Звезда Мастера, его Истинная Воля

Татьяна Косенко
Зодческая Мастера (3°)
В.'.Л.'.Л.'.Р.'., Д.'.Т.'. «Медный змей» на Востоке г. Санкт-Петербурга.

Вот этот мой палец, столь восприимчивый и столь чувствительный, обладающий такой тонкой и многообразной сноровкой, такой крепкий, сильный, умеющий сгибаться и разгибаться с помощью целой хитроумной системы рычагов — мышц, — этот мой палец не есть я. Отрубите его. Я жив.
Тело искалечено, но я не искалечен. Я, то есть дух, по-прежнему цел. Отлично. Отрубите мне все пальцы. Я — это по-прежнему я. Дух ничего не утратил. Отрубите мне кисти рук. Отрубите мне обе руки по самые плечи. Отрубите мне обе ноги по самые бёдра. И я, несокрушимый и неразрушимый, я продолжаю существовать. Разве меня стало меньше оттого, что искалечено тело, оттого, что от него отрублены куски? Разумеется, нет.

Отрежьте мне волосы. Отрежьте нос, губы, уши острой бритвой. Вырвите даже глаза из глазниц, и, замурованный в этом безликом черепе, соединённом шеей с обрубком торса, там, в этой телесной камере, состоящей из химических соединений и клеток, там по-прежнему буду я, все тот же я, целый и невредимый. А сердце всё ещё бьётся? Отлично! Вырежьте сердце или, ещё лучше, швырните остатки моего тела в мясорубку с тысячью ножей и искрошите его на мельчайшие куски, и тогда я, — вы понимаете, я, дух и тайна, живой огонь и жизнь, — унесусь прочь, но не погибну. Погибнет только тело, а тело — это ещё не я.

Д. Лондон, «Смирительная рубашка»

*********************************************

Символика звёзд сопровождает все градусы символического масонства, с 1° по 3°. Так, в степени Ученика звёзды традиционно встречаются на своде, который покрывает Храм. С точки зрения мировой культуры звёзды указывают путь человеку и напоминают ему о высших переживаниях; с точки зрения распространённых религий «звёздами» обычно называют небесных посланников, духов-хранителей человека и вестников Богов. Для Ученика подобный символизм означает начало его пути как юного, очарованного странника, ориентирующегося по звёздному небу, а также надежду на Высшее Начало, более старших Сестёр и Братьев.

В степени Подмастерья Кандидату открывается первая «Пламенеющая Звезда» — пятиконечная, после его пятого символического странствия и получения знаний о свободных искусствах, основных чувствах человека, философских дисциплинах и т.п. В такую Звезду вписана литера «G», означающая «Великого Архитектора Вселенной», «гнозис» и собственно «геометрию» — так новопосвящённому раскрываются механизмы и тайны Творения. Далее, с точки зрения Каббалы Пятиконечная Звезда соотносится с Пентаграмматоном, то есть четыре буквы Тетраграмматона (;;;;), обозначающие слепые стихии, увенчанные буквой шин — пламенной искрой Святого Духа (Руах Элохим). Классически Пентаграмматон обозначает нисхождение Высшего Начала в грубое творение и таким образом преодоление материальных ограничений и осознание себя как духовного существа, подчиняющего материю для качественно нового Творения (что также соотносится с символическим значением Подмастерья — образованного специалиста, обрабатывающего дикий камень до состояния кубического).

Данная Пятиконечная Звезда — не та, что возможно найти на небесном своде; это обозначение самого Человека как духовного существа, способного мыслить, творить, заклинать и осознавать себя, в отличии от других форм жизни.

Что же является Звездой Мастера, отражающей его инициацию и новые духовные качества?

"ПЛАМЕНЕЮЩАЯ ЗВЕЗДА" МАСТЕРА
В степени Мастера особое место занимает символика шестиконечной звезды. В масонстве гексаграмма стала широко использоваться в XVIII веке, в период перехода от его оперативной формы к спекулятивной: так, она обозначается как скрещение «двух великих светочей», т.е. Циркуля и Наугольника на Священной Книге Закона («третьем светоче»); в этом случае традиционно Наугольник обозначает Землю, где человек работает над собой, а Циркуль — Небесный свод, где сотворяются чертежи и планы Великого Архитектора Вселенной.

