Педагогика в свете теории управления

Эрик Аберн
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ статьи вместе с иллюстрациями можно найти на Киберленинке под тем же самым названием. Там есть ещё и иллюстрации.


Здесь же я представляю вашему вниманию только основные тезисы, которые в большей степени отвечают понятию «Литература», нежели понятию «Научная статья». Также я позволю себе кое-что ДОБАВИТЬ, что невозможно было бы опубликовать в «Научной статье».
Итак, поехали!

«ПЕДАГОГИКА В СВЕТЕ ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Наблюдается процесс взаимного разочарования между преподавателями и студентами.
Ну, как в том анекдоте, когда женщина разводит ногами, а мужчина разводит руками.
Причина?
Студенты, как правило, хотят только получить диплом, знания им не нужны.
Те знания, во всяком случае, которые предлагает им вуз, им вообще никуда не упали.
Разумеется, виноват и вуз, или даже прежде всего – вуз.
А в чём заинтересованы преподаватели? В деньгах, деньгах и только деньгах.
Да, господа, это правда.
Один ректор так честно и сказал: «Как вы полагаете, уважаемые преподаватели и заведующие кафедрами, какова основная задача нашего университета? Скажите: обучать студентов? Неправильно! Скажите: заниматься научно-исследовательской работой? Опять мимо! Основная наша задача – зарабатывать деньги!»
И ведь этого ректора кто-то этому научил. Кто? Разумеется, министр того ведомства, куда входят все вузы. Нынешний, или его предшественник. Или оба. Скорее всего – оба. Даже наиболее вероятно, что оба. И даже я точно знаю, что оба.
Далее идут эпиграфы, которые я считаю самым ценным достижением моей статьи. Так что их я не редактирую.

     «Александр Македонский, конечно, был великий полководец, но зачем же стулья ломать?»
          Н.В. Гоголь

     «Есть два главных средства обретения познаний -чтение и размышление, из которых при обучении первым идёт чтение».
          Гуго Сен-Викторский (ок. 1141 г.)

     «Хотя мой учитель держал меня очень строго, но во всех других отношениях он показывал всеми средствами, что любит меня, как самого себя. ... И я испытывал к нему такое чувство дружбы, ... что не только не питал к нему страха, естествненого в этом возрасте, но и повиновался ему с неподдельной любовью».
          Гвиберт Ножанский (ок. 1110 г.)

Мой интерес к преподавательскому процессу достиг точки кипения.
Несмотря на обещание самому себе больше эту тему не поднимать, поднимаю.
Сдвиги в сознании педагогов и учителей со временем достигли таких величин, которые уже сложно не заметить. То есть они достигли значений, когда из следует называть «Предвестники землетрясения».

Система взаимодействия преподавателя и студента или учителя и школьника – это одна из форм взаимного влияния. Сильнейшего. В обе стороны.
Отсюда либо взаимное влияние на всё, либо конфликт. Таковы законы таких систем.
Мы живём в обществе свободных людей, и студенты имеют в целом такие же права, как и все прочие (за исключением, конечно, права занимать место преподавателя и выполнять его функции). Иногда мы забываем, что преподаватель тоже имеет права. Все забываем – и преподаватели, и их непосредственное начальство, и их весьма даже и очень посредственное начальство. И начальство над начальством.
Не только преподаватель пытается добиться от ученика всего того, чего он хочешь, но и ученик управляет преподавателем. Иной раз даже сильнее.
Короче, господа, внимание! Студенты рулят профессорами и доцентами.
Не знали? Значит, вы мало что знали об этом процессе.
Только не говорите, что вам дела нет до этого, поскольку вы НЕ ПРАВЫ.
Во-первых, вероятно, вы сами, или ваши дети, или ваши родители, имеют, имели или будут иметь какое-то образование. Очень может быть даже что высшее.
Не согласны? Тогда вам не ко мне, а к терапевту.
Во-вторых, то, что вас окружает, чаще всего сделано, или управляется, или сломано людьми, с хотя бы каким-то образованием, иногда даже с высшим, или, что также встречается – уничтожено, загажено, или раскрашено, либо и то, и другое, и третье – людьми, которым не хватило образования, ну хотя бы на уровне детского сада.
В-третьих, если вы это читаете, то, вероятнее всего, кто-то вас научил читать.

