Михаил Фокин

Константин Рыжов
Валентин Серов. Портрет Михаила Фокина. 1909 год

Михаил Михайлович Фокин родился в Петербурге в апреле 1880 г. в купеческой семье. В возрасте 9 лет его приняли в Петербургское театральное училище. В 1898 г. юный танцовщик дебютировал на сцене Мариинского театра в балете "Пахита". Врожденные данные и артистизм вскоре вывели его в ведущие солисты труппы. Фокин танцевал основные партии в академических постановках – в "Дон Кихоте", "Раймонде", "Лебедином озере", "Спящей красавице" и др. Выступал Фокин также и в характерных танцах. В 1905 г. он дебютировал в качестве хореографа, поставив балет «Ацис и Галатея» на музыку Кадлеца.  В 1907–08 гг. им ставятся новые балеты: «Павильон Армиды» на музыку Черепнина, «Египетские ночи» на музыку Аренского, «Шопениана» и номер «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса для Анны Павловой.
Смелый реформатор балета Фокин постарался избавиться от всего обветшавшего и устаревшего в этом искусстве: он покончил с установившимися десятилетия назад штампами, когда «первые сюжеты» танцевали на фоне обезличенного кордебалета, с нарочитой симметрией построений массовых танцев, с обязательным дивертисментом в последнем акте. Для каждого балета Фокин искал особых средств танцевальной выразительности, он восстал против условной пантомимы, когда действие балета раскрывалось лишь через «немые разговоры» с помощью жестов, а танцы существовали независимо от сюжетов. Наконец Фокин потребовал особого внимания к декоративному оформлению балетных спектаклей и особенно к костюмам, о чем до него заботились очень мало.
Поворотным в творческой судьбе Фокина стало решение Дягилева включить его постановки в программу Русских сезонов. (Фокин был художественным руководителем, балетмейстером и танцовщиком Русских сезонов и Русского балета в 1909–1912 и 1914 гг.). Петербургские спектакли балетмейстера, показанные в 1909 г. в Париже (иногда в обновленном виде), поразили зарубежную публику красочностью оформления, накалом страстей («Клеопатра», созданная на основе «Египетских ночей»), вакхическим буйством танца в массовых сценах («Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь»).
В следующие годы Фокиным были поставлены четырнадцать новых балетов, воспринятые современниками как новое слово в развитии балетного искусства. Причем реформа коснулась всех его компонентов. Именно он ввел балет в круг образов и идей, характерных для современных ему искусства и литературы. Фокинские постановки развивали темы быстротечности счастья, хрупкости мечтаний («Призрак розы» на музыку Вебера, 1911), губительной красоты, любви, сопрягаемой со смертью («Шехеразада»), темы маски-личины, маскарада, понятого как «карнавал жизни» («Карнавал» на музыку Шумана, 1910), куклы с сердцем человека и бессердечной толпы («Петрушка» на музыку Стравинского, 1911). Фокин охотно обращался к античности («Нарцисс» на музыку Черепнина, 1911; «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля, 1912). В его балетах было сильно стихийное начало: сцену заполняли то безумные вакханки, то полчища половцев, то сонмы чудищ («Жар-птица» на музыку Стравинского, 1910). Кроме того, Фокин создал новый тип спектакля: одноактный балет, драматически насыщенный, подчиненный сквозному действию.
Свободу от традиционной балетной музыки хореограф искал в обращении к произведениям, не предназначенным для танца, к партитурам композиторов ХХ в. (прежде всего Стравинского). Вместе с художниками-оформителями (Бенуа, Бакстом, Гончаровой, оформлявшей балет «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова, 1914) он создавал единый зрительный образ, где живопись и пластика сливались с образом музыкальным. Пересмотру подвергся весь комплекс пластических выразительных средств: отвергая канонические структурные формы классического танца, Фокин использовал его как одну из составляющих хореографического языка, наряду с иными видами танца: этнографическим, свободным. Поиски в сфере пластики преследовали цель передать стиль эпохи или страны, где происходило действие балета. Стилистическое единство, свойственное «новому» балету Фокина, принципиально отличало его от эклектического «старого» балета Петипа.
В 1912–18 гг.  Фокин работал в Мариинском театре (лучшая постановка «Арагонская хота» на музыку Глинки, 1916).  В 1918 г. он уехал на гастроли в Швецию, с 1921 г. жил в США, где руководил в 1924–1942 гг. собственной студией в Нью-Йорке. В 1931 г.  Фокин работал в театре "Колон" в Буэнос-Айресе, в 1934–1935 гг. - в Парижской опере, в 1937–1939 гг. - в труппе "Балле рюс де Базиль". В 1930-х гг. он поставил несколько балетов для труппы Иды Рубинштейн в "Балле рюс де Монте-Карло" (в том числе «Болеро» и «Вальс» на музыку Равеля, 1934) и «Орижиналь Балле Рюсс» (в том числе «Паганини» на музыку Рахманинова, 1939). Для американской труппы «Балле Тиэтр» он поставил балеты «Синяя борода» на музыку Оффенбаха и «Русский солдат» на музыку Прокофьева (оба 1942).
Перу Фокина принадлежит книга воспоминаний "Против течения" и ряд статей о балете. Умер великий балетмейстер в августе 1942 г. в Нью-Йорке. Его работы оказали решающее влияние на хореографию ХХ в. Балетный театр, почти угасавший к концу XIX в., в немалой степени благодаря ему вновь возродился и, начиная с 1920-х гг., стал быстро развиваться. Фокинские принципы, определившие пути развития мирового балета, преобразовывались в творчестве хореографов следующего поколения.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375