Шестиконечная звезда относится к числу древнейших символов человечества. Обычно её главное значение и смысл сводятся в идею симбиоза и взаимопроникновения двух противоположных начал, выраженных в двух больших треугольниках. Чаще всего гексаграмму трактуют как соединение земного и небесного, женского и мужского, духовного и материального, созидающих и разрушительных сил, жизни и смерти и т.п.

Шестиконечную звезду можно встретить в различных оккультных и эзотерических системах. Несмотря на то, что её трактовки достаточно обширны, мы рассмотрим основные из них, имеющие отношение к нашему исследованию и по смыслу относятся к Возвышенному градусу.

1. Гексаграмма как соединение мужского и женского начал, символ бытия. К примеру, в Индии шестиконечная звезда почитается как символ союза между Богиней Кали и Шивой, который считался сохраняющим жизнь. Вспомним известное предание, гласящее о том, как Богиня Кали в порыве ярости уничтожила самого Шиву, а затем, поняв избыточность своего гнева, успокоилась и заново вдохнула жизнь в супруга. Таким образом было сохранено равновесие. В подобном прочтении гексаграмма гласит: можно настолько овладеть бытием, что и жизнь, и смерть будут в руках человека, он может рассоздать жизнь и сотворить её заново. Всё это — чистое намерение обрести контроль и господство над самой жизнью, без чего невозможно ни созидание, ни разрушение. Ещё одна важная трактовка данного знака в индуизме — это энергетическое единство, которое наделяет волей и силой к существованию как отдельного человека, так и всё мироздание. Также в центре индийской гексаграммы всегда помещается точка — обозначение Атмана, высшего начала, соответствующее Абсолюту-Брахману, сотворившему как человека, так и Вселенную. Таким образом, происходит демонстрация принципа, позже выраженного герметической пословицей «что наверху, то и внизу», «высшее подобно низшему».

2. Гексаграмма как безусловная любовь, связь плоти и духа. В тантрическом учении Анахата-чакра также соответствует гексаграмме и является основной чакрой (т.н. «точкой сборки») жрецов — тех людей, которые связывают духовное и материальное, людей и Божественное. Два треугольника, составляющих символ Анахаты, означают положение человека «между землёй и небесами». Примечательно, что Анахата-чакра находится между тремя высшими и тремя низшими чакрами (т.н. энергетическими центрами) человека, соединяя в себе творческую энергию Шакти, священное воплощение женственности, и сознание Шивы, т.е. сфокусированную мужественность; энергию кундалини и Божественного сознания. Анахата духовно соответствует такому органу как сердце, а также означает соединение всевозможных противоположностей в гармонии на основе Любви; притом имеется в виду любовь абсолютная и безусловная ко Вселенной.

3. Гексаграмма как солярный символ. Известно, что вавилонские мудрецы были прекрасными астрологами, а жрецы носили амулеты, которые именовались «Sigila Solis», символизируя основные 36 созвездий того времени. Их вера предполагала поклонение 36 основным Богам плюс Богу, связанному с Солнцем, который являлся отцом всему сущему, Богом Истины и Справедливости, — Шамашу. Жители Вавилона построили такую систему путём присвоения каждому из верховных Божеств порядковых номеров, причём Шамашу и Солнцу досталось число 6. После этого они сложили все числа от 1 до 36 (квадрат числа 6), а получившийся результат 666 также присвоили Шамашу (см. планетарный квадрат Солнца). Кроме того, это число соответствует имени олимпийского духа Солнца, Сората: SVRTh = Самех (=60) + Вав (=6) + Реш (=200) + Тав (=400) = 666. Оно же символизирует гексаграмму (6 углов, 6 малых треугольников по кругу, 6 сторон внутреннего гексагона). Кроме того, шестиконечная звезда соответствует шестой сфире Тиферет на Древе Жизни, планетарно соответствующей Солнцу.

