Умберто и Умберто

Александр Чистов
Только-только начался 20-й век. В это время в Италии правил Умберто I.
Королём он был к тому времени уже 22 года. Для Италии 20-й век начинался тяжело. Казна государства была истощена войнами и политическими авантюрами. Бесконечные проблемы с Эфиопией и Эритреей, да ещё и отправка эскадры в Китай. Росли цены на хлеб, страна бурлила… И чем это всё кончится? Неизвестно.

Король приехал в небольшой городок Монца, рядом с Миланом. Ему надо было отдохнуть пару дней от тяжёлой монаршей ноши.
Вечером 28 июля 1900 года король Умберто I отправился поужинать в один небольшой ресторан недалеко от центра Монцы. Карета подъехала к заведению, и охрана кинулась проверять заведение. Всё было тихо, чинно и благопристойно.
Умберто зашёл и первое, что он с удовлетворением увидел – был его портрет в полный рост, с регалиями и орденами. Прекрасно поужинав, король захотел лично поблагодарить хозяина. Ресторатор вышел. Он был как две капли воды похож на короля. Король долго рассматривал его: та же стать, те же глаза, те же пышные усы.
- Я поражён нашим сходством! Если бы я точно не знал, что у меня нет брата-близнеца, - начал король, - я бы сказал, что Вы мой брат-близнец.
- Ваше Величество, - улыбаясь, ответил хозяин, - мне это много раз говорили. Но я тоже точно знаю, что у меня не было брата-близнеца…
- Да… Удивительное сходство… Я бы хотел вас лично поблагодарить за ужин. Даже на моей королевской кухне не могут готовить такой превосходный ризотто с грибами. Как, кстати, вас зовут?
- Умберто, Ваше Величество.
- Умберто? Умберто! Интересно… А давно вы владеете этим рестораном?
- Да, сударь, уже много лет. Я открыл ресторан в 1878 году.
- Я короновался в 1878 году, - внимательно глядя на ресторатора, сказал король, - 8-го января.
Пришло время удивиться хозяину;
- И я открыл этот ресторан как раз 8 января 1878 года.
- А какова дата вашего рождения? – спросил король
- Ваше Величество, я родился 14 марта 1844 года в Турине.
- Как! – вскричал король. – Этого не может быть! Это я родился 14 марта 1844 года в Турине!
- Сударь! Я Вас не обманываю! И могу показать документы.
- Удивительно! Такое совпадение! Я уже собирался уходить, но, присаживайтесь за столик. Поговорим ещё. Попросите принести тосканского.
- Джузеппе, - крикнул хозяин, - принеси-ка нам по бокалу лучшего Кьянти, что у нас есть.
- Вы женаты? – спросил король.
- Да, сударь, давно. Мою жену зовут Маргарита.
- Как Маргарита?! И мою, тоже Маргарита.
- Я знаю, Ваше Величество. Несколько лет назад я придумал новый рецепт пиццы и назвал её Маргарита. В честь Вашей жены и королевы, - и добавил шёпотом, - простите, сударь, но и в честь своей Маргариты тоже.
- Удивительные совпадения! А когда у вас день свадьбы?
- 22 апреля 1876 года.
- Невероятно!! У нас с вами свадьба состоялась в один день! А дети у вас есть?
- Да, сударь. У нас один сын – Витторио.
- Я не верю в подобные совпадения! Нашего единственного сына тоже зовут Витторио! Сеньор Умберто, мне сейчас надо быть в своей резиденции в Монце. А завтра я прошу вас с женой к себе на ужин! Возражения не принимаются! Завтра ещё посидим, поговорим спокойно и обсудим все эти удивительные совпадения!

Вечером король Умберто I всё вспоминал странные совпадения своей биографии и хозяина ресторана Умберто. Спалось королю плохо. Какая-то тревога не покидала его…

К сожалению, самое страшное совпадение судеб двух Умберто было впереди…

Утром за завтраком король сказал:
- Сделайте-ка к вечеру ризотто с грибами. Я пригласил в гости одного человека, хозяина ресторана Умберто, где я вчера ужинал. Постарайтесь приготовить получше! И найдите в погребе самого лучшего Кьянти!

В комнату стремительно вошли министр внутренних дел государства и начальник полиции города Монца.
- Ваше Величество, простите. Случилась ужасная вещь! Сегодня ночью того ресторатора, Умберто, где Вы вчера ужинали, застрелили!
- Как застрелили? Кто?
- Убийца пока не найден. Видимо, ограбление.
- Найти! – закричал король. – Найти и покарать! Что я за король, если не могу обеспечить в государстве покой и порядок? Перетряхнуть весь город, всю страну! Найти убийцу!

Король долго не мог в себя прийти от услышанного. Поскольку запланированный ужин уже не мог состояться, Умберто I решил к вечеру поехать в Милан. Завтра там должен был состояться Государственный Совет. Перед отъездом король решил подъехать к тому самому ресторану, где вчера познакомился с Умберто. Он хотел на месте уточнить некоторые подробности убийства.

Карета подъехала к ресторану. Возле него собралась толпа. Жандармерия никого не пускала внутрь. Король в задумчивости сидел в карете. Наконец он встал, чтобы войти в ресторан.

В толпе находился Гаэтано Бреши, анархист, который несколько лет назад эмигрировал в США, но  специально вернулся в Италию, чтобы убить Умберто I. Гаэтано удалось протиснуться сквозь толпу прямо к карете Умберто I и несколько раз выстрелить в короля практически в упор. Король скончался на месте.

Эти печальные события произошли в Монце 29 июля 1900 года.