70 лет, как умер Сталин

Николай Панов
       Так случилось, родившись через несколько лет после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, я всегда ощущал его незримое присутствие в своей жизни. Имя вождя часто звучало в разговорах моих родителей, а его облик глядел на меня с бабушкиной медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». Поэтому не хочу прибегать к цитатам из написанного историками, а вспомню то, что сам видел и слышал.

       Мой дошкольный период жизни прошёл в доме бабушки по материнской линии, с которой проживал её сын, а мой родной дядя. В начале 1960 – х годов только и разговоров было о выносе тела Сталина из мавзолея Ленина. Народ слагал по этому поводу различные небылицы, одной из которых была версия, что Никита Сергеевич Хрущев освободил для себя место возле гроба Ленина. Так ли это или нет, не знаю, но после полёта в космос Юрия Гагарина авторитет Хрущева был на большой высоте. Этому способствовал слух, что сын Хрущева участвовал в ракетной программе, а также знаменитый случай с ботинком во время выступления Хрущева в ООН. Везде и всюду были яркие портреты Хрущева и улыбающегося Гагарина, которые на время приглушили любые воспоминания о Сталине. Хотя, я часто слышал разговоры бабушки и дяди, где упоминались ближайшие соратники вождя: Молотов и Маленков. Последнего колхозники особо почитали за отмену высоких налогов. Был тогда в моде такой стишок: «Берия, Берия, вышел из доверия, а товарищ Маленков надавал ему пинков». Бабушка никак не могла понять, почему Маленков убрал Берию, а Хрущев убрал Маленкова, ведь, они при жизни Сталина были закадычными друзьями. Дядя пытался объяснить матери, что в Политбюро не бывает друзей, а только товарищи по партии. Раз партия осудила культ личности Сталина, значит так и должно быть. Вообще, дяде из ближнего круга Сталина больше всех нравился Молотов, которого исключили из партии и отправили в ссылку в Сибирь. «Вячеслава Михайловича надо было поставить во главе Совета министров! – говорил он. – Тогда бы у как зажили!» Фразу: «у как зажили», мне по малолетству было не понять…   

       Культ личности Сталина начали развенчивать ещё до моего рождения, а на моей памяти был вынос тела Сталина из мавзолея и переименование всех городов, носивших его имя в своих названиях. Много разговоров тогда было о городе на Волге, который стал Волгоградом, а знаменитая битва осталась по – прежнему, Сталинградской. Что такое «культ личности Сталина», против которого велась настоящая борьба, мне было невдомёк. Дядя говорил, что это когда портреты вождя висели в каждом доме, а в городах и сёлах стояли памятники и бюсты «усатого грузина». Про «усатого» мне было понятно, так как бабушка работала ночным сторожем в детском саде и брала меня с собой на смену. В детсаде, за шкафом стоял портрет Сталина, в маршальской форме и с аккуратными седоватыми усами. Но, почему Сталин был грузин, никак не мог понять, ведь, фамилия была русская. Однако дядя доходчиво объяснил мне, что Ленин и Сталин, это не фамилии, а партийные клички.

         – Ленин, с детства носил фамилию Ульянов! – сказал дядя. – А Сталин был Джугашвили, родом из грузинского города Гори.

       – Тогда Ленин был родом из города Ульяновска, который на Волге! – закричал я, показав свои познания в географии.

       – Правильно! – сказал дядя. – Только Ленин родился в Симбирске, а уже после его смерти город стал называться Ульяновском.

       – А почему Ленина не ругают за культ личности? – наивно спросил я. – Его портреты тоже висят во всех домах и памятники везде стоят.

       – Так, малыш, прекращай задавать дяде такие вопросы, а то меня сошлют туда, куда Макар телят не гонял! – отрезал дядя и добавил. – Мне скоро в партию вступать…

       Как не пытался я узнать у дяди, «куда Макар телят не гонял», он так и не ответил. Ситуацию прояснила бабушка, которая, недолго думая, назвала это загадочное место:

       – За сибирской тайгой лежит тундра, а за ней Северный Ледовитый океан. – ответила бабушка. – Туда «Макар телят не гонял», а при Сталине туда «врагов народа» высылали.

       – А кто такие «враги народа»? – спросил я у бабушки.

      – Это такие плохие люди, которые против Сталина были. – последовал ответ. – А сейчас многих из них оправдали. Говорят, что по ошибке в тюрьму угодили. Только я не верю. Сталин никого просто так не сажал…

       В школу я пошёл уже из родительского дома, где проживали младшие братья и было гораздо веселее, чем у бабушки на селе. В конце первой четверти, учительница велела нам, первоклассникам, открыть Букварь на такой – то странице, где был портрет Никиты Сергеевича Хрущева и назавтра заклеить его плотной белой бумагой. Зачем и почему, она не стала долго объяснять своим маленьким ученикам:

       – Родители в курсе, они вам и расскажут! – отрезала Вера Васильевна.