4. Гексаграмма как символ и качества «богочеловека». В Древнем Египте существовала вера в первого человека — Бога Гора — и его воскресение в качестве Амсу. Шестиконечная звезда была иероглифом и первым знаком этого Божества. Амсу, т.е. воскресший Хорус, являлся первым богочеловеком в астромифологии египтян, воскресшим в духовной форме. В раннем христианстве гексаграмма являлась одним из вариантов изображения Вифлеемской Звезды, знаменующей рождение «богочеловека». Иешуа именует себя следующим образом: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16), очевидно отсылая к звезде Давида — также гексаграмме, «щиту Давида». Кроме того, говорится: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть <...> и дам ему звезду утреннюю» (Откр. 2:26,28). Это изречение означает, что «утренняя звезда» (духовное содержание гексаграммы) даётся тем, кто выстоял все испытания до конца, а в метафорическом — и вовсе тем, кто, подобно Иешуа, «сошёл со своего креста», сошёл в Ад и вернулся, преодолев смерть посредством вечной жизни; и узнал, что такое вечная жизнь, переступив порог смерти.

5. Гексаграмма как символ философского камня. Понимая шестиконечную звезду как единение противоположностей, алхимики видели в ней процесс т.н. «Hieros Gamos» («алхимической свадьбы/брака») — и, посредством этого акта, получение «философского камня». Гексаграмма рассматривалась как процесс интеграции антиподов с образованием единой целостности посредством любви. В этом смысле весьма показательно расположение двух основных треугольников друг к другу и название процесса «свадьбой». Показательны также рисунки на книгах врачей-алхимиков, в частности, Иоганна Даниэля Милиуса «Opus Medico-Chymicum» (1618 год, Франкфурт): так, на изображении вокруг шестиконечной звезды начертаны две латинские фразы: «Вода и Огонь искупит всё», «Тайное станет явным и наоборот». Здесь имеется в виду процесс обращения к Творцу и, наоборот, Его нисхождение в мир материи.

Итак, мы рассмотрели основные идеи, которые несёт в себе данный сакральный символ, и которые будут полезны чуть позже в моём исследовании. Важно отметить, что гексаграмма играет важную роль в ритуале Инициации Мастера.

В 3° масонства гексаграмма называется «Пламенеющей Звездой» — по аналогии с тем символом, который открывается Подмастерью, что явно намекает на их схожее значение для Кандидатов двух степеней. Чтобы понять, о чём речь, обратимся к ритуалу Посвящения в Мастера. Подмастерье входит в Срединную Палату спиной вперёд (т.е. к Востоку) и видит перед собой пятиконечную Звезду, которая находится на западной стороне. Помня ритуал 2°, где Звезда находится на Востоке, можно задаться вопросом: как так вышло, что теперь она переместилась на противоположную сторону? Хотя правильнее будет поставить вопрос по-другому: как так получилось, что Кандидат её видит с противоположной стороны? Подсказка кроется во внешнем убранстве Храма и облачении Братьев и Сестёр: запоны, вывернутые наизнанку чёрной стороной, траурная обстановка, большое количество чёрного цвета на Работах и скорбные речи, произносимые Высокочтимым Мастером, атрибуты смерти (гроб и т.п.). Получается, что сам Кандидат прошёл «сквозь» пятиконечную Пламенеющую Звезду, символически оказавшись по ту сторону бытия. И если он это сделал как полагается — освоив духовные уроки своей степени (см. мою Зодческую Работу 2° «Меж Циркулем и Наугольником» в 11-м номере журнала «Философский Камень»), то его запон и перчатки остаются чистыми и белоснежными.

