, ещё километров в 10-ть, которые показались как все 12-ть!.. И вот именно тогда мы и не легли спать, и нам была награда – великолепная рыбалка, о которой я уже рассказывал, и которая осталась в памяти навсегда!..
Удовлетворённые, мы дали уговорить себя болеющему Руслану уехать на два дня раньше запланированного. И во время! Рыба обалденно клевала не зря. И дождик сеял не зря. На следующий день ветродуй звериной силы подгонял нас по направлению к поезду, пронизывая насквозь даже в тельниках. Температура к вечеру упала до нуля, а ночью уже в поезде мы увидели за окном падающий снежок. Руслан пришёл в норму. А все немножко простудились…
И всё равно, Матышево – это песня!