Моя родословная

Гавриэль Борухов
Моя родословная

Ко мне часто обращаются мои племянницы и внуки, чтобы я им рассказал о том, как бухарские евреи появились в Худжанде. О чём я сейчас и хочу рассказать.
Сначала о самом городе Худжанде.

             Я вырос там, где горы Могол-Тау,
             Где Сыр-Дарья широкая течёт,
             Где дыня сладкая во рту так нежно тает,
             И солнце яркое всегда печёт.
             Ферганская долина – край садов:
             Урюк, миндаль, граната и инжир.
             Таджикистан – родина орлов
             И птицам разным – настоящий «пир»!
 
   О, как прекрасна гладь воды
   При тихом солнечном закате:
   Вокруг цветущие зелёные сады,
   Под небом синим необъятным!

Вот так кратко охарактеризовал в стихах свой город, где я родился.
Ещё могу добавить: Худжанд до 1936 года назывался Ходжент, а с 1936 г. - Ленинабад.
С 1991 года Ленинабаду вернули его историческое наименование, и он снова стал городом Худжанд.
Это один из старинных городов Средней Азии, где побывал Александр Македонский, когда-то этот город назывался Александр Крайний (Александрия Эсхата).
Худжанд – областной центр, второй город после столицы – города Душанбе. В Худжанде развита текстильная, горнодобывающая, шелководство, лёгкая, пищевая, развивается электронная промышленность, энергетика и т.д.
Сейчас в Худжанде проживает 182 тыс. человек (2012). Там организованы 241 предприятие, созданных совместно с зарубежными предпринимателями, строятся новые дороги, дома, стадионы.
Когда-то через Ходжент проходил знаменитый «шёлковый путь» в Китай, Индию, Россию, Иран и другие государства.
Здесь жили выдающиеся ученые, поэты, астрономы, певцы, писатели и т.д. Например, выдающийся астроном Абдумахмуд Худжанди; певец – Камоли Худжанди, деятель культуры Асири, писатель Содирхон Хофиз.
Сегодня в Таджикистане проживают более 7 млн. чел. Из числа бухарских евреев нашего времени здесь жили и работали:
Амнун Давидов Насимович – старший преподаватель ЛГПИ им. Кирова. Он более 50 лет готовил будущих преподавателей и учёных;
Бадалов Михаил Ефимович – кандидат математических наук, преподаватель ряда Московских высших учебных заведений;
Профессор Шолонов Пулод Михаэлович – доктор медицинских наук, член правления по проблемам неотложной хирургии при Академии наук СССР;
Бадалов Путиэл Исхакович – основоположник пчеловодства в Ленинабадской области (ныне Согдианская область);
Михайлов Яков Михайлович – Заслуженный врач отоларинголог, главный врач поликлиники, доктор, врач высшей категории;
Праведник Хоров Моше Козиев и другие известные люди.