Главное символическое отличие пентаграммы от гексаграммы в масонстве — то, что «Пламенеющая Звезда» Подмастерья обозначает дух, сходящий в материю и творящий через неё; символ же Мастера обозначает того, кто пересёк черту Смерти и возродился путём процесса, который неоднократно упоминается в различных традициях. Так, в мартинизме он называется реинтеграцией, а в иудаизме — тшувой, что в совокупности называется «возвращением». «...В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», — говорит Книга Бытия (3:16), и в продолжение к этому стиху можно сказать: «Посети недра земли: очищением обретёшь тайный камень». Эта фраза — расшифровка нотарикона V.I.T.R.I.O.L., присутствующего в Камере Размышления. В алхимии термином vitriol называется «универсальный растворитель», или алькаэст — субстанция, растворяющая все без исключения вещества (тела).

Таким образом, мистерия смерти означает поиск Подмастерьем философского камня внутри своего сердца, растворение всего «тщетного» — и обретение вечного. Ведь ещё говорится: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Иоанн, 3:5-6), и гексаграмма сияет знаком очищения и свободной воли. Будет уместна отсылка к учению Телемы и трактовка гексаграммы как символа Истинной Воли — воплощения глубинной жизненной цели Мастера, сопровождающей его как в данной жизни, так и в цикле предыдущих и следующих. Это воля того сакрального уровня «Я» и самый центр того, чем Мастер является в действительности; того, что неспособно уничтожить прохождение врат земной гибели.

Кроме того, напрямую связывая символику шестиконечной звезды с легендой 3°, известный исследователь Древнего и Принятого Шотландского Устава А. Пайк отмечает: «Хурум, неверно именуемый чаще всего Хирамом, — это Хур-Ом, то же лицо, что и Хер-Ра, Гермес и Геракл, тот самый “Heracles Tyrius Invictus”, олицетворение Света и Солнца, Утешитель, Спаситель и Избавитель». Так, посредством процесса, выраженного символом гексаграммы, из глиняного человека рождается Богочеловек — Дитя Новорождённого Солнца, поправший саму смерть: «Мастер вновь обретён. Вновь воссиявший Свет ярок, как никогда!».

ТИФЕРЕТ И СВЯЩЕННЫЙ АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Как мы выяснили раннее, Кандидат прошёл «сквозь» Пламенеющую Звезду Подмастерья и таким образом оказался... во внутреннем Храме, который каждый масон строит внутри себя, в своём сердце. Следовательно, вся мистерия и драма Посвящения относится преимущественно ко внутренней Работе. Именно поэтому мы не встретим в ритуале наставлений, которые получали в 1° и 2°: испытания и ответы нам придётся искать внутри себя и в Тьме, которой покрыт Храм, разыскать внутренний Свет.

Каким же образом происходит само Посвящение? Какие механизмы и принципы должны запустить процесс инициации?

В одной из прошлых Зодческих я упоминала, что Подмастерью в его рвении и стараниях приходится шагать по тонкой грани меж чёрных и белых клеток. Перед инициацией, в зависимости от Устава, Кандидат читает ритуальный текст-исповедь, где сообщает о чистоте своих помыслов и души перед загробным Судом; после чего Ложа принимает его клятву и позволяет следовать далее, где Кандидат предстаёт уже самим легендарным Хирамом Абиффом — собственно, Архитектором, т.е. выделяется искомая божественная, неизменная суть.

Итак, по ходу развития событий Мастер встречает троих нерадивых Подмастерьев, вооружённых линейкой, циркулем и отвесом (линейкой). По масонской легенде Мастер погибает, когда инструменты труда и славы были использованы против него и стали служить не благу и созиданию, а гибели и разрушению. Трое дурных Подмастерьев воплощали три завесы, преодолеть которые наиболее трудно; кроме того, развитие событий происходит ночью — во время, традиционно считающееся наиболее благоприятным для влияния инфернальных сил на неокрепшую личность человека.

Первый Подмастерье, ударивший Мастера линейкой, прежде служившей Истине, воплощает собой невежество. Однако Мастер не погибает, а, увернувшись, получает ранение горла. Невежество задействовано первым, т.к. именно данное качество является благодатной почвой (если не корнями) для пороков человека и недостатков его труда. От невежества человек склонен придумывать иллюзии, заполняющие «бреши» в его мировосприятии.

