Бдения на Прощённое Воскресение

Оксана Самоенко
 Наверное, слово «натаскивание» в прошлой статье, я написала зря. А, может, не зря. Как назвать процесс, длившийся от Сперанского до Победоносцева? Оба  были «семинаристами». Впору вводить особый термин в отечественную историю.
Может быть,  «воспитанием»?

У детей  беднейших священнослужителей была одна дорога в жизни. Церковная бурса. Там молодые люди, как во времена гоголевских выпускников духовных училищ, играли в карты, воровали, спивались после отпевания «Прекрасных панночек».
 Если оставались живы.
 Или   шли  проповедовать,  менять жизнь в силу поцелованности богом. Семинаристы с хорошим образованием - не прихоть чья- то. Веление времени.
Меня этот  факт  потрясает.

Уже не должно удивлять написанное всякими Википедиями, да слушателями лекций по - серьёзней на образовательных площадках.
 Тот самый конфуз, когда читать научились, а понимать, нет. «Убийцы, оголтелые фанатики, святотатцы». Пишу сейчас для тех, кто считает, что они никогда, ни при каких обстоятельствах и, вообще, после них в туалете фиалками пахнет.
Нет. Не пахнет.
 Мечут, мечут камни.
Есть одна,  не китайская пословица. Приблизительно оттуда, откуда пришёл Спаситель. Тот, в кого бросили  грязью, отмоется. А грязь на руках  бросившего,  останется.

 Традиция мученичества и фанатизма стара.

 Не так, как «Естественное право» первых доиндоевропейских культур. Как только появляется Меч, как только появляется право сильного,  появляется Мученик. Никому, звыняюсь, нафиг, не нужна информация о людях, чьи деньги Мытарь бросил в песок, отправившись вслед за Учителем. Скучно, те люди, случайно попавшие под религиозные разборки, вовсе и не люди, а тени.
 И террористки, гробившие всё, что движется, не могут быть приравнены к лику святых женщин.

 А почему?
Была такая сурьзная штука, как митраизм. И быть бы сейчас всем митраистами, если бы эта религия признавала возможность очищения от греха.
 Нет. Согрешил единожды. Не бывать в раю.

У митраизма сложные отношения с женщинами, а идеи должны овладевать массами. Женскими в первую очередь. Первые христианки старались. Есть две Святых Екатерины, которые никак не пошлют мне дворянина. Перевелись, видать, чистокровные- то.  Только обнулённые остались.

 Первая - Екатерина Александрийская дочь мера города Римской провинции. Она страшно хотела замуж за, обещенного ей пустынником,  Предвечного супруга, равного ей по происхождению и образованию.
 В Александрию приехал император с женой. Вдохновившись, Екатерина пошла на светский приём с проповедью и разоблачениями.
 С точки зрения тогдашнего этикета  вела себя девушка возмутительно и вызывающе. Император вышел из себя, отмахнул, не глядя, не только голову Екатерины, но и голову собственной  жены,  очарованной силой проповеди христианки.

 Не случайная жертва? Так ей, соглашательнице с имперским произволом,  и надо?

 А, между прочим, поведение императора полностью согласуется с кодексом поведения настоящего римлянина, сенатора, отправлявшего  на смертную казнь собственного сына, нарушившего воинскую дисциплину, проявившего инициативу, по этой причине, победившего. Но нарушившего закон, который Дура, но закон. И этим принято восхищаться.

Вторая Екатерина, жившая уже в средневековой Италии, названная в честь первой, тоже вышла замуж за младенца Христа, который надел на её пальчик обручальное колечко. Здесь обошлось без жертв, Екатерина прожила долго, занималась, назовём это современным словом,  благотворительностью. Умерла в почёте и уважении.
 Кроме самой Святой никто не видел ни небесного жениха, ни колечка, подаренного невесте христовой.

 Меня вводит в ступор история матери, отправившей на истязания трёх маленьких девочек.
Названной Мудростью.
 Не случайные жертвы, расплатившиеся за материнский помах?
 Солдатня их не по головке гладила, легко и радостно занималась педофилией без скидки на возраст. 9, 6, 3. Или 6, 9, 12.  Большая разница?

  Восхищаются, приводят в пример, как проявление истинной веры.
 Или уже не восхищаются? Понимают, что в изменившемся мире пример странный, если не страшный.
По мне, уже тогда это было ГОРДЫНЕЙ. Отец небесный сына на заклание отдал. Я тоже так могу.  У меня сыновей нет.  Не качеством, так количеством возьму.
 Восхищающихся сейчас спрошу: « Плакала ли на ваших обездвиженных коленях шестилетняя девочка? «Мама я хочу жить с тобой».
Её забирала не солдатня, а дедушка и бабушка. С другой стороны. 
Легко, да?
  Экзальтированность называется.

