Киев. Высшие Женские Курсы. Создание

Влад Каганов
          4 октября (по старому стилю)1878 года состоялось торжественное открытие Высших Женских Курсов(ВЖК).
        Пусть читателей не введет в заблуждение слово «курсов». Главное в этих трех словах «высшие», то есть это было высшее учебное заведение для женщин, поскольку до 1917 года в «мужские» университеты женщин не принимали.

        В связи с открытием ВЖК, профессор университета  Сильвестр Сильвестрович Гогоцкий прочитал лекцию о значении высшего женского образования. В частности, он сказал: «… я готов питать уверенность, что вы вполне оправдаете этот первый у нас пример применения к женщине высшего образования и представите образец той гармонии между наукой и стройностью жизни, которую, к великому сожалении, другие забывают, и которая по преимуществу должна одушевлять период воспитательного образования.»
Газета «Киевлянин» от 5 октября 1878 г. в корреспонденции об этом сообщала, что открытие ВЖК проходило «в присутствии г. попечителя округа, преподавателей университета и других учебных заведений.»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 1861 году в России было отменено крепостное право. Вслед за этим в стране начались крупные политические и экономические реформы.
В это же время набирает силу движение за право женщин не только на среднее, но и на высшее образование.
Так, в  январе 1860 года в Киеве состоялось открытие ПЕРВОЙ в Российской империи женской гимназии.
До этого во многих городах России было открыто около 30 специальных женских школ, которые назывались «институты благородных девиц».В частности, ещё в августе  1838 года такой институт был открыт в Киеве.
В этих институтах, как после и в женских гимназиях, девушки получали прекрасное образование, в том чисте знание несколько инстранных языков. При этом, даже лучшие выпускницы, отмеченные золотыми и серебряными медалями, могли расчитывать лишь на работу учительницами в младших классах женских школ и училищ или домашними воспитательницами дворянских и купеческих детей.
Большинство выпускниц  вполне удовлетворялись подобным положением, другие- активно включались в создание школ в небольших городах и селах, но наиболее энергичные стремились к высшему образованию, полагая, что их знания и способности ничуть не ниже, чем у их братьев- выпускников мужских учебных заведений.
Однако руководители государства, открывая для девочек школы, были категорически против права женщин на высшее образование.
В этих условиях  многие молодые женщины стали уезжать для учебы  в университетах в страны Европы. Так, летом 1873 года, только в университете Цюриха (Швейцария) в числе студенток были 103 девушки из Российской империи, в том числе 43  из украинских губерний, хотя зарубежное обучение могли себе позволить лишь девушки из очень состоятельных семей.

Одновременно за право женщин на высшее образование стали выступать передовые профессора российских университетов.
Первым в 1872 году пробил первую брешь в системе высшего женского образования в России- профессор Московского университета Владимир Иванович Герье (1837-1919),получивший разрешение от министра народного просвещения графа Дмитрия Андреевича Толстого(1823-1889) на открытие в Москве Высших Женских Курсов
В 1873 году Особая комиссия, образованная под председательством статс-секретаря, члена Государственного совета (с 1874), будущего министра народного просвещения (1882-1897)  Ивана Давыдовича Делянова (1818-1897), выработала проект создания правительственного высшего учебного заведения для женщин, а в 1875 году последовало правительственное сообщение с обещанием предоставить женщинам в России ту же возможность высшего образования, ради которой они устремлялись за границу.
Этим документом воспользовались учредители Владимирских курсов во главе с  профессором и ректором Петербургского университета  Андре;ем Никола;евичем  Бекетовым(1825-1902) и добились разрешения открыть в 1878 году Высшие Женские Курсы с систематическим, университетским характером преподавания. При этом открытие курсов поддержал и тогдашний министр народного просвещения, граф Д. А. Толстой, назвавший это делом полезным и даже необходимым.
Через несколько лет подобные Курсы были открыты и в Санкт-Петербурге под патронажем профессора университета Константина Николаевича Бестужева-Рюмина  (1829–1897), получившие название Бестужевские.

Первые попытки открытия ВЖК  в Киеве начались еще в 1874 году, когда заслуженный профессор университета, декан историко-филологического факультета Александр Иванович Селин(1816- 1877) подал ходатайство в соответствующие инстанции. Тогда его просьба была отклонена .
         Это А.И. Селина  не остановило. В 1876 году им была предпринята новая попытка.  Теперь под  его руководством  был создан соответствующий комитет, в который вошли университетские профессора: М.Е. Ващенко-Захарченко, Ф.М. Гарнич-Гарницкий, С.С. Гогоцкий. В.С. Иконников, А.А. Котляревский, А.С.Шкляревский и другие.
Одновременно, в борьбу за открытие ВЖК в Киеве вступили жёны профессоров университета: Наталья Петровна Алексеева, Варвара Ивановна Антонович, Мария Михайловна Гарнич-Гарницкая, Евдокия Ивановна Гогоцкая, Анна Леопольдовна Иконникова , Людмила Мищенко, жена инспектора народной школы Анастасия Яковлевна Горовая и другие, собравшие для начала 550 рублей.
На этот раз удалось добиться успеха и в 1878 году получить разрешение на открытие ВЖК в Киеве.
К сожалению, до этого не дожил профессор А.И. Селин, внезапно умерший в 1877 году и честь стать учередителем Курсов досталась профессору Сильвестру Сильвестровичу Гогоцкому.