Второй Подмастерье, орудующий Наугольником, прежде служившим орудием Справедливости и Равновесия, символизирует фанатизм. Его удар приходится в сердце Мастера. Фанатизм, подобно «удару в сердце», поражает чувства человека, таким образом делая ум более податливым негативному влиянию, снижая рациональность человека. Фанатизм нарушает баланс между эмоциональной и разумной составляющими человека, таким образом до предела усиливая негативные эмоции и ослабляя возможности продуктивного, холодного рассудка. Конечно, невежество является корнями фанатизма, и рост одного приумножает рост второго. Кроме того, фанатизм заставляет человека не восполнять свои пробелы в знаниях или отделять иллюзии от гипотез, а верить в удобные для него заблуждения. И однажды, назвав их истиной, начать бояться и отрицать реальное положение дел.

Третий Подмастерье, наконец, ударяет молотком по лбу Хирама и убивает великого Зодчего: собственно, последний убийца ассоциируется с гордыней. Тщеславие «венчает» список вышесказанных изъянов, является закономерным итогом их сплава. Гордыня больше опасна как следствие невежества и фанатизма, уже накрепко засевшее в системе ценностей и вере человека, изъевшее его творческое начало. Когда человек неспособен творить, он начинает разрушать; и, в конце концов, губит себя.

Таким образом, в ритуале Посвящения Мастера обыгрывается следующая цепочка событий: гибель особенного, отличившегося человека (существа) — путешествие в загробный мир и столкновение с инфернальными силами (предательство / борьба с искушениями / сошествие в загробный мир) — возрождение в новом качестве. Таким путём шёл греческий Геракл, переживший немало бед, прежде чем увековечить своё славное имя. Таким путём шёл Иешуа, прошедший глубинные изменения сначала в пустыне, а затем — переживая многочисленные предательства, затем смерть, схождение в преисподнюю и вознесение. Более того, А. Пайк находит параллели масонской мистерии в Новом Завете и справедливо сравнивает троих Подмастерьев с широко известным мифом о распятии Иешуа: «Трое убийц Мастера Хур-Ома символизируют Понтия Пилата, первосвященника Каиафу и Иуду Искариота, а три удара, нанесённые ими, символизируют предательство Спасителя Иудой, умывание рук Пилатом и приговор Первосвященника. Также они символизируют битьё Иисуса по ланитам, бичевание и терновый Его венец». Подобный сценарий, ещё более древний, мы видим в египетской мифологии: предательство Осириса Сетом, затем его воскрешение Исидой и становление Осириса как судьи и Божества Загробного мира (и впоследствии рождение Гора как солярного Божества, покровителя фараонов).

Вследствие этого мы можем отождествить символизм шестиконечной звезды в Посвящении Возвышенного градуса с возрождением Мастера; число «шесть» — число совершенства человека, осознавшего в себе Божественную Искру, которому, в отличие от Подмастерья, «ведомо бессмертие»: говоря языком метафоры, «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (из Тропаря Пасхи). Эта ключевая формула: на ступени посвящения отыгрывается мистерия умирающего и воскресающего «богочеловека», где символически отмирает низшее «я», т.е. «эго» искателя, для перерождения в «я» высшем.

Далее, после акта символической гибели на «могилу» масона кладут ветвь акации — вечнозелёного растения, символа бессмертия и возрождения. В Древней Греции веточку акации считали символом чистоты и невинности; её букеты держали в руках кандидаты перед ритуальными испытаниями. Акация соответствует дереву ситтах (или ситтим) из книг Исхода и пророка Исайи: эту породу использовали при создании жертвенника в скинии, а также при строительстве ковчега Завета.

Если верить христианскому преданию, то именно из акации, а не из тёрна, был изготовлен венец Иешуа. Если доверять псевдоисторической лекции степени Новиция и Рыцаря Св. Иоанна Богослова, то из дерева акации был изготовлен и сам крест распятия. Обращаясь к «Генезису и развитию масонских символов» доктора Папюса, мы обнаружим, что фраза Мастера «акация мне известна» расшифровывается как «мне известно бессмертие».