Почему в случае с террористками она поднимается на смех и называется святотатством? Почему их речи на допросах и судах называются горячечным бредом?

А, между тем, их поведение чётко согласуется с религиозными традициями, уже существовавшими, в христианстве. Как и в случае с Эхнатоном, я настаиваю на этой преемственности.
 
Искусствовед Паола Волкова говорила, что одним из главных вопросов, разделивших две христианские церкви, был вопрос об отношении  к женщине, к Богородице, в частности.
Так получились полногрудые красавицы с младенцами на руках, в которых современники  легко угадывали любовниц правителей города, так сказать, спонсоров, любовниц  самих художников, даже общегородских куртизанок подороже.

       Портрет, как плата, как предоплата, как статус.

Православная церковь признавала только святость в женщине. Даже была традиция ставить что-нибудь, богородичное там, где случался массовый падёж скота, массовое убийство или массовая гибель по другим причинам.
 Храм, церквушка, часовня,  освещённая именем Святой Девы, очищали место несчастья.
 Не всем быть святыми, от порицания спасал церковный брак. Из этой церковной разницы выросло европейское раскрепощение женщины, озабоченное правом носить откровенные наряды, количеством любовников и свободой постельных утех.

 Как ни странно,  Александр Иванович Герцен увидел иначе это раскрепощение. Женщине нужно давать образование, возможность найти себя не только в материнстве, на кухне и в постели. Чтение, творчество, рукоделие, другая созидательная деятельность.
  Чернышевский добавил сюда руководство и свободные отношения.
 С Толстого (по произведениям) можно начать «вытаскивание» женщины из борделей.
 Добролюбов добавил сюда не идеальное Воскресение,  а реальное возрождение через образование.
Ну, а девочки с прекрасными именами Фиалка, Мира, Фани добавили жертвенности своего народа.

 Резко, как пинок палача, выбили табуретку из- под ног всяких там  фрейдистских бредней. 

Противно слушать соображения по поводу «экстазов» разных святых женского полу. Да, и упомянутые мученицы действовали, скорее, как Анны Каренины, нарушавшие устои ради любовника.
 Будь я, чуть помоложе и примитивнее, именно на этом и построила бы…

Нет, время, которое человечество гробит на сексуальные революции, галопирующие хотелки и фантазии, принадлежит  Коляске.  Скачет  только давление. Период женских романов с оборотнями, вампирами, драконами и мальчиками с плетью ушёл на  поиски смысла и Козла Отпущения.
 У Шломо Фрейда, как и положено мальчикам его национальности, оно потрачено  на поиск ниши своему Учению. На протяжении долгого времени Зигмунд Фрейд не хотел признавать своего еврейства, наклонностей к мессианству.
 Он искал, довольно скоро понял, где не початое поле для продвижения. Там можно было хорошо заработать, просто разговаривая на скандальные темы.
Но ищущий  ещё  и работал, что- то открыл серьёзное в физиологии помимо странных и озабоченных соображений. В конце концов, Фрейд  создал своё Учение, что «совпало» по времени с признанием принадлежности к еврейству. Не без нацистов, конечно.
Когда он  принял своё еврейство,   пришло мученичество.
 Рак, разъедавший рот. Боли были настолько сильны, что   основатель психоанализа  попросил о введении пары смертельных инъекций.

Вот здесь бы и провести тот самый психоанализ. Не было ли мучительное заболевание подсознательной готовностью еврея к созданию Учения и смерти за него?

 А наши героини, в основном, эсерки, были готовы к Самопожертвованию без сексуальной придури на почве наркотической зависимости. Морфинистки. Слышали такое?
 Фрейд на полном серьёзе широко использовал морфий, подсаживая  на него несчастных пациенток. Некоторые  выводы свидетельствуют о вдохновении после употребления. Они  возмущали добропорядочных матерей австрийских семейств, но деньги не пахнут.

 Никто из ненавистников наших Смертниц   не утруждает себя знанием, что после отмены Крепостного права крестьяне стали жить хуже, а пороть   их стали чаще. Равноправных  граждан России, признанных продвинутыми членами сообщества, «тоже людьми».

Хочется спросить, прикуривая  от нагана: « Или мы не считаем себя  выходцами из народа? «

 А тогда те, кто «не считал», считал себя обязанным народу.
 Совесть называется.
 Тогда тоже не все так считали.
 Теперь революционеров сделали козлами отпущения.

Я, как- то столкнулась с настоящим просветлением. Сравни тому воодушевлению сирийских мистиков, которое мешает даже молиться. Женщина с хорошим образованием и научными достижениями просто повторяла одну и ту же фразу: «Вы не понимаете, вы не понимаете».
 Речь шла о Христе, пришедшем из самой бедной части самой бедной провинции Римской империи. Можно озадачиться доходами плотника  в каменистой Иудее. Можно проследить путь от Иисуса- завоевателя, разрушившего стены протогорода Иерихона, до  хилого Христа, не получавшего хорошего питания в своём захолустье. Выглядевшего совсем не так, как на иконах и крестах.
 Спросите у антропологов.
 Но пошедшего на Жертву. Да, он был из царского рода, сыном божьим . Традиция, от неё никуда не денешься. Лишний повод напомнить о труде человека слова, создавшего религию- идеологию.