.
Из многовековой истории евреев известно, что более 2700 лет тому назад евреи вынуждены были покинуть Землю Обетованную. Волею судеб они разбрелись по всему свету. Одним из пристанищ на Востоке они избрали земли Ирана. В Байрам-Али (Туркмения) появились более 1700 лет тому назад. На территории современной Грузии – около 2000 лет. Евреи, встретившись с населением этих стран, вначале знакомились с бытом и трудом. Потом подружились и …стали говорить на их языке, на котором говорило местное население. Язык иврит сохранился при чтении молитв и обучения в религиозных хедерах-хомло.
В Иране, где хорошо было налажено искусство ковроткачества, евреи научились ткать ковры. Они также научились методике крашения пряжи из хлопка, шерсти, пуха, шёлка..
Мастера-евреи изобретали цветоустойчивые краски. Свой  секрет они не раскрывали. Исфаган в Иране славился производством высококачественных и красивых, узорчатых и цветастых ковров…
Высоко ценился профессиональный труд мастера - еврея. Многие заказчики старались иметь у себя изделия, вышедшие из-под рук еврея.
Из периода описания истории выделяется эпоха 4 и 5 веков до нашей эры. Так называемый период царствования царя Дария. В эту эпоху в Иране проживало более 1 миллиона 200 тысяч евреев.
Следует сказать ещё об одном известном городе – Бухара.
Бухара - цитадель религии, местопребывание известнейших работников культуры, знатных мастеров, поэтов, писателей с мировым именем.
Более 1100 лет тому назад Саманиды основали в Бухаре государство таджиков.
Имеется версия о том, что когда-то в Бухару из Ирана прибыла группа евреев, интересовавшихся достопримечательностями знаменитого города.
Экскурсанты удостоились общения с правителем Бухары – эмиром. Здесь, один из экскурсантов по просьбе Эмира вылечил, при помощи собственных лекарств, любимую жену эмира от бесплодия.
Эмир был необычайно доволен, и сделал вывод, что ему нужны специалисты такого рода. Он обратился письменно к шаху Ирана с настоятельной просьбой направить в Бухару профессионалов-ремесленников, мастеров, красильщиков, ювелиров и т. д.
Об этой просьбе шах Ирана проинформировал евреев своей страны.
Примерно с конца 8-го века евреи стали прибывать в Бухару.
 Иммигранты вскоре в Бухаре продемонстрировали свой профессионализм, свое редчайшее и мастерство и высокое искусство.
Таким образом в упомянутых городах понемногу стало прибавляться евреев. Общинный характер вероисповедования евреев позволил в местах нового их местожительства построить молебню-кнесо. Но перед этим, то есть до 8-го века, они с Бухарой совершали торговые сделки.
Из Ирана в Бухару евреи привозили различные лечебные средства: имбирь, черника, шафран, различные специи.
Чтобы прокормиться, евреи лекарства вывозили в города: Самарканд, Хатырча, Ката-Курган, Кермене, Шахрисабз. Затем и сами понемногу стали поселяться в этих городах.
А вот как евреи попали в Ходжент.
«…шёлковое текстильное сырьё получило широкое распространение» и в Ходженте.
«Однажды местные ремесленники обратились к главе администрации города (Ходжента) с заявлением о том, что нуждаются в мастерах – красильщиках. В заявлении указывалось, «…говорят, что в достопочтенной Бухаре имеются классные специалисты-красильщики евреи и что они непревзойдённые по мастерству.
Посему, Ваше Высочество, попросить Вас удовлетворить нашу просьбу, пригласив к нам таковых мастеров, чтоб они поработали у нас, а если им жить у нас, то жили бы постоянно».
Глава администрации, вняв просьбе селян, обратился с письмом- прошением к правителю страны эмиру Бухары.
В Бухаре Правитель собрал всех старост кнесо-габаев и объявил им о таком прошении из Ходжента и известил их также и об условиях.
Старосты, в свою очередь, пригласили в кнесо евреев и довели до них эту информацию…
Евреи- красильщики из Бухары откликнулись на обращение Правителя и стали готовиться понемногу к переезду в Ходжент, сначала 5- 6 человек. Сначала жили и работали по –сезонно, но потом они потребовали для постоянного проживания наличия не менее 10 евреев и наличия кнесо.
Администрация, услышав эти требования евреев, обещала выполнить их и выполнила. И евреи стали больше съезжаться в Ходжент».
Из архивов города Душанбе стало известно, что первыми пришли в Ходжент семьи следующих бухарских евреев:
Арон Салем, Бово, Аронов и его супруга, МахсумШахмур, Шоломо Ботуров, Юсеф (1803), Аронов и его супруга Сипоро Ботурова (1843 г.), Ботур Аминов, Исоки Авлухайр (1869 г.), АвулхайриШахмур, Моше Бобоев (1828 г.).
Часть ремесленников-евреев из Бухары, Коканда, Шахрисабза приехали врозь. Среди них: Мулло Бобо, Элозор Бадал, Шолом КОЭН, Моше Нисон, Абойи Томор.
Руководителями еврейской общины стали Юсеф Калонтар, Мошебой и Зувулун.
Из архивных данных выявлено, что в 1871 году в Ходженте проживало 250, а в 1885 году - 450 евреев, в Ура-тюбе (район Ходжента) - 67 евреев.
Кнесо в Ходженте действовал с 1832 года; в 1893 году железная дорога дошла и до Ходжента, стали поступать в город газеты и журналы из России. Освоение русского языка стала настоятельной необходимостью».