Кроме того, Алистер Кроули в «Книге 777» соотносит акацию с солярными силами и сфирой Тиферет. Как сообщает А. Уайт в своей «Энциклопедии масонства», в Ордене Мемфиса значение акации определяется следующим образом: «Ветвь акации... это эмблема, означающая ревностное радение, жажду достижения истины — жажду, которую должен лелеять и хранить в своей душе каждый Мастер, будучи окружён растленными, предающими истину людьми».

Мы снова видим следующие связанные понятия: акацию как солярный символ и её соответствие сфире Тиферет — а та, в свою очередь, соотносится с гексаграммой. Сфира Тиферет означает «Красоту» как сплав «Мудрости» и «Силы», точку их равновесия в совершенстве, а «три дурных Подмастерья» — соответственно, означают клипотический эквивалент Тагирион, что переводится как «спорщики» (искажённая мудрость — фанатизм, искажённая сила — невежество, искажённая красота — гордыня).

Получается, что, с каббалистической точки зрения, Кандидат как работает с энергиями Тиферет, так и поддаётся влиянию Тагирион.

Очень важно будет напомнить, что сфире Тиферет на Древе Жизни соответствует такое явление как С.А.Х. («Священный Ангел-Хранитель» в системе Ордена Золотой Зари и в учении Телемы), посредник между «божественным Я» и низшей личностью, сложенной из стереотипов, привычек, социальных установок, психологических блокировок, навязанных желаний, потребности плоти и т.п. — то есть того, что ослабляет силу человека как духовного существа. В Каббале этому понятию соответствует Йехида — согласно И. Регарди, «единственная часть человека, которая с полным правом может сказать: ЭХЕЙЕ, Я есмь. Иными словами, она есть Кетер в микрокосмическом мире Асия, т.е. высшая часть человека как Человека». Также, согласно А. Кроули, операция познания своего С.А.Х. приводит человека к осознанию и следованию своей «истинной воле», — о том, что она представляет, я упоминала раннее.

Этому же соответствует получение ещё одной доли Света, которого просит каждый масон. Если Свет открывается для Ученика как сияние путеводных Звёзд — его Братьев и Сестёр и новых знаний, — то для Подмастерья — как «свет Труда», искусств и науки. Мастер же, освоив эти составляющие, следует далее — за тем светом, который недостаточен для повседневной жизни. Именно этот опыт раскрывает подлинную славу Духа и его инаковость в отношении окружающих людей, как новых Учеников, так и внушающих доверие Подмастерьев. Во Тьме был убит Мастер, во мрак погрузилось палящее Солнце; и было приостановлено строительство Храма.

Однако возрождается Мастер — уже не как плотской человек, а как Герой; и из бездонной черни восстаёт новое Солнце. Другое Солнце, прежде сокрытое; Солнце обнажённого и чистого Духа. Попрана и превзойдена человеческая природа, но Божественная спускается в самые чертоги Ада и восстаёт во всём своём великолепии.

ТАГИРИОН И СТРАЖ ПОРОГА
Есть ещё одна особенность работы Мастера, связанная с пройденным путём Подмастерья. Я неоднократно отмечала, что на этапе Подмастерья ещё возможно наименее безболезненно отличать и выбирать Древа — Сфирот и Клипот — путём раскрытия себя как Пентаграмматона. В зависимости от своего выбора Подмастерье учится доверять мирозданию или же впадает в бесплодную меланхолию. Число 666, соответствующее шестиконечной Пламенеющей Звезде, может оказаться греческими титулами «Антемос» (;;;;;;;), т.е. «противник чести», и «Арнуме» (;;;;;;;), означающий «я отрицаю». Эти имена получаются, если, подобно гематрическому методу, исчислять их по буквам, которыми греки обозначали числа («Антемос»: ; (=1), ; (=50), ; (=300), ; (=5), ; (=40), ; (=70), ; (=200) = 666; и «Арнуме»: ; (=1), ; (=100), ; (=50), ; (=70), ; (=400), ; (=40), ; (=5) = 666). Такое толкование приводит нам Примасий Гадруметский (VI век), он же и объясняет: данные титулы соответствуют тому, кто попирает Божественную честь и отрицает Единство Творца. Кроме того, это вполне может означать человека, не желающего (или не умеющего) подчинять свои «звериные» импульсы и обыденные «человеческие» потребности самому Духу (что и есть «попранная честь»); то есть — неспособность превзойти своё животное начало и то, что называется «эго». В таком случае мы имеем дело с влиянием клипы Тагирион, являющейся зеркальным отражением Тиферет, чья гематрия — число 869: ;=) 400) + ;=) 3) + ;=) 200) + ;=) 10) +;=) 200) + ;=) 6) + ;=) 50). В сумме цифры 8 + 6 + 9 = 23, и 2 + 3 = 5, т.е. Пентаграмматон. Тот самый, где Подмастерье своими усилиями создаёт реальность Адама Кадмона («человека божественного») или Адама Белиала («злого человека»).