Снова повторю: « Мы настолько архаичны, что признаём Освободителей только царского, а лучше, чтоб наверняка, божественного, рода. Приходящего в громе и сверкании молний. Начинавших в тиши  кабинетов, не замечаем. Видим тех,  кто, в крови и отчаянии, пошёл на прорыв. И не замечаем связи пера и револьвера.

Уже не было времени на сотни лет преобразования общественных отношений.
 На десятки не было.
 Не было времени подставить одну и вторую щёку.
 Не было времени на проповеди на тему»:    Веди себя так, чтобы, вообще, не надо было подставлять щёки».

 Возможно, по Волге не плыли плоты со «столыпинскими галстуками». Возможно, кто- то просто «вынес сор»  из думской избы, что ещё раз говорит об «авторских правах на революцию».  Но тогда уже нельзя было ничего перевести в русло полемики между составляющими российского общества.
 И Ходынка не была каверзой большевиков.
Если, что.
И Первая Русская Революция.
 Надо начать с того, ЧТО разрушил Столыпин. Русскую общину. Её не любили и Маркс с Энгельсом.
  Для тех, кто, если, что.
Русская община тормозила развитие капитализма.  На чём она основывалась?

 Если к тебе придёт нищий, не прогоняй его. Дай ему кров и еду, помоги подняться. Единственное условие - отплатить он должен тем, что поможет очередному бедолаге, постучавшемуся, уже в его дом.
 Возможно, вот здесь, верховное священство и облажалось окончательно.
Или  то была ревность?  К тому, кто оказался ближе к Богу.

 Революция не была делом одной национальности, но была делом одной религиозной традиции.
И девочки из беднейших еврейских семей Малороссии и девочки из «приличных» семей собственно, России, соответственно, мальчики, не пошли бы на грех самоубийства или на нарушение заповеди «не убий», если бы  заповедь  не изничтожалась     самим государством.

Наверное, надо добавить, что после убийства Александра Второго, Лев Николаевич Толстой обратился к молодому императору с просьбой помиловать заговорщиков. Не противостоять злу насилием. Оборвать цепочку зла.
 Никто не знает, как поступил бы Александр Третий, если бы письмо дошло до царя. Но граф передал письмо через Константина Победоносцева. Сам семинарист, воспитатель Александра Александровича, Победоносцев отсоветовал самодержцу подобное проявление незлобливости и милосердия.
 Такой вот накал страстей.

А, какими были наши Мученицы? Только две эсерки. Биценко Анастасия Алексеевна. Застрелила генерала, подавившего крестьянские выступления на Средней Волге.

 Конечно, написано, что ничего особенного там и не было. Ну, выпорол с десяток мужиков и баб. Чё такого- то? Ну, написал там кто- то, что губернии были потоплены в крестьянской крови.
 И чё?
 Люди, чё ли?
 Спиридонова  Мария Александровна. Убила тамбовского полковника за жестокое подавление выступлений тамошних крестьян.

 Вот там экзальтации было навалом. Спиридонову насиловали  казачки, дюже охочие  махать плёточкой,  прижигали папиросками груди женщины. Марию насиловало офицерьё, сопровождавшее женщину на каторгу.
В начале статьи поставила рисунок, сделанный в зале суда. Рисунков было много, эсеркой, её речами  откровенно восхищались. Говорят, письма женщины из тюрьмы свидетельствуют о её крайнем психическом возбуждении.

 Кому- нибудь интересно, что крестьяне ставили эти рисунки рядом с иконой Богоматери? А потом останавливали поезд, вёзший Мученицу на каторгу, подносили детей к окну для благословения?
 Её авторитет был настолько велик, что после Октябрьской, вслед за Спиридоновой, эсеры вошли в единое правительство с большевиками. По одной простой причине.
 Только большевики имели реальную власть в тот период.

 Потом пути разошлись. Спиридонова отстаивала свою точку зрения через аресты и тюремные заключения. Уже  в сентябре 1941 года революционерку расстреляли, когда власти решили освободиться от людей, поведение, которых считали не предсказуемым.

 Вообще- то, я пишу не об эсерах, а о том, что в нашей стране освободительные движения автоматически становились крестьянскими.
 Планида такая.
И религиозными.
 Судьба такой.

Было бы даже, по- христиански, правильно, изучать истории самых разных революционных движений.  Без большевистского  понятного максимализма.

Но не дозреем никак. Подавай нам Экшн, но не смысл.
 Где, уж, до милосердия, понимания и прощения.