Попробуйте теперь возразить, что проблема образования вас не касается?

Ситуация в школе

     «Но от семи до четырнадцати лет, когда у них уже появляются некоторые недозволенные желания и они начинают уже некоторым образом разумно мыслить, в это время надо заботиться по этой причине не только о развитии тела, но и об упорядочении желания».
          Эгидий Римский (ок. 1277 г.)

Допустим, вы управляете школьником. Родителей рядом нет, так что «сама, сама, сама» (как было сказано Никитой Михалковым в фильме «Вокзал для двоих»).
Если вы находите убедительные слова, вы достаточно мудры, вы педагог. Если дети вас не слушают, вы педагог так себе, то есть никакой, то есть вообще дерьмо, а не педагог.
Учитесь управлять детьми. Ну хотя бы манипулировать, как это делал «величайший педагог» всех времен и народов – Макаренко. Собственно, манипуляция – это наилучшее управление. Когда человек понимает, что тот, кто от него чего-то хочет, фактически уже этого добился до такой степени, что не отвертеться, он говорит: «Вы мной манипулируете!». Или вот ещё на американский манер: «Ты меня использовал!».
А вы чего хотели? Вы хотели, чтобы ученик использовал учителя, чтобы ученик им манипулировал? Дудки, не выйдет! Пусть уж лучше преподаватель манипулирует учеником. Главное только, чтобы во благих целях и благими методами. Чтобы не было так, что методы настолько дерьмовые, что уже и цель попахивает тем же самым. Нет, методы не должны переходить пресловутую красную черту.
Но для того, чтобы использовать методы в микродозах, следует ими владеть в совершенстве. Те, кто методами не владеет, использует тот арсенал, который ему доступен. В английской школе, скажем так, позапрошлого века, хотя бы, в более позднее время не будем заглядывать, не наше это дело, так вот там разрешено было телесное наказание. Почему? Из снисходительности к преподавателям. Не было толковых преподавателей, а на учеников надо хоть как-то воздействовать. Если преподаватель – болван, но ему доверили учить детей, тогда пускай бьёт их линейкой по рукам или розгами по заднице. Ведь он - болван, с него и спрос как с болвана. Если бы он не был болваном, он бы учеников заинтересовал, они бы на урок стремились, как на лучшее, что с ними произойдёт в этот день.
Если вы преподаватель, скажите мне, вам когда-нибудь студенты аплодировали по окончании лекции? Нет? Ни разу? Ну, тогда дерьмовый вы преподаватель. Мне аплодировали. Учитесь.
Учить я вас этому не буду, хотя могу. Но не здесь и не сейчас.

Ситуация в университете

     «Вслед за этим я замечаю и недостаток в самом обучении в Университете, и к тому же он весьма существенный. В образовании юношей в области морали, даже в основах просвещения, содержится неприемлемый дефект и даже ошибка, ведущая к тому, что слишком много появилось педагогов и некотрые их них, как я считаю, наносят вред своим ученикам...»
          Жан Жерсон - Наставникам Наваррского колледжа, 19400 г.

Студенты формально не зависимые от родителей граждане. От этого задача только сложнее. Ну и поэтому она ИНТЕРЕСНЕЕ.
Читайте полную статью, не хочу повторяться, ссылка вверху.
Характерный пример

     «Начинающему надо сначала поискать учителя и выбрать себе подходящего, и, если выйдет, связать себя с ним и подчиняться ему».
          Винсент из Бове (ок. 1240 г.)

