Повесть об отце-2 Глава 1. Молодой специалист

Валентина Колбина
 
   Ну вот и всё. Диплом об окончании техникума на руках. Михаилу даже не верилось, что он получил специальность техника, что позади четыре долгих года учёбы и жизни в таёжных краях.
   Получив подъёмные, расчёты по стипендии, друзья собрались в общежитии на прощальный вечер. Было весело и немного грустно. Наступила пора самостоятельного взросления без всякого догляда преподавателей и воспитателей. Все шутили, вспоминая, как они прибыли в этот лесной край, как сдавали вступительные экзамены, как поддерживали студенческое братство, деля порой горбушку хлеба на всех. Вспоминали, как сдавали экзамены, стараясь использовать шпаргалки и обмануть преподавателя. Удивлялись терпению коменданта общежития, который был хоть и строг, но иногда мог войти в положение и простить виновного. Правда, такое бывало нечасто. Должность обязывала.
  Помимо всего, Михаил с тоской вспоминал и прощался со своими подопечными – лошадками, к которым так привык. Все годы учёбы он не пропускал свободного часа, чтобы не заглянуть на конный двор и не погладить умных доверчивых животных. Да и с конюхами у него сложились добрые отношения. 
 
   На утро, собрав небольшой чемодан и заплечный мешок, с чувством неясной тревоги Михаил присел у окна: «Что ждёт его в дальних краях?  Как там примут молодого специалиста? Как обустраивать свою жизнь?» 
Вопросов было много. Ответы должна была дать сама жизнь.
  Про Вахтанский завод он уже слышал. Некоторым его друзьям довелось там проходить производственную практику. Говорили, что производство молодое, расширяется, строительство ведётся ударными темпами. Да и природа в тех местах красивая.
  Но молодость есть молодость. Друзья, шумные разговоры, шутки, смех, объятия – и тревога отошла на второй план. Чего переживать? Все едут по месту назначения, и почти все – в дальние края.
 
  И вот большинство выпускников с немудрёным багажом: обшарпанными чемоданами и котомками – стоят на пристани, ожидая попутного парохода. Кто-то уехал на подводах, за счастливчиками приехали родные.
   Михаил не хотел терять времени на поездку к крёстному. В последнем письме он написал, что хочет отбыть к месту назначения сразу после получения диплома. Тихон Семёнович приветствовал это решение, хотя увидеть своего крестника, посмотреть, каким он стал, насколько возмужал, хотелось не только ему. Зинаида Павловна в последнем письме сделала приписку, чтобы он приехал при первой же возможности. Да и девчонки заждались увидеть молодого специалиста. Хотя, какие девчонки? И Лида, и Тоня были уже семейными, и у каждой подрастали свои дети.
  ***
  Лесохимическая промышленность Горьковского края занимала важное место в экономике страны. В начале 20-х было принято решение по строительству экстракционного канифольно-скипидарного завода мощностью не менее пятидесяти тысяч кубометров переработки осмола в год. Место постройки было определено на реке Вахтан, притока Какши, у лесного кордона «Кормёжка».  Полноводная Какша впадает в Ветлугу.
Одновременно со строительством завода и монтажом оборудования стал создаваться рабочий посёлок. Были построены лесопильный и кирпичный заводы, железнодорожный тупик.  Возводились заводские корпуса, одновременно проводился монтаж оборудования. Рубильные машины, транспортёры, паровые котлы и многое другое завозилось со всех концов страны.
  К концу 1927 года в таёжных лесах Заветлужья вступил в строй современный по тому времени химический завод с электростанцией, обслуживающей завод и жилой посёлок с больницей, школой, магазинами и народным домом (домом культуры).
 Вот сюда и прибыл молодой специалист-техник Ёлышев Михаил Корнилович.
  Начался новый этап жизни…
***
 Приняли его тепло. Развивающееся производство нуждалось в рабочих руках, тем более, в дипломированных специалистах. Сразу было предоставлено место в общежитии. Должность рядового лаборанта, конечно, немного не порадовала, но с чего-то надо было начинать. А там жизнь покажет. Ежегодные производственные практики дали Михаилу неплохую основу, поэтому он надеялся, что и на заводе сумеет справиться с возложенными обязанностями.
  Основной задачей канифольно-скипидарного производства являлась переработка живицы, осмола (или просмолённой сосновой древесины), сульфатного мыла, которое содержит соли смоляных и жирных кислот и является важным источником получения канифоли и других талловых продуктов. 
 Всё оказалось не так и сложно. Знания, полученные ещё в Можгинской лесохимической школе, а потом и в техникуме, помогали в любой ситуации.
Опытные мастера никогда не отказывали в помощи. 
 Через пару месяцев Михаила перевели в цех химической переработки и повысили в должности, назначив бригадиром.
 
  Дни летели один за другим. Соседи по общежитию – три молодых парня – прибыли ещё на строительство завода, один был даже участником закладки первого камня. Отношения сложились ровные, не такие близкие, как в техникуме, но, главное, все понимали друг друга.
  Вечерами много читал. Это была не только художественная литература. В заводской библиотеке брал книги, которые помогали ему быстрее осваивать новую специальность, а главное, помогали подготовиться к дальнейшей учёбе. Планы получить высшее образование не изменились. Ради этого он и на курсы записался.
 По выходным ходили с друзьями в заводской клуб на танцы и в кино. Появились друзья и подруги. Особенно понравилась Михаилу кареглазая Верочка. Маленькая, хрупкая девушка с колечками тёмных волос. Она активно участвовала в заводской художественной самодеятельности, чем и привлекла внимание парня. Он тоже принимал участие в сборных концертах. Читал стихи современных поэтов.
  Но дальше дружбы дело не пошло. Девушке хотелось больше внимания, а несостоявшийся жених был зациклен на работе и учёбе.
 
  Год пролетел быстро. Михаил повзрослел, возмужал. В молодом сероглазом парне, прилично одетом, с хорошими манерами вряд ли бы кто узнал того сироту-беспризорника Мишку, каким он был несколько лет назад.
 Как ни хотелось продолжить образование, но впереди маячила служба в армии, и свои желания пришлось отложить на потом.


  Продолжение: http://proza.ru/2023/02/28/1170