Любимая учительница нелюбимого немецкого...

Алексей Васильевич Евдокимов
Любимый учитель нелюбимого немецкого…
Прошло без «копеек» 70 лет.То давнее школьное время вспоминаю теперь с улыбкой, грустью, а нередко и с сожалением за свою бестактность, чёрствость и недомыслие. Бессонной ночью вершу суд над собой…
Когда в школьном расписании стоял немецкий, солнце не всходило, чёрный день, ноги в школу не шли.
Точно знал — сегодня будет принародная пытка у классной доски. Буду выглядеть тупым, растерянным, обиженным и злым. Стыдно до сих пор…
Моим учителем немецкого была Антонина Ивановна Дмитриева. Истинный интеллигент, образец культуры в обращении с учеником. Ещё царской России «закваски».
Была она старенькой, маленькой, одно плечо выше другого, богатая копна седых волос, яркие молодые глаза. добрый голос…
Поставила перед собой, да и мной задачу: вытянуть немецкий с четвёрткой в аттестате. Каждый урок меня вызывала к доске. Я вставал и раздумывал-идти или поднадуманным предлогом отказаться?Придумать болезнь...
-»Иди! Иди! Будем вместе преодолевать!»
«Преодолевать» было её любимое слово, оно действовало на меня как ожог крапивой…
Сосед по парте Коля Козлов:» Иди, иди...Не обижай её...Девочки в учебнике уже написали карандашиком перевод текста...»
С соседних парт шепоток:»Иди, иди!...Подскажем...»
Как в холодную воду бросаюсь, выхожу…
Боже, какая же маленькая, беззащитная предо мной под 175 роста моя Антонина Ивановна!
Как она ободряюще смотрит на меня снизу вверх…
-»Мы должны всё преодолеть. В твой аттестат могу поставить только «хорошо», четвёртку...»
-»Читай текст!»
Это я умею, отбарабанил…
-»Хорошо! Когда преодолеваешь, получается!»…
Здорово и текст перевёл по следам карандашным. Молодец Маша Савельева, аккуратно всё изобразила…
-»Совсем неплохо! Работаешь над собой!»
Стыдоба! Конечно она знает про мои уловки, другой бы учитель заглянул в учебник и принародно разоблачил мою, лыком шитую хитрость, моя Антонина Ивановна выше этого неуважения к моей личности, не позволит изобличить. У нас с ней союз-»вытянуть немецкий».
Молю  про себя Бога:»Хватит! Отпусти меня на волю, милая Антонина Ивановна! Побереги себя и меня...»
Нет! Начинает «вытягивать»…
Вспоминаю преподавателя по теоретической механике в другом учебном заведении, у него была поговорка:»Приступим к избиению младенцев!» Ему доставляло удовольствие мучить разными формулами, напряжениями, сопротивлениями материала, металла…
«Избиваемый» не выдерживал и слёзно просил:»Поставьте тройку!».
-»Поставить тройку? Да-а?»
-»Беги на площадь Ленина, посмотри, стоит там милиционер?»
«Избиваемый» со всех ног мчался..
Запыхавшись докладывал с ликованием:»Стоит!»
«Ха-ха! Ну и я тебе двойку милую поставлю!...»
Я в таком случае всегда вспоминал, как неземную противоположность поведение Антонины Ивановны.
Начинала она меня спрашивать разные склонения, какие-то плюсквамперфекты...Всякую дикость, несуразность, отсутствующую напрочь в моей голове…
Весь класс начинал спасать меня. Подсказывать из каждого угла, всё сливалось,я ничего не понимал, говорил какие-то невообразимые глупости. Класс начинал возмущаться, нервничать моей бестолковости…
_» Что такое? Что за шум?»- вопрошала Антонина Ивановна..
-»Ну что тебе говорю? Получается, когда работаешь над собой! Преодолевай!...»- ободряюще говорил мой учитель.
И я как выжитый лимон шёл на свою парту, под бочок милого, доброго Коли Козлова. Он радостно встречал меня живого…
Когда вручали торжественно аттестаты, Антонина Ивановна единственная из всех учителей подошла ко мне:поздравила, пожелала доброго, обняла своими молодыми ясными глазами…
Часто вспоминаю её. То вижу как она в непогоду пробирается в школу по камешкам,тропкам...С удовольствием слушаю рассказ её бывшей ученицы, побывавшей у неё в гостях в её маленьких двух комнатёнках. Угощение из изящных ваз грецкими орехами с мёдом…
Другие рассказывали, как в молодости (оказывается, и она была молодая!) ходила пешком в Верхний Шибряй к подруге слушать новую грампластинку…
Удивительный был человек!
Прошли годы и годы, стал я «чиновником» с персональным автомобилем. Еду и вижу, как Антонина Ивановна, придерживаясь за школьный забор медленно куда-то пробирается...Остановился. Подошёл:»Антонина Ивановна, позвольте я вас подвезу!».
-»Нет! Нет...Мне недалеко, дойду...Спасибо, что предложили...Поезжайте, вам время дорого...»
Жаль мне было, что отказалась…
Я с благодарность её вспоминаю. За долгие годы своей жизни, каких только людей не повидал...Антонина Ивановна среди них бриллиант чистой воды.
За долголетнюю безупречную службу на ниве просвещения таких оболтусов, как я, была награждена орденом Ленина.
Моё душевное спасибо за терпение и доброе участие!
Конец февраля 2023 года.