Дервиши

Алексей Першин
Хмурым июльским днём 2007 года я не спеша брёл по Малому Харитоньевскому переулку неподалёку от Чистых прудов уж и не помню по какой надобности. Небо напрочь заволокло тучами, но дождя не было, видимо «небесная канцелярия» свою квоту на осадки уже выдала, а новых «заявок» ещё не поступило.
По тротуару туда-сюда шныряли мрачные редкие прохожие, не привлекавшие к себе особого внимания. А вот шедшая мне навстречу бородатая троица – привлекла.
Судя по их одеянию – халатам из грубой ткани, почти до пят, поясам для фиксирования, рожкам у пояса, чёткам, мягким туфлям, темным конусообразным головным уборам окантованным овечьей шерстью и деревянным посохам это были дервиши – бродячие мусульманские монахи. Со стороны они смотрелись весьма причудливо, экзотично, даже экстравагантно, как будто выбрались из собрания сказок и новелл «Тысяча и одна ночь» посмотреть: что же творится за пределами их обитания в будущем?
Дервиши игнорировали абсолютно всех обывателей идущих, как параллельным, так и встречным курсом, а вот меня не пропустили, остановив прямо напротив Дворца бракосочетаний номер одним (более известного, как Грибоедовский ЗАГС) внезапным вопросом по-татарски:
- Син, татар малай? (Ты, татарин мальчик?)
Хорош мальчик в сорок пять лет! (Хотя с детства выгляжу намного моложе своего возраста. Но для них, по сравнению со мной – бабаев, я, наверное, действительно смотрелся юношей).
Не знаю почему, автоматически ответил:
- Эйе… (Да), - чем обрёк себя на дальнейшее общение со святыми людьми, хотя и иной веры.

Впрочем, какая разница? Бог – Он всё равно един, как Его не назови: Всевышний, Аллах, Творец, Создатель, Всемогущий, Вершитель, Отец небесный (а ранее самый Главный в плеяде богов – Зевс, Юпитер, Перун и так далее).
Татарский знаю, что называется «с пятого на десятое», как и любой русскоязычный уфимский пацан. Население Башкирии, где рос, учился и работал до армии составляют три основные национальности: башкиры, как титульная нация, русские и татары. С малолетства: детсада, в школе, во дворе, на улице, просто в быту общаясь с тюркоговорящими сверстниками русскоязычные дети, подростки, слыша татарские и башкирские разговоры, повторяющиеся слова, выражения в различных ситуациях, начинают понимать их значение, «подхватывают», усваивают. А в дальнейшем успешно применяют при общении, хотя и в минимальном объёме.
Башкирский и татарские языки довольно схожи, но есть и различия. Несмотря на то, что в башкирском алфавите 42 буквы (в татарском «всего» 39), в нём нет буквы и звука «ч». Поэтому, к примеру название города «Челябинск» на этом языке звучит довольно непривычно: «Силэбе».
Вот спроси кого-нибудь в Москве: «Как добраться до града Силэбе?», все окружающие охренеют, обалдеют, схватятся за голову, а любой встречный, заглянув в мобильный телефон уверенно скажет, что такого города просто нет на земле! На татарском «Чилэбе», на казахском «Челяби» - ещё поймут, а на башкирском – нет! Вот, какой язык надо криптографам использовать, шайтан и тот ни шиша не разберёт!

Мой ответ жутко обрадовал странников, похоже они прошерстили уже половину Бульварного кольца блуждая против часовой стрелки (потому, что я шёл, как раз по ходу её – навстречу им) и наконец-то нашли субъекта единой этнической сущности и общности!
Поэтому они втроём так затарахтели-затараторили, что я вынужден был перейти на родной язык, который знаю немного лучше:
- Подождите, не так быстро! Не успеваю понять…
- Эти, эни, бар? – спросил средний мудрец, очевидно старший и на всякий случай сам же и перевёл, - Папа, мама, есть?
- Бар! – ответил я, - И эти, и эни!
- Дога кылабыз! (Молимся!), - одобрительно кивнул головой старший и сложил руки лодочкой. Два его спутника и я повторили это движение став в кружок.
Дервиши что-то бормотали, я тоже чего-то бубнил, повторяя их жесты, дабы не оскорбить чувств блаженных неуважением, раз уж они втянули меня (хоть и временно), в свой молельный коллектив.
Помолившись за моих родителей, главный опять спросил:
- Балалар, гаилэ дэ бармы? (Дети, семья есть?)
- Бармы! - подтвердил я, - Все бармы: и балалар, и гаилэ!
- Кюуп балалар? (Много детей?), – поинтересовался «ведущий».
Я начал вспоминать счёт:
- Бер, ике (один, два) … Как же там будет «три»? А, вспомнил! Кыру (три)! Эч (трое) балаларов! И все они пока ещё – балалары!
- Алар эчен дога кылабыз! (За них помолимся!), - распорядился старший.
Опять помолились.
По завершении второго обряда руководитель «экспедиции» прочёл мне короткую «политинформацию» (опять же на татарском), из которой уловил, что в Казани недавно прошёл ураган, от которого пострадали, погибли люди (за это я уже знал из СМИ), и третью молитву вознесём за упокоение усопших, скорейшее выздоровление хворых-болящих, а также за то, чтобы Аллах впредь отвращал подобные беды.
Ничего против такой милосердной молитвы я не имел и в третий раз составил богомольцам компанию в коллективном обращении к нашему общему Всевышнему.
Окончив третью молитву, начал прощаться, но предводитель группы напомнил мне про «хэер» (добро, милостыня, подаяние). Как же я забыл?
Да, у татар есть такой обычай – не только дервишу-путнику, но любому гостю, собирающемуся в дальнюю дорогу, надо обязательно дать хэер (или хаир – произносится по-разному). Сто, даже десять рублей большая сумма только приветствуется, чтобы ему была какая-то польза в пути, он поминал тебя добрым словом и зла не держал. Мало ли что до расставания друг другу наговорили? (Хэер можно дать даже продуктами, хоть три беляша).
От всей души выделил скитальцам тысячу рублей, мы пожали руки и расстались…

Здорово удивило: как они в моей, абсолютно славянской роже умудрились углядеть татарские корни, глубоко упрятанные в запутанных спиралях ДНК? Возможно, по глазам – они у меня точно не русские. В формировании родословной участвовали донские и уральские казаки, украинцы, даже костромские дворяне… Татары тоже присутствовали хотя их было поменьше. А может от меня какие-то татарские «флюиды» исходят, которые только большой дока может уловить и распознать? Непонятно…
…Ни до удивительного приключения, ни впоследствии больше не встречал странствующих дервишей. Но после вышеизложенной истории при оказии нет-нет да и перекрещусь на мечеть. Ему-то – Творцу какая разница, если Он везде?
И, кстати: после этой встречи ураганов с такими тяжкими последствиями в Казани больше не было. Может и моя молитва помогла?