Выдающиеся гитаристы. Фернандо Сор

Глеб Габбазов
Фернандо Сор – испанский классический гитарист-виртуоз, композитор. Сыграл огромную роль в гитарной музыке XIX века, один из самых выдающихся гитаристов XIX века.
Родился Сор 14 февраля 1778 года в Барселоне, Испания. С ранних лет начал обучаться игре на гитаре, скрипке и виолончели, музыкальное образование получил в хоровой школе при монастыре Монсеррат, затем учился в военной академии в Барселоне. Рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал первую оперу «Телемах», которая в том же году была поставлена в театре Санта Круз. В 1799 году переехал в Мадрид, занимал различные административные должности. К этому периоду творчества относятся симфонии, струнные квартеты, различные сочинения для голоса с гитарой и фортепиано, а также произведения для гитары соло. Это начало рассвета композитора.
С вторжением французских войск в Испанию в 1808 году и началом войны за независимость, Сор занимает патриотическую позицию и пишет ряд революционных песен, среди которых наибольшую известность получили Vivir en cadenas и Venid, vencedores. Однако в 1810 композитор, как и бо;льшая часть испанской интеллигенции того времени, вынужден уступить и занять административный пост под покровительством французов. В 1813 году французские войска были выбиты из Испании, и Сор уезжает в Париж, где начинает вести активную концертную и педагогическую деятельность. Два года спустя композитор перебрался в Лондон, где вышли в печать одиннадцать сборников его итальянских ариетт для голоса и фортепиано, а также сочинения для фортепиано и гитары. В столице Великобритании в 1821—1824 также были поставлены четыре балета Сора, среди которых наибольшим успехом пользовалась «Золушка». Это произведение ставилось также в Париже.
В 1823 же году Сор по настоянию жены, известной балерины Фелицаты Гюллень-Сор, получившей приглашение от директора Московского театра Кокошкина, переезжает вместе с супругой в Москву. В следующем, 1824 году, «Золушка» была поставлена на сцене московского Театра на Моховой. Также «Золушка» исполнялась 6 января 1825 года на открытии вновь отстроенного после пожара московского Большого театра.
Через три года композитор расстаётся с женой и возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминание о России», в которых использует русские народные мелодии. Продолжая во Франции свою исполнительскую и педагогическую карьеру, Сор знакомится со своим знаменитым соотечественником Дионисио Агуадо, с которым впоследствии часто выступает в дуэте.
Последние годы жизни Сора были омрачены смертью дочери, её памяти, впоследствии, он посвятил своё последнее оркестровое сочинение — Мессу. Композитор умер в 1839 году от рака и был похоронен на кладбище Монмартр в безымянной могиле, обнаруженной лишь сто лет спустя.
Сор, как композитор, сыграл огромную роль в развитии гитарной музыки. Он оставил после себя более семидесяти различных произведений для гитары, которые сейчас исполняются известными гитаристами-виртуозами. Сор является автором «Школы игры на гитаре», изданной в 1830 году.

Учебные и методические работы:
• «Школа игры на гитаре» (1830)