Римская аллюзия

Олег Сенатов
Сравнение Соединенных Штатов Америки с Римской империей является общепринятым. Попробуем  использовать эту аналогию в футурологических целях. Римская империя пала в IV веке н.э.; что послужило тому причиной?
Во-первых, своим образом жизни и  богатством она составляла резкий контраст по отношению к окружавшим ее варварам, вызывая у них неодолимое желание, разграбив римские города, их уничтожить.
Во-вторых, охватив империю сетью первоклассных дорог, римляне открыли путь на Рим летучей варварской коннице, которая иначе застряла бы в европейских лесах.

После второй мировой войны США совместно с примкнувшими к ним странами Европы, Японией и «азиатскими тиграми» развернули глобальную  империю:
- опираясь на американскую инновационную систему, совершили техническую революцию, открывшую постиндустриальную эпоху;
-  посредством ВТО унифицировали принципы мировой торговли,
- сделали доллар всемирной валютой,
- консолидировали под своей эгидой мировое банковское сообщество, создав систему «Свифт»;
- накинули на мир Интернет;
- создали глобальные СМИ;
- создали глобальную  систему производства и дистрибуции культурных продуктов: музыки и кино;
- охватили весь мир унифицированной системой авиационных перевозок;
- коммерциализировали спорт, превратив его в отрасль мировой экономики.
Это перечисление можно было бы продолжить на нескольких страницах. Создав этот Pax Americana, США собрались им править единолично.
Но не тут-то было! Оказалось, что в глобализированном мире прекрасно освоился политически независимый Китай, имеющий преимущества большой численности населения (1,5 млрд. против 1 млрд. объединенного Запада) и принадлежности к древней цивилизации, выработавшей конфуцианскую этику с ее жесткой социальной дисциплиной. Не удивительно, что, воспользовавшись плодами глобализации, Китай обогнал США по размерам ВВП (здесь усматривается аналогия с германцами, использовавшими построенные римлянами дороги для победы над Римом).
В правящей американской элите царит паника: что делать против китайской угрозы, нависшей над руководящей ролью США? Им видится один выход один – объявить Китаю санкционную войну, исключив его из глобализованного мира. Сценарий такой войны США сейчас опробует на России. Уже становится ясно, что ее успешности мешают два фактора:
Во-первых, санкции бьют рикошетом по Западу; в случае Китая этот эффект будет несравненно сильнее, чем с нами.
Во-вторых, бывшие страны «Третьего мира» - на Ближнем Востоке, в Африке, Юго-восточной Азии, и даже в Латинской Америке открыто не желают поддерживать западные санкции; в случае Китая такое нежелание будет еще сильнее.
Итак, санкционная война – не панацея. Все же я не стал бы недооценивать возможности англо-саксов в экономической войне; - ведь их отличают упорство и беспринципность, столь полезные в политике. Например, они могут склонить на свою сторону Индию, догоняющую Китай, и с ним конкурирующую.
Но, даже добившись успехов в экономической войне, США все же обречены на упадок. Здесь тоже помогает аналогия с Римской империей. Когда после падения Рима варвары слились с его коренным населением, то получившиеся этносы были скорее варварами, нежели римлянами.
Тот же процесс полным ходом сейчас идет в США; через их южную границу вливается непрерывный поток из миллионов латиносов, в результате чего в некоторых районах американского Юга население уже не говорит по-английски. О чем это говорит? Пришельцы не желают ассимилироваться, и через некоторое время нашествие полчищ людей, чьи предки еще недавно спрыгнули с ветки, приведет к необратимым этническим изменениям, как это уже давно происходит в Европе; влияние  англо-саксов в США будет падать, в связи с чем будут улетучиваться свойственные им рационализм и протестантская этика, обусловившие успехи западной цивилизации. США захиреют, и Запад пожухнет, потеряв руководящую роль в мире.
Стоит ли этому радоваться? Отнюдь! Еще раз прибегнем к аналогии с Римской империей; после падения Рима на Европу опустилась долгая ночь Средневековья; жизнь примитивизировалась. Уровень сложности общества, свойственный Римской империи, был достигнут только в XVIII, а то в XIX веке; человечество было отброшено на полторы тысячелетия вспять.
То же произойдет и после краха глобализации: жизнь станет беднее и скучнее, чем сейчас, причем не только на Западе, но и в странах – победителях.
                Май 2022 г.