Об этом и говорится в Писаниях: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть...» (Откр. 13:18). Невозможно принять дарованный Свет, не научившись работать с Тьмой; таким же образом перед (и во время) осознанием и Работой со своим С.А.Х. происходит обратный процесс: столкновение со своим Стражем Порога, который, с одной стороны, является «обратной» стороной С.А.Х, а с другой стороны — его неотделимой частью. Вспомните о «двуликости» буквы Шин, означающей «божественную искру», с которой начинается как Божественное Имя «Шаддай», означающее «Всемогущий», так и «Сатан», что переводится как «Противник». Столкновение со Стражем Порога неизбежно при осознании себя как божественного существа, а влияние эманаций Тагирион тем болезненней, чем сильнее принятие сил Тиферет.

Влияние клипы Тагирион описывается как гордыня, эгоизм и оспаривание Божественных законов; она же является «малым ликом раздвоенной клипы Таумиэль» и «Чёрным Солнцем», освещающим глубины подсознания и личных внутренних конфликтов соискателя. То есть, невежество, фанатизм и собственно тщеславие — подобно тому, как это описывается в масонской легенде.

Умение работать со Стражем Порога (или «стражами», составляющими единое целое), т.е. перестать идти на поводу своего «низшего Я», подчинять себе Клипотические Силы, научиться с ними работать в исполнении своей Истинной Воли, — означает подчинить своё «теневое Я» и таким образом направить ещё один источник своей силы в вектор своего становления, Великого Делания; не создавать конфликт и противоречие «ада» и «рая» внутри себя, но добиться творческой диалектики, взаимопроникновения одного в другое. И посредством этого стать не Демиургом-Подмастерьем, использующим готовые идеи и схемы в своей жизни (и уничтожающим то, что не может понять), но подняться выше — стать Творцом, переступающим через себя прежнего: «ибо, кто не носит в себе Хаоса, никогда не породит звёзды» (Ф. Ницше).

Именно это отличает Мастера от более «младших» Сестёр и Братьев в духовном плане. К примеру, «подчинял» своего Стража Порога известный царь Соломон, чьим «теневым Я» был сам Асмодей, которого удалось убедить помогать в строительстве Храма, кто передал секреты мудрости и могущества великому правителю, жрецу и чародею. Вспомним, во время своего величия Соломон обогатил своё царство: «...в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар., 10:14), — то есть, символически, наполнил свои владения изобилием материальным и духовным. Так поступал Иешуа, находясь сорок дней в пустыне, без еды и воды; прошедший три основных искуса Сатаны, своего мистического «альтер-эго», он зашёл человеком, а вышел «богочеловеком», Альфой и Омегой.

В этом и заключается сложнейшая задача Мастера: управиться с клипотическим влиянием, когда возникает «тёмная ночь души» — состояние опустошения и одиночества; иллюзии, что человек потерян, полностью отделен от Божественного и не понимает, куда идти дальше, во что верить, кому доверять. Даже тогда, когда возникает агрессивное несогласие и чувства разделения «собственной воли» и Божественной, «эго» и Абсолюта, плотского и духовного. Вообще учиться, как именно стоит справляться с такими состояниями, — духовное усилие Подмастерья, но так как степень Мастера включает в себя и предыдущие, это означает, что тот не должен забывать приобретённые навыки. Если, конечно, не поддастся самообману и ужасам своей души, не потеряется и не озлобится.