        Стоит при этом отметить, что вышедшим в 1881 году «Положением», ВЖК фактически получили всего лишь статус «частного учреждения, под  наблюдением куратора школьного округа», с единственным правом, получаемым курсистками -слушать лекции профессоров университета, то есть фактически с теми же возможностями, что и после окончания гимназии- без  права даже преподавать в старших классах женских гимназий.
И всё таки это было первой, пусть и небольшой, победой на пути женщин к высшему образованию в Российской империи!  Тем более, что Курсы в Киеве стали единственными, открытыми в Украине, поскольку даже в таких университетских центах, как Харьков, Полтава и Одесса их открыть не позволили.Не даром профессор Федор Яковлевич Фортинский сравнил первых курсисток с крестоносцами,  которые «так же боролись за вдохновляющую их идею  с теми, кто порой так грубо и безосновательно нападал на эту идею».
К сожалению, радость открытия высшего учебного заведения для женщин оказалась недолгой. Вскоре после убийства в 1881 году императора Александра II,  в стране начался период реакции и ужесточения полицейского режима. В 1886 году Правительственным циркуляром прием на Курсы был прекращен, а в 1889 году состоялся последний выпуск. В Правительственном распоряжении об их закрытии, не придумали ничего лучшего, чем объяснять это низкой материально-технической обеспеченностью, скудными жизненными условиями слушательниц и подобными «вескими причинами».

        После закрытия Киевских ВЖК, девушки, которые стремились продолжить образование, снова стали ехать на учебу в зарубежные вузы, или в Петербург, на единственные, оставленные в стране, Бестужевские курсы.
Конечно, передовые киевские профессора, организовывали для девушек публичные лекции, проводили для небольших групп занятия на дому, но, лекции не могли заменить систематическое образование.
С начала XX века профессора университета постоянно обращались в министерство образования с просьбами возобновить работу Женских Курсов, указывая, что университет «обложен многочисленными просьбами женщин о принятии их в университет свободнослушательницами и даже в качестве полноправных студенток». Так, только в октябре 1905 года под одним из ходатайств стояло около тысячи подписей женщин, но власти всякий раз отвечали отказом.

        Наконец, осенью 1906 года, в результате, вызванных в стране революционных событий и наступившей определенной либерализации общественной жизни, стало возможным Новое открытие в Киеве ВЖК.

         В 1910 году, с приближением первого выпуска, особое внимание занял вопрос получения слушательницами соответствующих прав, поскольку в 1906 году ВЖК возобновили работу  «на старых началах», то есть руководствуясь  «Положением» 1881 года. Наконец, в декабре 1911 года удалось добиться нового Закона, предоставлявшего выпускницам ВЖК право сдавать государственные экзамены, а в дальнейшем, в случае получения диплома, «приобретать при университетах ученых степеней магистра и доктора с соответствующими правами на научную и учебную деятельность и службу в учебных заведениях».
        Более того, если первоначально экзамены можно было сдавать только в комиссиях при университете, то с 1916 г. экзаменационные комиссии с правами государственных университетских были открыты и при  самих ВЖК, то есть, выпускницы получили возможность претендовать на службу как преподаватели всех рангов — до профессоров включительно.
Так, ассистенткой при кафедре всемирной истории ВЖК - работала И. Григорьева, при кафедре всемирной литературы – К.Неверова; выпускница романо-германского отделения А. Карлсон была оставлена при курсах преподавателем немецкого языка. Большинство  ассистентов и лаборантов физико-математического факультета- также стали составлять бывшие курсистки, и даже среди 36 младших преподавателей факультета- 21 - выпускница ВЖК.

В октябре 1915 года, с приближением фронта во время Первой мировой войны, Киевские ВЖК были эвакуированы в Саратов, где находились до лета 1916 года.

       Последний раз ВЖК в Киеве упоминаются в конце июля 1920 года. С установлением советской власти, в августе 1920 года ВЖК были объединены с Киевским университетом и Учительским институтом. Образовавшийся вуз получил название Высший институт народного образования(ВИНО) имени Михаила Драгоманова, а после стал государственным университетом.

АДРЕСА И ЗДАНИЯ

Первоначально было предложение об открытии Курсов в помещении Фундуклеевской гимназии, однако в таком случае они могли действовать только как вечерние, что не устраивало ни будущих слушательниц, ни организационный  комитет, поэтому данное предложение было отклонено.
С начала основания ВЖК не имели собственного помещения, поэтому располагались в разных частных домах и за время существования сменили несколько адресов.
Так, при открытии Курсов, они располагались на углу Бибиковского бульваре (теперь б. Т.Шевченко 36) и ул.Тимофеевской ( теперь М. Коцюбинского) в доме богатого киевского аптекаря Николая Даниловича Фроммета .
Проект здания в 1873 - 1874 годы  разработал архитектор ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ НИКОЛАЕВ(1847 -1911) , а непосредственно строительными работами руководил архитектор ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ СПАРРО (1814-?), который также подготовил проект флигеля по ул.Тимофеевской.
 