      Дома, действительно, уже знали, что делать и мать без лишних слов заклеила портрет Хрущева белой бумагой, в которую обычно заворачивали халву в магазине.

      – Еле выпросила у Раисы кусок бумаги! – гордо заявила мать. – Раиса ругается, выручки никакой, всем только белую бумагу подавай! А у них, серой то бумаги полно, а этой, для халвы, осталось, кот наплакал!

       – Мам, а зачем велели заклеить Хрущева? – спросил я.

       – Сняли со всех постов за волюнтаризм! – ответила мать. – При Сталине расстреляли бы и дело с концом! А нынче, на пенсию отправили…

       Когда во главе страны стоял Леонид Ильич Брежнев, народ заговорил в открытую о Сталине. Даже снимались художественные фильмы, где Иосифа Виссарионовича Сталина показывали, как вождя Советского Союза, великого полководца, под руководством которого одерживались победы в Великой Отечественной войне. А в конце правления Брежнева, которое ещё называли «эпохой застоя», портреты генералиссимуса Сталина можно было увидеть в многолюдных общественных местах. Например, в такси, в салонах городских автобусов или в банях. В разговорах простых людей всё чаще можно было услышать такие фразы: «Эх, сейчас бы Сталина из могилы поднять, он бы быстро навёл порядок в стране!» или «При товарище Сталине такого наглого воровства и приписок на производстве, как теперь, не было!»

       Как было при Сталине, я не знаю, но когда страну, после смерти Л. И.  Брежнева, возглавил Юрий Владимирович Андропов, то народ заговорил о возврате «сталинских времен». Началась компания по борьбе с приписками, стали ловить и сажать в тюрьму «несунов», а прогульщиков и тунеядцев стали направлять на принудительные работы. Помню, как на время отпуска выдавалась по месту работы справка, которую носили с собой даже при походе в магазин. А иначе, можно было угодить на овощную базу, где заставляли перебирать гнилой лук или на очистку тротуаров от снега. Старики говорили, смеясь в бороды, что при Сталине гораздо строже было. Однако никто из них не охаивал былые времена, а наоборот, тов. Сталина вспоминали, как выдающего руководителя государства, при котором была жесткая дисциплина во всех отраслях производства.

       Отец мой, при Сталине, чуть было не угодил в тюрьму по «Закону о пяти колосках». Во время голода 1947 года, с напарником, «запарили пшеничку в кастрюльке», на колхозном поле. Тут, как на грех, приехал молодой агроном, которого ребята угостили пшеничной кашей. Уплетал агроном кашу за обе щеки, а наутро сторожей арестовали и началось следствие, которое стало настоящим жизненным уроком для моего отца. Сначала следователь велел подростку взять всю вину на себя, мол, одиночке – малолетке, если и дадут, то условный срок. Но, оказалось, что верить «ментам» было нельзя. Закон давал право суду назначать реальное наказание подросткам с 12 лет, а отцу тогда шёл уже шестнадцатый год и «светило» ему до 10 лет колонии. Спасло отца «чудо»: ему сменили следователя, который знал их семью и не стал портить малолетке жизнь. Однако, несмотря на уголовное преследование при сталинском режиме, мой отец никогда плохо не отзывался о Сталине. Наоборот, говорил, что при Сталине порядка больше было, а в армии не знали такого понятия, как «дедовщина».   

       Отца призвали в армию в 1951 году, а смерть вождя он воспринял, как тяжелую утрату для страны, и лично для себя. Слёзы сами наворачивались на глазах солдат, а командиры не пытались сдерживать рыдания. У моей мамы, и вовсе, день смерти вождя совпал с её днём рождения. Она тогда училась в сельскохозяйственном техникуме и жила в общежитие. По её рассказам, все студенты горько плакали в дни траура в стране. В городе были приспущены траурные красные флаги, на лицах жителей была неподдельная скорбь и печаль по утрате любимого вождя. Это в годы горбачевской перестройки, в прессе стали появляться статьи политических деятелей, которые утверждали, что радовались смерти «тирана Сталина». Вероятно, «радовались» в глубине души, свернув из трёх пальцев «фигуру» в кармане. Иначе, если бы народ заметил их радость на лицах, то разорвал бы «врагов» в клочья. Как говорил мне отец, советский народ может и не любил вождя, но уважал, это точно. Под руководством И. В. Сталина была одержана великая победа над гитлеровской Германией, поэтому его авторитет был непререкаем. Хрущев пытался очернить заслуги Сталина, осудив сначала культ личности, а затем придав забвению его имя и дела. Как – то вдруг, Сталин исчез из литературы и кинофильмов, а в учебниках истории упоминался, как инициатор массовых репрессий. Однако обмануть простой народ было непросто. Люди помнили, как ежегодно снижались цены после войны, а разрушенные города и сёла возрождались из руин. И за всем этим маячила фигура вождя – Сталина.