Вот такое игровое видео, которое набрало несколько тысяч просмотров и репостов. Учительница раздаёт листки с домашним заданием и по ходу дела препирается с учениками. В частности, она хвастливо заявляет: «Зато у меня есть красный диплом, а у тебя нет!». При этом школьники в этом видео довольно взрослые, похоже на выпускной класс или что-то около того. Далее она даёт листки школьнику на последней парте, а он их подбрасывает вверх, после чего они падают на пол. Учительница говорит: «Подними!», школьник в ответ: «А то чё?». Она в ответ: «Ни чё! Вылетишь в окно!» Школьник усмехается: «Ну-ну!». Учительница берёт с парты смартфон школьника и выбрасывает его в окно. Школьник кричит: «Эй, ты что творишь!» и вылезает в окно, после чего учительница закрывает окно на защёлку. Школьник оттуда стучится в окно и опять что-то такое кричит наподобие «Ты что творишь!», а учительница хладнокровно говорит остальным ученикам чтобы они работали над контрольной работой, времени осталось мало.
Этот игровой ролик набрал множество положительных откликов «лайков», и комментариев наподобие такого: «Молодец учительница! Так с ними и надо!».
Вот как раз такое одобрение со стороны большинства и является очень опасным симптомом.
Короче, это ведь не научная статья. Поэтому скажу открытым текстом.
Те, кто снял этот ролик – идиоты, а те, кто хвалят учительницу – имбецилы.
Если вам это не понравилось, скажу по-другому.
Те, кто снял этот ролик – имбецилы, а те, кто хвалят учительницу – идиоты.
Разница не велика.

Давайте разбираться по порядку.
Гаджет на столе ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ. Вы серьёзно?! У меня такое НЕ ДОПУСТИМО.

     «Кто воспитывает ребёнка, не должен уступать его воле и терпеть его плохие поступки и сквернословие, и дурные игры».
          Филипп Новарский (ок. 1230 г.)

Если у ученика во время урока на столе лежит телефон – это уже огромная недоработка преподаватель, он должен требовать, чтобы такого не было. Не надо рукоприкладства. Есть простой способ. Вы говорите: «Пока хотя бы у одного из вас на столе лежит гаджет, я начинать урок не буду».
Вы полагаете, что все будут только рады? Ошибаетесь, просто все уберут гаджеты.
Ну если вы так распустили своих учеников, что они попробуют поставить над вами эксперимент, не будут убирать их, в надежде спустить ваш урок в унитаз, скажите под конец урока: «Итак, урок вы сорвали. Следовательно, после уроков мы все останемся, так как нам же надо провести урок».
Боитесь, что не останутся? Вам следующий шаг объяснять? Давайте в другой раз, поскольку если у вас на этом этапе вопросы, вы никакой не педагог вообще. См. выше.

