Размер имеет значение! Из Цикла Байки о художниках

Евгений Прокопов
   Замечательный Новосибирский художник Василий Васильевич Титков (1907-1977гг) всегда отличался способностью в полнокровных живописных образах отразить жизнь советской страны. Он успешно соединял творческую деятельность с большой общественной работой. Избирался членом правления и секретарем партийной организации Новосибирской организации СХ РСФСР.
   Творческий путь Василия Васильевича словно повторяет основные этапы социалистического строительства.
   В 1927 г. окончил Омский художественно-промышленный техникум им. М. Врубеля. В дипломной работе «Красный страж» (1927) создал собирательный образ красноармейца, стоящего у артиллерийского лафета с винтовкой в руках.
   Впоследствии работа была воспроизведена в цвете на обложке журнала «Красная нива» к десятилетию Октябрьской революции.

  После окончания Омского худпрома жил в Камне-на-Оби (1927-1934). В 1934 г. переехал в Новосибирск. Сотрудничал с редакцией газеты «Советская Сибирь» (1934-1942 и 1947-1950).

   В довоенные годы создает картины «На новый участок», «Свежий номер стенной газеты», серию портретов тружеников колхозного села. Картина «Грузчики» экспонировалась в 1933 на первой Западно-Сибирской краевой художественной выставке. С тех пор художник активно участвует в краевых, областных, республиканских и всесоюзных художественных выставках.

   Участник Великой Отечественной войны. В армии и на фронте (4-ый Украинский) с 1942 по 1946 г. Командир взвода ПВО. Награжден орденами «Красной Звезды» (1944) и «Отечественной Войны II степени» (1945), медалью «За боевые заслуги» (1943), «За оборону Сталинграда», орденом «Знак Почета».
Картины, посвященные военным событиям, «Встреча в Лошатанке», «Переправа под Сталинградом», «Штурм Севастопольской твердыни», «Крах», «Горный орел», «Чтобы дома не журились» представляют большую историческую и художественную ценность. Многие картины выставлялись на выставках, организованных политуправлением 4-го Украинского фронта (1944, 1946) и послевоенных вернисажах.

   В 1970-е годы он создаёт одну из своих лучших работ - групповой портрет «Студенческий стройотряд».
   Случилось так, что на своём коллекционерском пути удалось мне стать обладателем полноразмерного подготовительного графического эскиза этой картины.
   Убедившись в неуместности такой работы в домашней коллекции, решил я передать её специалистам в Новосибирский художественный музей, где «Студенческий строй отряд» содержится.
  Без всякой задней мысли написал письмо:

   Здравствуйте, уважаемые работники Музея!
   Я хочу безвозмездно передать НХМ (подарить, пожертвовать? - не знаю, как точнее обозначить) имеющуюся у меня графическую работу В.В. Титкова.
Это полноразмерный эскиз (этюд?) углем его живописной работы, хранящейся в фондах Музея.  Эскиз много лет хранится у меня, приспособить его для своей домашней коллекции не удалось, и не представляется возможным.
  Направляю Вам Фотографии.
  Сообщите, пожалуйста, как я могу осуществить своё намерение.
  Мне хотелось бы привезти Эскиз в Музей и больше не заниматься им. Размеры рулона ватмана весьма значительные для перевозки в транспорте.
  Сохранность, естественно, «плоховатое». Но вопрос об экспонировании всё равно не стоит. А для научных изысканий Ваших специалистов, возможно, эскиз пригодится.
С уважением, Е.В.
 
  На следующий день пришёл ответ:
  Уважаемый Евгений Васильевич, большое спасибо за Ваше предложение. Нам, конечно, интересен эскиз хранящегося в нашем собрании произведения - и в то же время фотографии позволяют судить о его плохом состоянии сохранности. В любом случае фондово-закупочная комиссия музея рассматривает только подлинники произведений; в случае Вашего намерения передать рисунок в музейную коллекцию его нужно оставить у нас на временном хранении на период подготовки экспертного заключения нашими специалистами и обсуждения этого заключения на фондовой комиссии. О том, когда его принести в музей, нужно договариваться с отделом учета, но это желательно делать после 12 июля из-за периода их отпусков.
   Всего Вам самого доброго.
   С уважением и тд.

  Обрадовался я, да и возгордился немного, что могу сделать благое дело.
  Созвонился с музейщиками, взял такси-микроавтобус.
  Приехал в Музей. Встретили меня две многоуважаемые учёные дамы. Ещё в фойе они тревожно покосились на рулон с моим бескорыстным даром-
- Это он такой большой?
- В натуральную величину! - гордо ответил я.-152х180 сантиметров! Ну и поля ещё.
  Провели меня музейщицы в отдел учёта. Развернул я рулон.
-Нет, нет! Мы не можем принять его. Графические работы такого размера нам и хранить негде! -чуть не хором залепетали они. - Размер имеет значение!
  Я растерялся от неожиданности: - Как так? Вы же просили привезти Эскиз, время назначили.
-Нет, нет, поймите нас, мы не можем. Забирайте обратно.
  Свернул я кое-как свой бескорыстный и ненужный дар. Дамы мне даже помогли управиться и проводили до поста охраны: -Выпустите дарителя.
  Пошёл я как оплеванный со своим рулоном на плече.
-Что делать мне с ним. Домой не повезу, опять пылиться на антресолях.
  Вовремя вспомнил, что давно звал меня в гости известный новосибирский художник-график Н., чья мастерская совсем рядом с НХМ.
  Ввалился я к знакомцу. Рассказал нелепую и печальную историю с несостоявшимся дарением.
  Н. сначала не поверил: -Не мог Музей отказаться! Не имеют права.
  А потом подумал и грустно махнул рукой: -А, впрочем, времена такие, что всё возможно.
 -Забери, дружище! -взмолился я. -Домой не повезу, опять на такси тратиться, да на антресолях пылить.
 -Ладно, оставляй. Детей учить буду, авось пригодится. Всё-таки Василий Васильевич Титков был мастер. Уважаю его!



Иллюстрация: злополучный эскиз В.В. Титкова «Стройотрядовцы», 152х180 см.