Жданка

Ольга Демча-Молодцова
Жданка
Ближе к вечеру я с охапкой сена зашла в коровник. Жданка тут же прихватила клочок травы, но, почувствовав запах горбушки, потянулась к ладоням. Правду говорят: «Как корова языком слизнула». Хлеб исчез моментально. Осталось ощущение шершавого слюнявого языка. Я погладила крутые налитые,как у яблока-коричневки, бока. Днём Жданку осмотрела зоотехник тётя Шура и сказала, что рогатулька отелится сегодня в ночь. И велела сразу позвонить, у коровы первый отел, и мало ли, как пойдёт дело.
Я расположилась на диване перед телевизором. Несколько раз ходила смотреть коровушку. Во втором часу ночи Жданка стала тяжело дышать и постанывать. Она тихонечко мычала и тыкалась мордой мне в руки. Я успокаивающе погладила ее и побежала звонить зоотехнику. Тётя Шура, словно только и ждала моего звонка, тут же, не дослушав, прокричала в трубку: «Бегу, бегу!!!»
Она пришла не одна, взяла в помощники своего сына Николая. Объяснив, что всякое бывало, иногда надо телёнка буквально вытягивать из коровы, а силы уже не те, вот Николай и поможет. Но ее слова только усилили мою тревогу. Обеспокоенная, я не сводила глаз с нетели. Тётя Шура и Николай, загородив собой нашу будущую ведерницу, возились около неё, переговариваясь друг с другом. Слушая их разговор, я постепенно впадала в панику – неужели Жданка не отелится и умрёт? Тётя Шура, увидев моё состояние, выпроводила меня на улицу: «Иди, девка, подыши свежим воздухом, а то белее бумаги. Ты не корова, ни мне тебя в чувство приводить».
Холодная мартовская ночь безучастно смотрела на меня проклюнувшимися после полуночи звёздами. Большая Медведица не спеша косолапила в северо-западную часть неба, огибая Полярную звезду – скоро утро.
Я вспомнила, как в ноябре месяце вместе с детьми ходили, выбирали в совхозном коровнике себе тёлку. Перед этим я продала машину и вот на вырученные деньги решила купить у совхоза коровушку. Начало 90-х годов для нас было очень тяжелым: сказался и переезд, его необустроенность. Чертова перестройка сломала все наши планы, но надо было жить. И я в первую очередь обзавелась скотиной. В закутах уже похрюкивала наглая четвёрка поросят. От случайно залетевших к ним в закут кур не оставалось даже перьев. Ни одну не смогли отбить у ненасытных поросят, пара из которых под Новый год будет висеть кругами ливерной, кровяной и мясной колбасы в кладовке.
Соседнюю половину коровника уже обживали куры и гуси.
К слову, о последних говорят, что они живут 25-30 лет. Правда, думаю, суждения о гусях взяты не из жизни, а из учебников биологии. В домашнем хозяйстве гусей рубят ежегодно к ноябрьским праздникам, по первым заморозкам, так что об их долголетии сведения довольно сомнительные.
О лебединой верности много легенд, и о любви этих гордых птиц можно найти множество стихов у современных поэтов. О них слагают песни. Но мало кто знает, что гуси тоже однолюбы. И создают одну пару на всю свою гусиную жизнь. Очень поучительно для людей – только по огромной взаимной симпатии, когда друг без друга просто невозможно жить – по любви! Я на стайку гусынь купила двух гусаков. Так вот, один из них влюбился в соседскую гусыню. На своих и не смотрел. Зато с какой нежностью он переговаривался утром через штакетник со своей зазнобой. Та, отвечая ласковым гоготом, так и норовила протиснуться к милому через узкие просветы забора. А какие из гусаков заботливые папаши! Опять же: некоторые мужчины совершенно не годятся им даже в подмётки, то бишь, под лапки гусиные. Гусята вылупляются по одному, каждого гусак принимает под своё крыло. И пока гусыня сидит на оставшихся яйцах, выгуливает гусят и заботится об них папа-гусь. Мартин, так его назвали сынишка с дочкой, никуда улетать и глазеть на мир божий не собирался. А каждый день приводил своё потомство с заднего двора в палисадник, прохаживался возле крыльца, поглядывая на окна кухни – видим ли мы его лапчатых. А малышня за ним, как и положено гуськом.
Конечно, в зооуголке для комплекта очень не хватало коровушки. И мы пошли за ней на ферму. Доярки и скотники встретили нас по-доброму, с шутками и прибаутками. Еще бы! Девка (то есть я) из города - и за коровой! Когда в ту пору некоторые свои деревенские молодухи Зорек и Ночек не держали.
А бурёнушки, как одна, повернули в один миг головы в нашу сторону. Влажные темно-вишнёвые глаза словно просили: «Забери меня!»
Не знаю, сколько бы мы времени выбирали, но одна из них, вдруг, потянулась к нам и облизала рукав моей куртки. И я сказала: «Эту берём».
Дети радостно загалдели. Одна из доярок спросила их: «Кличку-то придумали?»
- Да, Жданка! - ответили ребятишки.
Бригадир позвала нас в дежурную комнату, где я накрыла стол.
Теперь уже радостно загалдели взрослые. После первой стопки посыпались вопросы, советы. Увидев, что я лишь пригубила, старшая сказала: «Так дело не пойдет! Давай и ты с нами, а то корова молока давать не будет».
Ядреная стопка самогона была первой в моей жизни. И тут же сделала своё, возможно первое, доброе дело. Жгучая жидкость уничтожила мою тревогу и наполнила покоем и уверенностью в завтрашнем дне. Я поняла – жить можно и нужно, мало ли чего в этой жизни случается.
Мы повели свою будущую кормилицу домой. И нам, казалось, она весело кивает головой в такт песенок, которые пели ребятишки. Но кто из нашей компании был более счастлив – большой вопрос.
Нетель через четыре месяца должна была телиться.
И вот этот срок наступил. Громкий, но невнятный разговор и возня в коровнике оторвали от воспоминаний и вернули к текущим событиям. Меня накрыла волна страха и, закинув голову к небу, я запричитала. Ну, никак-никак не должно было свершиться страшное. В глубине коровника вдруг наступила тишина, неожиданно распахнулись двери: «Иди, девка, принимай!»
Я кинулась в коровник – Жданка вылизывала маленькую аккуратную тёлочку. Отвлеклась от своей малышки, посмотрела на меня, как похвалилась.
Обхватив коричневку за тёплую шею, поднесла к её теплым губам кусок белого хлеба. Но она впервые не приняла его, а стала снова вылизывать своё чадо. Так у нас появилась Милка.