Таким образом, если гаджет вообще появился на столе, это уже недоработка преподавателя. Он должен видеть это и пресекать (не бить, не ругаться, а просто дать понять, что это НЕДОПУСТИМО) ещё до того, как ученик начал наглеть дальше и принялся дерзить преподавателю, а также далее вести себя неадекватно.
Пресекать нарушение не означает обязательно наказывать или унижать. Наказание – это уже более крайняя мера, до наказания следует применять простое предупреждение. Достаточно остановить лекцию, обратить внимание всех присутствующих на то, что законное требование преподавателя, с которым он ознакомил всех учеников заранее, не выполняется, в этих условиях преподаватель не может продолжать лекцию, и пока это нарушение не будет устранено, лекция продолжаться не будет.
Возможно, кто-то возразит, что приостановка лекции вызовет потерю времени и навредит учебному процессу. Эта потеря будет небольшой, и она послужит педагогическим целям - воспитание ответственности и послушания. Причем, послушание требуется не слепое, как от солдат – быть «пушечным мясом» для того, чтобы удовлетворить амбиции царьков или наполеонов – а сотрудничать с преподавателем при выполнении общей работы. Ученики должны понимать, что они - КОЛЛЕГИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Они делают общее дело – трудятся над повышением знаний учеников. Роли у них разные, а задача одна, она общая. И если ученики не сотрудничают с преподавателем при решении задачи повышения уровня их знания, тогда преподаватель ничего не достигнет. Тогда он потеряет не полторы минуты, которые требуются для того, чтобы сделать замечание и дождаться, чтобы ученик убрал гаджет, они потеряют полностью всё время преподавания напрасно. Так что надо вспомнить поговорку «спеши медленно». Если что-то мешает учебному процессу, лучше потерять время на ликвидацию этой ситуации, чем её терпеть. Как бы вы ни спешили, если вам предстоит проделать пешком длинный путь, а у вас в обувь попал острый камешек, который ранит ступню, намного лучше остановиться и вытряхнуть этот камешек, чем продолжать идти, пока на ступне не появится кровавая мозоль. С преподаванием дело обстоит точно также. Как бы вы ни торопились изложить большой объём материала за ограниченное время занятий, лучше потерять несколько минут на воспитание и на организацию учебного процесса как следует, чем не замечать очевидных помех этому процессу и преподавать как ни в чем ни бывало.
Если ученик не слушается, то надо искать причины В ВАС САМИХ, или в ваших коллегах. Видимо вы или другие преподаватели уже дали ему пример и «ценный опыт» того, что проявление строптивости может дать ему какие -то бонусы, например, уважение однокашников, или снисхождение преподавателя (уступка, лишь бы он успокоился). Строптивыми ученики становятся в ходе своего личного осознания того, чем является для них учебный процесс. В первый класс они такими не приходят. Бессилие некоторых преподавателей, являющее следствием плохой педагогической подготовки, приводит к тому, что они вместо убеждения наказывают, вместо того чтобы настаивать на своём, не теряя душевного спокойствия, начинают кричать или проявлять излишние эмоции, а тем более вести себя неадекватно в иных отношениях, например, стучать чем-либо по столу, бросать или портить предметы, не говоря уже о недопустимых телесных наказаниях. Всё это - следствие того, что система «Преподаватель + Ученик» пошла вразнос, её устойчивость нарушилась.
Даже если ученик по какой-то причине считает, что он может проявлять непослушание, следует настаивать на своём - либо он убирает гаджет со стола, либо он убирается из учебной аудитории, иных вариантов нет. Пока не будет достигнуто послушание, лекция не будет продолжаться. Наказанными остаются все, включая остальных учеников, поскольку потеря времени на объяснение усложняет для них контрольную работу.
Кстати, ситуация, когда за проступок члена коллектива наказывается весь коллектив – самый тот метод Макаренко, самая она – манипуляция. Макаренко устанавливал иерархию в колонии. Тем же занимаются и в местах отправления наказаний. Ну а вы чего хотели? Манипуляция бывает разная. Вы как ЛЮБЯЩИЙ родитель можете манипулировать детьми, чтобы они не совали пальцы в розетку и не кидались под быстро мчащийся транспорт. Или как ДЕМОКРАТИЧНЫЙ родитель, можете сказать себе: «Мой ребёнок СВОБОДЕН, он на собственном опыте должен узнать, что опасно, а что безопасно, а я не буду им манипулировать, я не буду прививать ему чувства опасности, не буду запрещать ему кидаться под машину, совать пальцы в розетку, играть со спичками рядом с газовой колонкой и прочее». Ну что ж, ваш выбор. Если вы – насекомое, которое откладывает за жизнь две тысячи яиц, и у вас нет времени, чтобы воспитывать вашего ребёнка, то это - тоже метод. Но если вы - человек, и количество ваших детей не превышает количество пальцев у вас на руках и ногах, тогда вам, по-видимому, дорог каждый ваш ребёнок, тогда надо его воспитывать, и без элементов манипуляции вам не обойтись.
ПРИМЕР эффективной манипуляции
Плохое поведение студентов вызывает дополнительную контрольную работу или дополнительное курсовое задание.
Всегда преподаватель может объяснить, что он рассчитывал эту сложную тему объяснить более детально, и не предполагал по ней делать контрольную работу, но если времени не хватило по вине таких учеников, которые не убирали гаджет со стола или вели себя ещё хуже того, тогда придётся этот материал задать в качестве домашнего задания, а на следующем занятии провести краткое тестирование или контрольную работу для проверки того, насколько эти знания усвоены всеми учениками.

Логика простая: не хотите работать по легкому алгоритму, тогда будете работать по тяжелому алгоритму.

