Полет птицы 26

Галина Тер-Микаэлян
Хеб нефер эн инет (Прекрасный Праздник Долины)

 Первое новолуние второго месяца сезона Шему ознаменовало начало Прекрасного Праздника Долины, когда бог Амон, покинув священный наос, вместе с супругой Мут и их сыном Хонсу отправляется на западный берег Нила, чтобы навестить храмы миллио-нов лет (мемориальные храмы) и подтвердить непрерывность существования, связываю-щего земную жизнь с загробной.
С раннего утра на восточном берегу Нила возле храма Амона толпились нарядно одетые люди с букетами и гирляндами цветов. Лодок, больших и маленьких, на реке было столько, что они бортами касались друг друга – весь Уасет-нет-Амон собрался, чтобы увидеть праздничную процессию.  И вот открылись тяжелые бронзовые ворота храма, жрецы в белых одеяниях между двумя рядами сфинксов последовали к пристани, где сто-яла обитая золотом священная ладья Амона – Усерхет. За ними двигались жрецы-уабы в масках соколов и шакалов, изображавшие духов древнейших египетских городов Нехена и Пе. Шедшие впереди тащили на плечах барку со статуей Амона, за ними несли статуи Мут и Хонсу. Верховный жрец Аменемхет в окружении «духов» встречал богов на при-стани. Пока барку с Амоном грузили на в священную ладью Усерхет, он думал:
«Сегодня фараон примет решение. От него зависит судьба Уасет-нет-Амон, его процветание и гибель»
Фараон по обычаю встретил процессию на западном берегу и пригласил золотого Амона с Мут и Хонсу посетить храмы миллионов лет. И Амон начал свой путь, нанося визиты в храмы богов и покойных фараонов. Его сопровождали певцы, акробаты и музы-канты, жрицы плясали, встряхивая свои систры (гремушки) и звеня ожерельями менат, а жители города, успевшие перебраться на западный берег на лодках, приветствовали про-цессию радостными криками, дарили артистам цветы и угощали их сладостями.
Процессия закончила свой путь у храма Аменхотепа Первого – Амон скрылся в храме, где должен был провести ночь, чтобы наутро с новыми силами продолжить свой путь. Солнце уже наполовину скрылось за горизонтом, но это никого не смущало – люди собирались провести ночь с усопшими предками, для которых они приготовили дары и угощения.
«Сразу после праздника я объявлю о своем решении, – думал фараон, – мудрый Птахмос, жрец бога Птаха, был прав: жрецы Амона присвоили себе несметные богатства, и это может стать опасно для власти фараона. Недаром убитый заговорщиками великий фараон Аменемхет завещал сыну: «Да не будет сердце твое полно братьями, не знай дру-зей и не приближайся к ним один…» Мой брат Аменемхет – верховный жрец Амона. Мой племянник Сиатум – мой наследник. Да, я решил, и так будет…»
Многоголосый стон оборвал нить его мысли. Взгляд фараона в недоумении мет-нулся в сторону толпы, а потом обратился ввысь. По небу в лучах заходящего солнца с востока на запад плыл Амон-Ра. Над ним распростерлись излучающие сияние крылья, те-ло его обвивали две блестящие змеи, головы которых украшали сверкающие короны. Красная, дешрет, символ Нижнего Египта, и белая, хеджет, символ Верхнего Египта. И внезапно в небо вознесся гимн, восславляющий великого бога:
«Хвала тебе, Амон, ты – Ра единый,
Мы превозносим твой бессмертный дух»
Люди на земле в экстазе вздымали руки к небу, падали на землю, исступленно мо-лились и стонали. Солнце скрылось за горизонтом, с ним исчез и плывущий в небе Амон.