Карасёв

Николай Вознесенский
(Из  дневника Гринёва)
Василий уехал в Москву где-то  в двадцать девятом или тридцатом  году. Там  он  поступил  на  завод  рабочим, учился  в  вечерней  школе.  Близко  сошёлся  с  троцкистами и тайно помогал им.  Поступил  на рабфак, учил немецкий язык.  Ходил  в  аэроклуб, где  прыгал  с  парашютом. 
Он даже не заметил, как троцкисты свели его с одним молодым человеком, тоже посещавшим аэроклуб.  Тот взял Василия  в  напарники  и  обучил его вождению самолёта. Они   подружились. А к 1936-му году он понял, что завербован  немецкой  разведкой, но не расстроился, а только сказал своему другу:
— Мог бы сразу сказать прямо, мы  же  друзья.
— Извини, друг.  Не мог. Не имел права. Дисциплина.
Так  и  пошла  у  них  совместная  дружная «работа».
Троцкисты его уже не трогали, не привлекали к своей  деятельности.  Он  уже  был  не  их, а  немецкий.
Раза два он приезжал в село навестить свою мать и двух братьев  с 1927 и 1930 года рождения. Отец его умер  в тридцать четвёртом от туберкулёза,  а  мать  умерла  в первой  половине  1941  года. 
 В тридцать восьмом году летом Василий привёз с собой  своего друга, который по-русски  говорил, вероятно, с акцентом, поэтому Василий  выдал  его за глухонемого, чтобы  не  было  лишних  расспросов.
Мы  жили  тогда  за  речкой  на  краю  села, на  «Воронке».   
Как-то  наша соседка Аксинья Грызлова зашла к нам и говорит  моей  матери:
— Послушай, Алён.  Вася-то  Карасёв  всё  говорил, что  его  друг  глухонемой.  А  нынче  утром  они  идут мимо  нас,  а я как раз собиралась  бельё вешать.  А  они идут и разговаривают  на  каком-то непонятном  языке, не по-нашему  и  всё  время  оглядываются  по  сторонам.  А меня  так  и  не  заметили,  так  как  я  стояла  за  кустом  сирени.
Я  дождалась  пока  они  отошли  далеко, тогда  только  пошла  в  избу.
— И  правильно сделала.  Неспроста это у них.  Что порядочному человеку скрывать  и таиться?  Может он  шпион  какой  его  друг-то?
— Да чего у нас  тут  шпионить-то  в  деревне?  Кур, да  уток считать?
— Э!  Кто их поймёт. Поди тут, разберись. Чужая душа потёмки.  Ты Аксинья, поменьше  говори,  что слышала их разговор, а  то  ещё  прибьют,  бандиты.
— Да  я  только тебе  и  сказала.
— Вот  и  не  говори  больше  никому.
На  селе  Василий говорил, что он служит в авиации лётчиком.  Говорил  с  недомолвками, немного  таинственно.
«Чтобы  не  разглашать  военную тайну»,– думали люди. 
Волна судов над троцкистами  Василия не задела, он уже был  глубоко законспирирован.  Когда началась война, ему  «сделали» хорошие  документы  и он  ушёл  в  подполье  уже под  другой  фамилией.
После  войны  в сорок пятом  году он опять приехал в село  «в  отпуск».  Говорил, что  служил  лётчиком – истребителем, что  пролетал  не  раз  над нашим селом. 
Люди, с которыми  он общался, согласно кивали головами, поддакивали ему,  но  потом  судачили:
— Вы посмотрите, как он говорит о войне. Ну как по книжке читает.
— Точно.  Как артист в театре.  Что-то  искусственное  в его рассказах.
— Да и наград никаких нет. Даже задрипанной  медальки  какой-нибудь  нет.
— Он, наверное, где-нибудь в тылу  скрывался  от войны,  а сейчас  вылез  наружу  и   бахвалится.
— А может  он  там,  в  Москве  под  другой фамилией живёт?
Потом  Василий  уехал в  Москву  и  как  в  воду  канул.
Больше о нём ничего не было слышно.   
Вероятно, провалился, как шпион. Но так как он жил под другой фамилией, то  и  никакого  следа  в  село  не  привёл.
                *      *     *
В  конце  пятидесятых  годов, точнее,  в1959  году  я,  приезжал  в  Москву  погостить  у  родственников, заехал  к  своему  дяде  по  материнской  линии.
Он  до  1955  года  служил  в милиции,  в  ОРУД,  но  когда  я  у  него  был  в  гостях,  он  уже  был  на пенсии.   Подполковник  запаса. 
Я  спросил  у  него  о  Карасёве,  так  как  Дмитрий  Артёмович (мой  дядя)  и  Василий  Карасёв  были   сверстники, родились  и  выросли в  одном  селе,  только  мой  дядя  уехал  в  Москву   на  несколько  лет  раньше  Василия.

— Я  сам интересовался  по  этому  поводу. Особенно  после  дорожного  происшествия, когда  автомобилем был  сбит  человек  насмерть.  По  долгу  службы  я  вёл  расследование  и  выезжал  на  место  этой  аварии.
Сбитый  мужчина  был  очень  похож  на  Василия,  но  паспорт  был  у  него совершенно  на  другое  имя  и  фамилию.
Моя  служба  расследовала  по  своей линии.  А  дальше   вёл  дело  уголовный  розыск.  И  я  это  дело  ворошить  не  стал.
А  насчёт  твоих  сомнений, о  которых  ты  мне  рассказал,  я  согласен.

   
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––