И это не является местью, это является вынужденной мерой преподавателя, который вынужден укладываться в определенные временные рамки для преподавания определенных знаний.
Если ученики не сотрудничают, они наказывают себя, если они препятствуют преподаванию, они наказывают не только себя, но и своих товарищей.
Если они сотрудничают, они зарабатывают бонусы – усвоили на лекции, не будет дополнительной контрольной, или тестирования.
Проблема отправлена во внутренний контур автоматического управления и о ней можно забыть.
Проблема гаджета на столе должна решаться не в рамках отдельного преподавателя или отдельного предмета, а всегда одинаково.
Если происходят лабораторные работы, студенты, зачастую, имеют больше свободы, за ними не ведётся такое пристальное наблюдение, как во время лекций. Они могут свободно перемещаться по лаборатории, советоваться, обсуждать что-то. В этих условиях преподавателю может показаться, что требование убрать гаджет не обязательно, и это - ОШИБКА. Это требование ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ. Для использования гаджетов есть перемены и всё прочее время вне занятий. Спорить с этим бессмысленно. Никакие отговорки не работают. Ученику не может понадобиться заглянуть в «Википедию» во время любого вида занятий, тем более -открывать электронную почту или социальные сети. Абсолютность этого требования является одним из ключевых факторов преподавания.
Но гаджет не следует портить. Портить чужое имущество преподаватель не имеет права ни при каких обстоятельствах.
Вместо того, чтобы выбрасывать его в окно, данная героиня кино могла бы забрать его и сказать: «Родители получат его позже у директора».
Всегда следует ДЕЙСТВОВАТЬ В РАМКАХ ЗАКОНА И СОБЛЮДАТЬ УВАЖЕНИЕ даже в том случае, когда этого уважения обучающийся ВРЕМЕННО НЕ ДОСТОИН. Ведь преподаватель не войну ведёт с учениками, он должен делать из них людей, даже из тех, кто преподавателю в данный момент не нравится. С послушными учениками работать просто. А следует научиться с непослушными работать так, чтобы они преподавателя уважали. Уважать они будут только в том случае, если не будет неадекватных действий, а будет справедливость.
НАКАЗАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ПРЕВЫШАТЬ ВИНУ
Ученик всего лишь швырнул бумажки, преподаватель должен был найти слова, чтобы он их собрал и извинился. Можно было просто ответить: «Время идёт, и ты им распорядился не лучшим образом вместо того, чтобы решать задачи будешь сейчас собирать листки».
Если человек швырнул бумажки - ответное действие не должно быть более вредоносным, чем швыряние бумажек. На плохое слово нельзя отвечать ещё более плохим словом, ни на какое слово, каким бы оно ни было бранным, нельзя отвечать действием. Нельзя давать оплеуху за оскорбление, каким бы обидным оно ни было.
Если студент ударил учителя (боже, до чего я дофантазировался! Надеюсь, таких эксцессов не происходит нигде?), даже в этом случае учитель не должен ударять студента. Защищаться от ударов имеет право каждый, а наносить ответные удары нельзя. Соответственно, защита от разбрасывания бумаг не должна по вредоносности превышать эту форму бунта. Он бросил ваши бумаги – максимум, что можете сделать в ответ, это БРОСИТЬ ТУДА ЖЕ ЕГО БУМАГИ. Брошенную бумагу можно поднять, выброшенный в окно гаджет может оказаться сломанным. Превышение необходимой обороны – это как минимум здесь имеет место, и это очень плохо. Нормальный преподаватель отвечает на оскорбление не более сильно, нежели его оскорбили, разумный преподаватель отвечает в меньшей степени сильно всегда, а хороший преподаватель просто не получает оскорблений никогда.
В первый день знакомства он своим поведением должен показать и доказать (не делая этого специально, а просто по тому, как он сам ведёт себя с учениками), что оскорбления в данном учебном процессе неприемлемы принципиально – никогда и ни к кому, и никем. В принципе оскорбления словом, действием, чем угодно. Неповиновением, в данном случае невыполнением обязательных норм поведения. Преподаватель даёт листки с заданием, для ученика принципиально невозможно иное поведение, кроме как получить листки и приступить к выполнению задания. Если он листки не взял, бросил, порвал, и так далее – достаточно просто сообщить, что его контрольная работа на сегодня закончена с оценкой «неудовлетворительно» и он далее не нужен, может идти на все четыре стороны, чтобы не мешать тем, кто работает.
Самым сильным наказанием для ученика является запрет являться на все последующие занятия.
Результатом является неудовлетворительная оценка за год по этому предмету.
Для школьника это является основанием для того, чтобы его оставили на второй год, для студента это отчисление.
Если школьник не боится остаться на второй год, или если студент не боится отчисления, таких учеников следует исключать из учебного процесса простой ПРОСЬБОЙ не приходить на занятия. Если он и после такой просьбы приходит и мешает, тогда следует обращаться к администрации. У студента изымают студенческий билет, отчисляют, выселяют из общежития и так далее. У школьника есть родители или опекуны. Им сообщается, что школьник останется на второй год, если не исправит своё поведение и не сдаст долги по полученным двойкам. Всё ведь очень просто. Зачем выбрасывать гаджеты из окна?
Надеюсь, теперь со мной согласитесь, что «Те, кто снял этот ролик – идиоты, а те, кто хвалят учительницу – имбецилы».