Этот четырехэтажный кирпичный с подвалом дом был возведен с применением мотивов романо-готической архитектуры.
Центральная ось — пятиэтажный ризалит с лестничной клеткой. Оригинальность композиции придают алькежи, завершенные восьмигранными башнями, благодаря чему здание, имеет вид средневекового замка-дворца. В  дом были проведены вода и газ.

         В 1906-1914 годы  Курсы арендовали помещение на улице Фундуклеевской 51 (ныне Б. Хмельницкого).
«В тесном помещении курсов, нанимавших два четырехэтажных корпуса в конце Фундуклеевской улицы, - писала, поступившая на ВЖК в 1909 году Зинаида Тулуб,-
 было настоящее столпотворение».

Четырехэтажный на высоком цокольном этаже, каменный, окрашенный, в плане Г-образный. Планировка коридорного типа с двусторонним и односторонним расположением помещений.
Лестничные клетки размещены в основном объеме – с тыла на центральной оси плана и в дворовой пристройке.
Главный фасад украшен в кирпичном стиле с использованием элементов стилей модерн и ренессанс. Схема построения симметрична относительно центральной оси, подчеркнутой монументальным порталом, эркером на уровне третьего этажа с широким трехчастным арочным окном, фигурным венечным аттиком с полуциркульной прорезью. Полуциркульная ниша портала оформлена широким архивольтом, дугообразным профилированным сандриком и боковыми сдвоенными колонками на массивных тумбах. В нише помещено круглое окно в широком плоском наличнике, соединенном с рельефным замковым камнем над прямоугольным отверстием входа. Над эркером устроен балкон. Симметрию поддерживают завершенные прямоугольными аттиками боковые двухосные раскреповки с вертикальными рядами балконов, нарушает разновысокий цоколь и прямоугольное отверстие проезда с правой стороны. Вертикальные членения дополняют лопатки по бокам раскреповок и в простенках метрически расположенных окон. Модернизированный декор лопаток двух верхних этажей разнообразит оформление фасада.
Фасад членят профилированный уступ цоколя, профилированные карнизы над первым и вторым этажами, последний подчеркнут ритм сухариков. Стену завершает профилированный карниз с орнаментальным поясом на кронштейнах. Оконные проемы – с рельефными клинчатыми перемычками, на двух нижних этажах прямоугольные, на верхних – лучковые, украшенные замковыми камнями. Простенки окон первого этажа рустованы.

В 1914 году, после постройки для ВЖК своего здания, дом занял Фребелевский женский педагогический институт.

В 1911—1913 годы по проекту архитектора и гражданского инженера, члена-корреспондента Петербургского общества архитекторов, профессора  АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА КОБЕЛЕВА(1860 - 1942) для Киевских ВЖК на улице Малой Владимирской, (теперь ул. Олеся Гончара, 55) строится собственное здание.

         Здание четырехэтажное, кирпичное, в плане Г-образное. Ее объемно-планировочная структура решена простыми монументальными средствами в соответствии с традициями русской классической школы.
Главный фасад обращен к скверу на ул. М. Коцюбинского. Он имеет осевую композицию, главную ось со входом подчеркивает дорический портик и ризалит с трехчетвертыми колоннами ионического ордера и треугольным фронтоном. Завершает центральную часть мощный четверик с полусферическим куполом. Боковые крылья здания оформлены скругленными ризалитами, увенчанными атгиковыми парапетами. Фасады оформлены кирпичным и лепным декором с классическими барельефами. Планировка здания – коридорная с большими залами-аудиториями. Фронтон здания украшала голова Афины Паллады — покровительницы наук, богини мудрости, знаний искусств и ремесел.

В сентябре 1914 года киевские газеты писали: «Обрамление огромного дома еще не закончено, только некоторые аудитории полностью готовы. Библиотека, читальный зал, буфет, зоологический кабинет и пр. пока что не функционируют. ».
В ноябре 1914 года архитектор Евгений Алексеевич Толстой(1864-1915), осмотрев помещение по доверенности Киевского кредитного общества, известил, что дом закончен, остались незначительные малярные работы.
И всё же, не дожидаясь окончания отделочных работ, 1 сентября 1914 года ВЖК перезжают в новое здание, а с 15 сентября начинаются лекции.
При этом директор курсов Гавриил Суслов, сообщая городскому голове о начале занятий, обратился к  нему с просьбой провести благоустройство близлежащей территории, « так как площадь перед домом (на углу Столыпинской и Святославской улиц) находится в таком состоянии, которое не только проезд, но и проход к подъезду дома весьма затрудняет, а в дождливую погоду делает просто невозможным».

Теперь в здании Министерство чрезвычайных ситуаций Украины