Теперь я расскажу о своих предках.
Бадалов Ализер пишет в своей книге:
«…Хотелось бы рассказать ещё об одной незаурядной личности, совершившей много благодеяний в Ходженте. Это был - Давид Габой Якубов.
Давид Якубов родился в 1858 году, в Кабуле (Афганистан), в зажиточной семье. В молодости, отделившись от родителей, в начале 1875 г. поселился в Бухаре, а затем стал жить в Ходженте. Мулло Довид был активным деятелем еврейской общины, помогал в проведении религиозных служб. Вначале он занимался торговлей, а затем – ремеслом».
В начале 20-го века Давид Якубов вместе с Або Пинхасовым они построили небольшой хлопкоочистительный завод. Работа пошла хорошо, заказы были большие.
Когда Давид Габой жил в Бухаре, он усыновил Боруха Пинхасова, который в возрасте 4 лет остался сиротой. Отец Боруха Пихасова- Пинхос был женат на дочери известного деятеля общины бухарских евреев  города Бухары Шломи Хахама Споро.
Шломи Хахам известен тем, что перевёл Тору на бухарско-еврейский язык и не только
этот, но издал более 50 книг и   переводов книг.
 По согласию матери маленького Боруха Споро дала согласие передать Якубову Давиду Габою усыновить  и воспитать его.   
Когда Давид приехал в Ходжент из Бухары – он привёз и Боруха, который повзрослев, стал вести финансовые дела на хлопкоочистительном заводе приёмного отца.
Довид Габой воспитал десять своих детей.
Старшую дочь Рифку (Ливко) он выдал замуж за приёмного сына Боруху Пинхасову. В браке Рифка родила четверых детей: Леви, Оснат, Рубен и Рушель.
Сыновьями Довида Габоя были: Нисим, Борух (умер рано), Шмуэл, Арии, остальные — девочки.
Рифка при родах пятого ребёнка, в 1916 году, умерла, и через два года Давиб Габой выдал за Боруха Пинхасова свою младшую дочь Бурхо, которая в этом браке родила Уриэля, Михала, Путиэла и Михаила.
Прежде, чем рассказать о своём родстве, хочу напомнить, что в 2012 году в Иерусалиме проходило собрание более двухсот потомков Давида Габоя Якубова. Туда меня никто не пригласил, так как я никому об этом не говорил, да и сам я об этом не знал, к сожалению.
Опишу, вкратце, своё родство.
Дело в том, что Давид Габой Якубов –это мой прадед по материнской линии: мой дедушка – сын Давида Габоя, Нисим, а отец моей матери Тамары -Нисим.
Борух Пинхасов – это мой дед со стороны отца. Рубен — его сын – это мой отец.
Моя прабабушка по материнской линии –жена Давида Габоя – Споро (1862-1933), прадедушка жил 62 года (1858 -1920).
Дедушка по материнской линии Нисим умер в тюрьме в 1937 году.
Дедушка по отцовской линии Борух (1874 -1937) умер в тюрьме.
Бабушка по материнской линии Хано Сихаева (1888 -1983).
Отец Борухов Рубин (1906 -1943) — сын Боруха Пинхасова — погиб на фронте.
Мать Давыдова Тамара (1911 – 2003) умерла в Израиле.
Дядя Давыдов Борис (1914 – 1980) — участник ВОВ 1941 -1945 гг.).
Сын Нисима Давидова, другой дядя (брат моей мамы) - Давыдов Амнун Нисимович- преподаватель математики Ленинабадского пед института,работал 50 лет в этом институте, воспитал десятки тысяч молодых преподавателей и будущих учёных
Дядя Борухов Рушель (сын Боруха Пинхасова) (1912 – 1944) – погиб на фронте под Ленинградом,
Дядя Уриэль (сын Боруха Пинхасова) (1919 -1945). Погиб на фронте.
После ВОВ Давыдов Нисим и Пинхасов Борух были реабилитированы.
На основании имеющихся у меня источников, я составил родословное древо до восьмого поколения более 400 человек (на отдельном листе). 
Вскоре после Второй мировой войны, решением ООН  было образовано государство Израиль. Долгое время почтовой связи между СССР и Израилем не было, но когда такая связь была налажена, дочка дяди Леви написала своему отцу письмо о том, что в ВОВ погибли три его брата: Рубин, Рушель и Уриэль.
Наутро, дядя Леви Борухов (сын Боруха Пинхасова) проснулся с седыми, как снег, волосами на голове.
Хочу ещё сообщить, после революции в Средней Азии у Давида Габоя отобрали его хлопкоочистительный завод, конфисковали все сбережения и все его домашнее имущество. Он сильно переживал: «Лучше мне умереть, чем так жить», - говорил он. И вскоре, в 1920 году, умер.
Хлопкозавод его переделали под автобазу, которая поначалу числилась под №1, а затем стала автобазой №31.
Волею судьбы в этой большой автобазе после окончания Душанбинского техникума работал контрольным механиком мой средний брат Илья (правнук Давида Габоя по линии матери и внук Боруха Пинхасова).
И я, Гавриэль Борухов Рубинович (правнук Давида Габоя и внук Боруха Пинхасова) после окончания Таджикского политехнического института, решением Ленинабадского горкома партии был направлен в эту, уже областную пассажирскую автобазу, начальником автобазы, где провёл определённую работу для улучшения обеспечения города пассажирскими перевозками. 

Для написания этой статьи были использованы следующие источники:
1) Книга Ализера Бадалова «Коротко об истории евреев Ходжента».
2) Записи моего старшего брата Михаила Борухова.
3) Книги Мишоэла Мататова.
4) Книга Мушеева Ефраима  «70 удивительных лет».
Закончу статью моими стихами:

   Мы с каждым днём друзей теряем,
   То смерть уносит их от нас,
   Или мы сами, словно в яме,
   Друзей не видим в гуще масс.

   Года бегут, и мы стареем,
   И птица счастья улетает вдаль.
   Конечно, иногда болеем,
   И оглянувшись, скажем: жаль!
 
   Пока кровь в жилах плещет рыбкой,
   Есть мысли в голове и ты живой –
   Терять не надо время и улыбку,
   Дерзай смелее в жизни не простой!


                Израиль, 2013 год, май, 17