Феномен одобрения

Почему зрители этого короткометражного фильма одобряют учительницу? Им ошибочно кажется, что у учительницы не было другого выхода, также им ошибочно кажется, что выход из ситуации, который она нашла, очень хороший.
Давайте разбираться. Какие задачи стоят перед педагогом? Задача передачи знания и задача воспитания. Причем, воспитывать надо не только тех, с кем легко, то есть остальных школьников, но и тех, с кем нелегко, порой даже очень трудно.
Чего она добилась в результате? Шок всех остальных школьников, и шок вместе со стыдом и озлобленностью со стороны того школьника, которого она наказала, выбросив гаджет в окно и заперев окно.
А вообще она имела ли право допускать, чтобы школьник выпрыгнул в окно? А если бы он сломал себе руку, или тем хуже - позвоночник, или шею, или получил черепно-мозговую травму? Весело было бы ей?
Рассмотрим последствие того, что произошло даже при том, что школьник всего лишь посрамлён, и даже в допущении, что гаджет не пострадал. Кто мешает школьнику заявить, что он разбит и окончательно испорчен? Экспертизы ведь не было! Он достанет где-нибудь подобный гаджет, бесплатно или по смешной цене, принесёт в школу вместе с заявлением от родителей с требованием компенсировать материальный ущерб. Целый класс свидетелей того, что она сделала это преднамеренно, и не было никаких чрезвычайных обстоятельств, оправдывающих такое поведение. Из её и без того не слишком большой, по-видимому, зарплаты будут высчитывать стоимость нового гаджета. Больше она так не делает никогда. Следовательно, В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ ПОБЕДИЛ ШКОЛЬНИК. Он будет хвастаться новым гаджетом перед одноклассниками, а если он действительно нашёл где-то сломанный, тогда у него теперь их будет два - новый и старый. Что она предпримет, если на следующей контрольной работе он снова выбросит листки на пол? То же самый приём? Сомнительно. В лучшем случае она поступит так, как должна была поступить в первый раз, а в худшем - как угодно, но всё равно плохо, поскольку это будет уже вынужденное отступление, утрата позиций. Она выбросила в окно уважение к себе со стороны всех учеников данного класса, а может быть и всей школы.
Почему одобряют её действие? Потому что оно драматически обставлено? Волшебная сила искусства? Ничего подобного. Одобряют, потому что согласны с тезисом «школьники совсем обнаглели» или «студенты совсем обнаглели».
А почему они «обнаглели», никто не задумывался?
Мать кричит на того ребёнка, который не слушается простых слов. Она добивается лишь того, что он не будет слушаться и крика тоже. Далее ей придётся применять телесные наказания или смириться, что у неё неуправляемый ребёнок. Но и с телесными наказаниями не всё просто. Если на первом этапе поможет простой шлепок - просто потому, что это вызовет удивление и только в первый раз, то далее ребёнок поймёт, что шлепок – это не больно и не страшно. Далее ей придётся делать ребёнку больно. А потом - ещё больнее. И так далее. Система «Родитель + Ребёнок» идёт вразнос, это система с обратной связью, которая становится неустойчивой. Слишком сильное обратное воздействие, слишком быстро родитель ожидает положительного эффекта от этого воздействия, и система переходит в режим колебаний с нарастающей амплитудой.
Воздействие с длительным последействием, нарастающее медленно, только при полном контроле результативности такого воздействия - это более эффективное управление, это устойчивая стабилизация.
Если ребёнок не послушался, существует две задачи: стабилизировать ситуацию конкретно сейчас, в данный миг, и стабилизировать процесс воспитания в целом, чтобы ребёнок впоследствии в подобной ситуации слушался.
Но процесс воспитания состоит в том, что на первых порах, пока ребёнок мал, он должен слушаться родителей безусловно, а чем старше он становится, тем меньше должна быть безусловная власть родителей, и тем сильнее должна становиться условная власть, то есть власть, основанная не на позиции «родитель», а на понимании ребёнка, что есть ряд вопросов, в которых мнение родителей важно, и с ним следует считаться, поскольку они хотят ему добра и только добра. Наконец, ребёнок становится взрослым и достигает такого состояния, когда послушания вообще нет, а есть лишь добрый совет, который родители вольны давать, но который взрослый сын или взрослая дочь отнюдь не обязаны воспринимать как повеление, который они имеют право игнорировать, отвергнуть, не нарушая уважительных отношений, без страха разрушить родственные отношения.
