Карьера Коммерческая

Вера Верина 3
РАЗВАЛ БАЛАНСА

Коммерческая карьера моя расцвела пышным цветом на просторах зарождающегося капитализма. Наверное это единственный раз,когда я оказалась в нужное время в нужном месте. В самой горячей точке новой жизни. Нарушился баланс мирной жизни. Рухнул "холодный мир", где обе системы жили в нагнетаемом страхе друг друга,но каждый жил своей жизнью в своем мире. Если бы обе Системы мирно конкурировали, вероятно баланс мог бы существовать бесконечно, подкармливая сам себя изобретательностью человеческой инициативы. Но мирная конкуренция человеческим Эго похоже не предусмотрена и одна Система одержала сокрушительную победу как раз и сыграв на человеческом Эго, для которого капиталистическая система более подходящая среда. Не зря же некоторые граждани значительно изменили свою жизнь,  обогатив её унитазами из золота. Ценности стали менятся с ужасающей скоростью. Всё закрутилось и завертелось

...ДО ЭТОГО МОМЕНТА ...

  Мирно и нудно отсиживала я свою смену в крохотном ларьке гостиницы аэропорта. Торговля была вялая и скучная. Время от времени кто-то из посетитеей гостиницы подходил к окошку за пачкой сигарет или куском мыла или просто так, от нечего делать, поглазеть на товар. Товар был так себе,обычный рядовой ассортимент-одежда ,бижутерия. Напарницы мои  умудрялись делать там свой собственный крохотный бизнес "по-советски", продавая свои личные вещи за спиной босса или набавляли цены на товары и разницу клали в карман- « мелочь, а приятно». Я этим не занималась и очень переживала, когда сотрудница просила продать своё,зная свою способность немедленно попадаться в какие-то истории с любыми "левыми", то есть противозаконными, делами  Эта противозаконная деятельность была опасна, но и отказать сотруднице было неловко. С другой стороны этот риск придавал хоть какую-то остроту этому серому времяпрепровождению в этой маленькой каморке за крохотную зарплату. Цены уже стали новыми. Иногда я покупала в магазине одно яйцо под удивленными взглядами продавцов. Одно было хорошо-советским продавцам можно было читать и в ларьке присутствовало только тело, остальные же часть находились  совсем в других реальностях.

ПОЕЗДКА в МОСКВУ

 Родственник прислал приглашение переехать в Америку. Не хотелось. Америку я никогда не любила,зная её по книгам и фильмам. ненастоящая какая-то, фальшивая и целлулоидная. Было страшновато. Родственники люди не надежные-ехать одной с ребенком страшило. Оттягивала поездку ,но наступил день и нужно было ехать в посольство. Это было 19 августа 1991 года. В Москве как раз случился путч и перепуганные мериканцы сразу дали разрешение. Танки,митинги, радость освобождения. Путч закончился, наступило всеобщее ликование. Какая-то обьединяющая всех и каждого энергия стояла на Красной площади 3 дня и 3 ночи. Надо было собираться назад.

 Перед поездкой в Москву  один из работников гостиницы, поляк и бывший лётчик, а ныне управляющий горничными, попросил продать в Москве джинсы за 100 долларов. Я никогда раньше не имела дело с долларами и это тоже немного напрягало, но не отказывать же хорошему человеку . Вот с этих польских долларов всё и началось. В Москве вовсю шла торговля по очень соблазнительным ценам. За 100 долларов вырученных за джинсы я накупила кучу товару. По приезду домой на следующий день часть продала на рынке, отдала поляку его 100 долларов и осталась с товаром, кучей денег и идей.

КРУТОЙ БИЗНЕСМЕН

Босс улетал на месяц в Америку и я сделала ему « коммерческое предложение». Он оставляет мне ларёк со всем содержимым. По приезде ему всё возвращаю с прибылью. Пригласили бухгалтера, всё описали, бухгалтер назначила прибыль 33% . Сказала, что это считается высокой прибылью. Я согласилась. Подписали какие-то бумаги. Босс улетел. Я приступила к делу. Конец социализму, конец нищенской  зарплатате, тупому сидению в полупустом  киоске. Вперед к свободному предпринимательству.
Очень скоро неприметный ларек стал самым  оживлённым местом в гостинице. У маленького окошка постоянно толпился народ. С нетерпением ждали открытия. В городе был огромный рынок- «толкучка». Гостиница была полна разного рода перекупщиками (по советски-спекулянтами) из советских республи и зарубежных стран,челноки с громадными клетчатыми сумками толпились в гостинице, включая моих друзей цыган. Шла беспрерывная купля-продажа...
И
Пока обитатели гостиницы нежились в своих постельках  с 5 утра и до открытия ларечка я умудрялась съездить на толчок 2 ,а то и 3 раза и навезти кучу товара, так что многим даже не нужно было покидать гостиницу чтобы отоварится. Пользуясь ленью своих покупателей я конечно ставила любые цены. Кому не нравится-вон автобус на толчок. Свобода и выбор! Рыночная экономика! И покупали. Началась бешеная инфляция, деньги потеряли какую-либо цену. Все хватали всё,что можно было схватить. Чашка кофе каждый день дорожала немыслимо.  Я игралась с ценами.

