Ключ к Метасимволу

Татьяна Косенко
Зодческая Татьяны К. по 4°
В.'.Л.'.Л.'.Р.'., Д.'.Т.'. «Медный змей» на Востоке г. Санкт-Петербурга.

************************
Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна.
П. А. Флоренский

Практически каждая традиция в своей мифологии отображает нечто, что было утеряно, либо исчезло, но сохранило первостепенное значение и обладало колоссальной силой, подчиняющей силы природы и окружающих явлений. Обладание этим «неизвестным», согласно легендам, делает человека неуязвимым, бессмертным и бесконечно могущественным, отождествляя его возможности с наивысшими из возможных - то есть, соответствующих самому Творцу.

Это «нечто» обычно выражается не прямо, но передается посредством символики: метафорой, жестом, сравнением, числом, графическим изображением (например, сигиллом или печатью), либо же словом. Поскольку существует множество тайн и скрытых смыслов - которые, впрочем, имеют право оставаться такими либо надолго, либо для большинства ввиду своей специфики и влияния - то позволить проникнуть в эти глубины тем, для кого их содержание губительно и опасно, было бы в высшей мере преступлением. Однако секреты вольных каменщиков не производят таких впечатлений. В отличии от догматического понимания мистического и духовного наследия, навязываемого современными формами религий, масонство изобрело наиболее универсальный, свободный и мудрый из множества путей постижения гнозиса - посредством размышления над символами, охватывающих наиважнейшее культурное наследие человечества. В отличие от мистицизма или способа обретения личных инсайтов, этот способ представляет собой гармонию между глубоко личностным развитием и коллективным прогрессом; предоставляет индивиду возможность как передать свои измышления и знания эзотерических дисциплин, наследие культуры и традиций своей среды остальным Братьям и Сестрам, так и легко принять незнакомую информацию, тем самым интегрировав ее в свое мировоззрение, дополняя, корректируя и расширяя его.

Многогранная природа каждого символа - то есть, каждой Тайны - позволяет масону находить ответы в своем сердце, задаваясь вопросом «что есть Творец?» и «что есть я?». Каждое размышление, ответ или предположение позволяет обратиться к его разуму, переживаниям и надеждам, к его вере и целям - словом, тому, что составляет глубинную суть Брата или Сестры, или выражаясь языком известных магических традиций - к постижению Истинной Воли. Базовые символы, достаточные для подобных размышлений, каждый из вольных каменщиков может вспомнить, пройдя три основных степени (Ученика, Подмастерья, Мастера).

Дальнейшие разъяснения и универсальный «маршрут» поисков - тем не менее, глубоко личный для каждого - предлагается в Ложе Совершенствования, начиная с 4° (градуса Тайного Мастера). Здесь Соискатель отправляется на поиски некоего Утраченного Слова - понятия, объединяющего все символы в единое целое; то есть некоего метасимвола. Об этом рассказывает писатель-масон Д. Оливер в своей книге «Происхождение масонского ордена Королевской Арки»: «Бесспорно, что красной нитью через всю систему франкмасонства проходит идея особой тайны, связанной со словом мастера. Его неисчислимые изменения, причиной которых послужила традиция передачи его из уст в уста на протяжении поколений, всегда служили предметом многочисленных размышлений, и не было такого народа, который не интересовался бы этой тайной и не пытался проникнуть в нее. Даже сам способ его, слова, произношения толкуется по-разному, и многие зашли в этом вопросе так далеко, что вообще отказались от его употребления до тех пор, пока истинный его смысл и истинное произношение, ныне утраченные, не будут явлены миру. Тайна, которая окружает слово мастера, всегда интересовала людей, и именно она поощряет неиссякаемый исследовательский дух посвященного, который следует в поисках этого слова из градуса в градус до тех пор, пока не получает вознаграждение за усердие, обретая эту неописуемую тайну».

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» - говорится в Евангелие от Иоанна (1:1); на этих же страницах традиционно открывается СКЗ, поверх них налагаются циркуль с наугольником. Слово, то есть «логос» («понятие», «суждение», «смысл») - это метафора некого изначального, творческого состояния, которое впоследствии было искажено (по масонским легендам - утеряно); и вследствие непознаваемости это состояние не может быть выражено чем-либо иным, кроме как устной передачей. Помимо суждения/смысла, понятие логоса также включает значения общего «закона» и в настоящее время говорит о «глубинной, устойчивой и существенной структуре бытия, наиболее существенных закономерностей мира». Явный пример и подробное толкование этого определения масон может увидеть… в убранстве собственной Ложи; однако мы идем еще дальше, вспоминая, что ее глубоко символический интерьер отождествляется с Храмом Соломона и отражает внутреннее состояние Брата или Сестры. Словом, «что вверху, то и внизу».

Таким образом, потеря «логоса» имеет прямое соотношение с мистерией разрушения легендарного Храма - священного места прославления Творца в изложениях преданий масонства. Это явление также указывает на искажение духовной составляющей каждого из нас, ограничение изначальной «творческой искры». Процесс «поиска утерянного Слова» синонимичен «восстановлению Храма» - в первую очередь, внутри сердца и разума каждого вольного каменщика. Это совершенствование материальной, видимой жизни и приведение в исполнение лучших качеств характера. Это раскрытие талантов и лучших стремлений, исходящих из глубины бескрайней Самости, освобожденной от пресечения Эго. Подобно тому, как человечество озадачено поиском некоего общего «логоса» Творца, единого для всех языков и народов, прежде всего стоит осознать себя как «Творца в миниатюре». Мало осознать - стоит раскрыть это всеми возможными и продуктивными способами. Нет смысла сколь-либо продуктивно искать «большое слово», не обретя «малое» - имени своего личного САХ'а (он же - Гений или Даймон в зависимости от эзотерической традиции); и, посредством обретения этого личного имени, исполнять свою Волю наиболее смелыми методами и достигая масштабных результатов. Исторический и наиболее яркий пример этому - известный писатель, исследователь, оккультист Алистер Кроули, посредством своего личного Гения, называемого Айвассом, передавший учение Телемы окружающему миру, которая впоследствии значительно усовершенствовала практику и мировосприятие миллионов людей, позволив тем ощутить радость от раскрытия своих подлинных возможностей. Ибо «знающим Слово - не надобно слов».

Все это метафорически - обтачивание «грубого камня» и отсечение от него лишнего - чтобы получить минерал с кубической кристаллической решеткой - то есть алмаз, который впоследствии доводится до идеальной огранки, преломляющей свет извне и раскрывающей это сияние множеством оттенков души. «Ты… есть камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата Ада не одолеют ее» - говорится в Евангелии от Матфея (16:18), таким образом утверждая: великое начиная с малого, и с упорной, нескончаемой работы каждого масона над своим внутренним миром открывается нечто, что способно повлиять как на его круг общения, сделав окружающий мир немного лучше, так и расширить границы коллективного гнозиса.