Старшеклассники и тем более студенты постепенно выходят из-под родительского контроля, и это хорошо, это правильно, это неотъемлемая компонента взросления. Если родители пытаются сохранить полный контроль над своими детьми, они совершают большую педагогическую ошибку. Но если студент перестаёт слушаться родителей, он может решить, что тем более он не обязан слушаться преподавателей. И он будет прав. Слушаться их он не обязан. Но выполнять их законные требования - это его обязанность, которая ему делегируется добровольным принятием им на себя роли студента. Хочешь быть студентом -подчиняйся правилам университета, не хочешь подчиняться правилам университета - прощайся с университетом. В школе должно закладываться подобное понимание. Даже если конституция гарантирует тебе право на получение среднего образования, из этого не следует, что кто-то обязан приносить тебе в жертву самоуважение и личную профессиональную свободу. Если ты не хочешь получать образование, ты можешь идти куда глаза глядят, отказ от получения образования является достаточным основанием для отказа от выдачи документа об образовании. Школа или университет дают возможность получить образование, а ученик должен эту возможность взять. Не берёт, значит, не получит. Не слушаешь учителя, следовательно, не услышишь. Не делаешь контрольные работы,
следовательно, не получишь положительную оценку. Значит, ты не учился, а пребывал в школе или в университете, то есть просто напрасно тратил свою жизнь на то, что тебе не дало ровным счётом ничего. Никто не может заставить кого-либо учиться, как нельзя заставить человека жить счастливо. Можно объяснить, что жить счастливо намного приятнее, чем жить несчастливо. Следовательно, быть грамотным (образованным) лучше, чем быть неграмотным (необразованным). Получи возможности и воспользуйся ими, или ты накажешь только себя. Таким должен быть принцип образования.
Учитель или преподаватель не на войну с учениками приходят, а на деловую встречу, для сотрудничества. Взаимное уважение должен получать каждый до тех пор, пока не доказал, что лично он его не достоин. Если школьник продемонстрировал, что он временно недостоин уважения, надо осуждать не его как такового, как человека (с оценкой всей его прошлой и всей будущей жизни), а осуждать его конкретный поступок или поступки здесь и сейчас, воздействовать на него с целью побудить (а не заставить) его изменить своё поведение. Не надо заставлять его меняться, эта задача не решаемая. Надо понудить его изменить поведение, этого достаточно. Человек, который достаточно часто адаптирует своё поведение к ситуации, в конце концов адаптирует и самого себя. Тот, кто часто делает добрые дела, поневоле становится добрее, а тот, кому сходят с рук плохие поступки, поневоле становится хуже - злее, эгоистичнее, более безответственным.
Не следует хвастаться ОБРАЗОВАНИЕМ
      «Ибо нет невежества позорнее, вреднее и ближе к великой пагубе, чем то, которое, будучи сковано безрассудством надежды, полагает, что приближается к вершинам, а само не знает низов и середин».
      Алонсо де Картахена (ок.1400 г.)
Поскольку обсуждаемый фильм просто кишит педагогическими ошибками, отметим ещё одни из них. Не следует кичиться образованием. Тем более не следует кичиться дипломом (что не эквивалентно образованию). Школьный учитель в любом случае должен иметь диплом о высшем образовании, а любой школьник не может его иметь. Поэтому напоминать школьникам о том, что вот дескать у меня есть красный диплом, а у тебя нет - это глупость и антипедагогический поступок. Сравнивать можно лишь соизмеримое. Школьник несоизмерим с учителем. Диплома нет ни у одного из школьников, ну и что? Разве из этого следует, что все школьники хуже этого учителя? Может быть, эта учительница на всю жизнь останется учительницей, будет всю жизнь преподавать один-два предмета, причем,
преподавать плохо, потому что видно, что своих учеников она не любит, ведёт с ними войну. Возможно, что кто-то из её учеников не благодаря ей, вопреки её педагогическим ошибкам станет академиком, или хотя бы просто кандидатом или доктором наук. То есть по уровню образования он её превзойдёт. Ну и что? Может быть, тогда ему надо будет приехать к ней и сказать: «У меня есть докторский диплом, а у тебя нет и никогда не будет!» Это будет достойный ей ответ. Сначала она сказала ему: «Я тебя лучше, потому что я образованнее тебя!», а потом он ей ответит: «Я тебя лучше, потому что в твои годы я получил лучшее образование чем ты, и добился большего!» И он будет прав, а она была не права, так как надо сравнивать с оговоркой «в том же возрасте».