-« Сегодня всё кончается на Три-3-13-23-33-43, т.д. Никак не могу дешевле. Приходите завтра. Может завтрашние цены понравятся вам больше...» 
Завтра все цены кончались на 7...и тоже никаких изменений...
-" Я бы с удовольствием...вы мне нравитесь, но...не могу... извините... приходите в другой день"
Покупали за предложенную цену
Торговать шмотками сначала было интересно. Я даже начала разбираться в своих покупателях и могла с легкостью определить, как какие покупатели будут себя вести и как покупать. Цыгане были самые легкие покупатели, цена их не интересовала. Главное чтобы товар подошел.
-« Сколько стоит эта рубашка?»-примеряет
-«Двадцать рублей»
То ли не понял, то ли не дослышал
-« Сколько рубашка стоит?»
-«Сорок рублей»
-«Хорошая. Давай. Беру»

Были такие покупатели, которые долгое время приценивались, выспрашивали, но ничего не покупали. Я развлекала себя, пытаясь угадать как покупатель будет себя вести,  еще когда он даже не начал говорить и обычно угадывала. Но потом вещи надоели и я потихоньку стала приносить в ларек книги, картины. Познакомилась с художниками. Стала собирать народное искусство, ездить на выставки по стране, етс. Ассортимент ларька начал манятся. В Америку ехать совсем не хотелось.

КОМАНДИРОВКИ

К чехарде в ларьке добавлялись постоянные поездки по городам и весям разваливающегося Советского Союза...так называемые «командировки» . Учитывая специфическое местоположения ларька и возможность общаться непосредственно с лётчиками создавало всевозможные варианты. Например перелёт где-то на полу среди сумок со шмотками в хвосте самолета...или полет в Москву на маленьком персональном самолётике президента республики- только вдвоём  с поляком , (невольным спонсором моего бизнеса-если б он знал!), который тоже «был в струе»- немного торговал как все вокруг. Я познакомилась с личным летчиком президента и он устроил нам перелет. Самолет был небольшой и уютный. Нас вкусно  накормили и конечно напоили. Было весело.  Прилетели нормально. Остановились у моей родственницы. Сделали дела, прилетели  назад.

МАФИЯ

Но...вернулся из Америки шеф. Сотрудники из филиала доложили про мою бурную деятельность. Я им неоднократно предлагала скооперироваться и начать вместе зарабатывать,  вместо того чтобы по-советски  просиживать там часами, сплетничать и мухлевать с ценами, используя шефа товар. Я предлагала им свободную торговлю. Они не хотели, но на меня настучали. Шеф вознегодовал и обещал забрать всё. Свои вещи я унесла домой, честно расплатясь по договору, но Шеф требовал отдать ему все.

Это было попрание справедливости и я обещала нажаловаться рыночной мафии,  которую литовец вроде как боялся. Однажды они прилюдно пытались меня обыскать. Там же была бухгалтер. Она пришла в ужас. Она была на моей стороне, так как я честно  вернула все, согласно договоренности, которую мы составили. Но в жизни стали править другие законы и я не хотела их принять. Она тоже не перестроилась.

Они отняли сумку ,чтобы обыскивать и я пыталась вырвать её назад .  Оттуда выпал Евангелие, который был частью «религиозной карьеры»,которая случайно началась во время Путча со встречи с польским священником.  Шеф попытался меня от сумки оттолкнуть и я чуть не упала. Подняла Евангелие  и вылетела с ним и с сумкой наружу.Больше я шефа никогда не видела.

Ларек закрыли. Шеф ещё долго преследовал меня звонками и грозился отнять даже кровать, на которой спала дочь. Было неприятно. Немного страшновато, но я редко когда сдаюсь,если случается несправедливость Потом знакомая дала мне какую-то бессмысленную молитву и я тупо её читала 12 раз утром и 12 раз вечером. Не только шеф от меня отстал, но и пару других серьёзных проблем как-то вдруг разрешились сами собой. Рассосались и исчезли

После закрытия ларька все мои многочисленные гостиничные знакомые и друзья сразу потеряли ко мне интерес. Тут  выяснилось, что мне не хватало 3 дней для того,  чтобы стать гражданином  Литвы . Я становилась человек без гражданства в своей собственной стране, человек второго сорта. Нужно было уезжать...