       В 1977 году, будучи курсантом лётного училища, я узнал о доме – музеи И. В. Сталина в городе Гори. Во время зимнего отпуска, курсант – грузин из нашей лётной группы гостил в Гори у родственников и посетил музей вождя. В Гори стоял величественный памятник Иосифу Виссарионовичу, который местные власти не стали сносить, когда началась компания по разоблачению культа личности Сталина. На родине Сталина открыто продавались портреты и другие сувениры с изображением вождя. От этого курсанта я узнал, что Иосиф Джугашвили, прежде чем стать Сталиным, был Коба, и вместе с Камо грабил кареты царских казначеев. Про Тер – Петросяна или Камо, был снят художественный фильм, который в детстве я смотрел несколько раз, но не помню, чтобы там мелькал Коба или Сталин. А, ведь, они были родом из одного города Гори, с детства дружили, а потом посвятили свои жизни идеям революции и большевизма. За то ограбления Камо показали подробно…

       Надо заметить, что Хрущев за 11 лет пребывания у власти, так и не смог вытравить в народе память о Сталине. Как ни старались писатели во время хрущевской «оттепели», но особого вреда образу Сталина они не нанесли. При Брежневе, вовсе, ходили слухи о скорой реабилитации генералиссимуса. Возможно, постепенно компания по разоблачению культа личности вождя сошла бы на нет, а имя Иосифа Виссарионовича Сталина встало бы в один ряд с именем В. И. Ленина, как это было до ХХ съезда Коммунистической партии Советского Союза. Но, в 1985 году к власти пришёл Михаил Сергеевич Горбачев, объявивший перестройку и гласность, на волне которой началась оголтелая антисталинская информационная истерия. Как из рога изобилия стали появляться разоблачительные статьи о преступлениях Сталина и его соратников. По утверждениям историков, смерть Ленина была на совести Сталина, который для достижения единоличной власти не останавливался ни перед чем. С лёгкой руки историков в жертвы Сталина записали М. В. Фрунзе, который умер на операционном столе. В самоубийстве его жены, Надежды Аллилуевой, обвиняли опять же Сталина. Жертвы политических репрессий в СССР, также относили на совесть И. В. Сталина. За короткий период, после мощного выброса компромата, народ и засомневался в непогрешимости «вождя всех времен и народов». Семена подозрения были засеяны ещё в советское время, а после развала Советского Союза антисталинские всходы не заставили себя долго ждать. И, хотя, многие публикации перестроечного периода с разоблачениями Сталина и соратников оказались фальшивыми, народ в них поверил и проникся ненавистью не только к Сталину, но и ко всему советскому, коммунистическому и русскому, вообще. Вы спросите почему? Потому, что товарищ Сталин всегда подчеркивал главенствующую роль русского народа. Казалось бы, грузин Джугашвили должен заботиться в первую очередь о Грузии, но потому он и был Сталин, что проявлял заботу обо всех народах Советского Союза, а в первую очередь о русском. При Сталине русский человек в любой республике СССР не чувствовал себя чужим или второсортным. Русский язык на всей территории СССР являлся государственным языком.

       В заключении надо заметить, что за последний год отношение россиян к личности Сталина кардинально поменялось. Как это было в начальный период становления советской власти, так и сейчас, Россия может оказаться в экономической блокаде, которую пытаются установить страны Запада. И тут, как и раньше, могут пригодится стиль и методы работы товарища Сталина. Ведь, именно Иосиф Виссарионович Сталин в 1945 году договорился с США и Великобританией об установлении «двуполярного» миропорядка, который Горбачев и Ельцин, в лихие 1990 – годы, «сдали без боя» на откуп США. Как следствие слома былого «сталинского» миропорядка, стало проведение СВО на Украине, которая, за годы после развала СССР, превратилась при помощи США и стран Запада в оголтелую АнтиРоссию. Глядя на то, как коллективный Запад руками укронацистов тщетно пытается победить и расчленить Россию, хочется напомнить слова И. В. Сталина, ставшие заклинанием: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».