Заключение

По-видимому, педагогику в принципе преподают в университетах. Но далеко не секрет, что для преподавания в университетах для лиц, обладающих научной степенью, знание педагогики не требуется. По-видимому, считается, что если человек защитил научную диссертацию, то он безусловно является специалистом по педагогике. Вероятнее всего, это мнение ошибочное. По нашим сведениям, преподаватели обязаны проходить повышение квалификации по информационно-коммуникационным технологиям. Таким образом, необходимо, чтобы преподаватели грамотно использовали гаджеты. Но педагогика не обязательна, следовательно, грамотно заниматься преподаванием не обязательно. Достаточно, чтобы преподаватель сам знал предмет, который он преподаёт, и вовсе не обязательно, чтобы он умел обучать других этому предмету. Если бы речь шла о повышении квалификации сложившимся личностям, вероятно, это было бы достаточно. Обучение студентов, которые сами не всегда понимают, для чего именно они поступили в университет, что именно является для них главным для наиболее успешной дальнейшей жизни и карьеры, по-видимому, педагогика все-таки нужна. Нам возразят, что каждый обучающийся проходил педагогическую практику. Во-первых, не каждый, а только обучающийся, начиная с некоторого года, когда эта педагогическая практика стала обязательной. Во-вторых, приблизительно понятно, как эта практика проходит. Обучающийся помогает другому преподавателю, который сам педагогом не является, проводить какие-то занятия - это в лучшем случае, а в худшем он просто получает формальный зачет за какие-то иные заслуги.
Преподаватели должны уметь избегать конфликтных ситуаций, где это возможно, погасить конфликт, где это оказалось невозможно, из каждой ситуации извлечь воспитательную пользу, а главное -заинтересовать, мотивировать студентов и учеников. А кто проверял, умеют ли они это делать? Отсюда возникают отношения между преподавателями и учениками, которые не удовлетворяют обе стороны, взаимное недовольство, снижение качества обучения, в конечном итоге либо отчисление тех, кто мог бы учиться, либо выпуск с троечными дипломами тех, кто мог бы лучше освоить предлагаемые предметы, но не был достаточно мотивирован. Абсолютно такая же, и во всяком случае не меньшая вина за плохое обучение лежит и на студентах, но о школьниках такое нельзя утверждать, ведь они являются продуктом той учебно-воспитательной системы, которая их обучала.

Данная статья не направлена ни на кого лично и не имеет в виду никакие конкретные университеты или школы, она обобщает длительные собственные наблюдения и выводы автора.