...Как ни странно, и это — Любовь!

«В конечном счёте, — как отмечает А. Кроули в “Книге Сердца, обвитого Змеем”, — даже наслажденье и боль должны слиться и отождествиться друг с другом в собственной Химической Свадьбе. Ибо в высшем Таинстве должно найтись место всем без исключения элементам чувственного восприятия. Упустить из виду хоть один из них — значит оставить его несовершенным и, соответственно, “злым”; это значит — не допустить одного из гостей на Брачный Пир; это значит — ограничить Вселенную в данном конкретном направлении».

Только таким образом возможно пройти Стража (или Стражей) Порога: посредством любви и принятия даже заведомо тех сторон личности, которые вызывают ужас и отрицание. Это не означает позволить им бесконтрольно завладеть разумом и сердцем Соискателя, но означает их осознание и принятия той силы, которую они несут, меняя их вектор с разрушительного (неосознанного, бесконтрольного) на творческий.

Стоило бы на этом этапе исследования приходить к окончательным выводам Зодческой, и вскоре они будут сделаны. Мне хочется дать несколько подсказок. Я напомню, что в сумме гематрия понятия С.А.Х. (65) и Пентаграмматона (300) как раз и составляют 365 — число древнего Бога Януса, Бога «начала и конца», входов и выходов. Янус — бывший, сущий и настоящий. И как раз на одной его руке было начертано число CCC (300), а на левой — LXV (65), что также может рассматриваться как темуру (перестановку букв) слова LVX, т.е. «Свет», природу Священного Ангела-Хранителя и масонского Света.

ЗВЕЗДА МАГА
Складывая цифры 5 и 6 между собой как квинтэссенцию пяти- и шестиконечной звёзд, мы получаем 11 — число Великого Делания, тождество микрокосма и макрокосма и обретение философского камня. Это является высшей целью любой магии: освобождение Соискателя от связывающих её бессознательных сил. Так, Э. Леви утверждал, что «Великое Делание — это, прежде всего, самосотворение человека, то есть полное и всецелое овладение своими способностями и своим будущим и, в особенности, совершенное освобождение своей воли».

Мастер идёт дальше и раскрывает себя не просто как потенциал «богочеловека», но и как Мага. Именно поэтому числом Мастера все-таки является семёрка, а не шестёрка. Семь — число совершенства, «освобождённый» элемент из центра шестиконечной звезды и её сияющий центр. Семь — число Сфирот, отделённых Даат от Высшей Триады.

Значит, гексаграмма, учитывая её символическую важность в данной степени, означает, от чего Мастеру стоит отталкиваться; от этого синтеза антиподов, рождающих нечто чудесное. От воспитания в себе Любви, которая в таком прочтении и есть Закон, действующий в соответствии с Истинной Волей — т.е. Волей, соответствующей нашему С.А.Х., растворяющей, в долгосрочной перспективе, наше привычное «эго» в Божественной силе. Это процесс вспоминания своей природы, очищения своих духовных качеств от всего лишнего, достижения чистоты намерений, переживаний и помыслов от всего отжившего.

Таким образом, Мастер движется к Великому Деланию, процесс которого безграничен. Данный вывод хотелось бы продолжить словами А. Кроули из его эссе «Человек»: «Поход за Святым Граалем, Поиск Камня Философов — каким бы именем мы ни предпочли называть Великое Делание, — таким образом, бесконечен. Успех лишь открывает новые пути, сулящие новые великолепные возможности. О да, воистину! этой задаче нет конца, и нет пределов радостям, с ней сопряжённым; ибо что такое вся Вселенная и всё сущее в ней, как не безграничное игралище для Венценосного и Победоносного Ребёнка, для этого ненасытного, невинного, вечно ликующего Наследника Пространства и Вечности, имя которому — ЧЕЛОВЕК».

Я сказала.