Почему мыслители называли Петра I большевиком?

Надежда Александр Бурыкины
Почему русские мыслители называли Петра I "большевиком"?

В 2022 году исполнилось 350 лет Петру I - первому императору России. Вокруг его имени в течение этих столетий не умолкают споры. Народная молва, отделяя оценку личности царя от его реформ, называла "царем-работником", "царем-мастеровым", говорили, что "даром он хлеб не ел". Но, оценивая его труды и реформы историк В.О. Ключевский говорил, что "о великих трудах и замыслах Петра на пользу народа не было и помину". А.И. Герцен говорил о Петре как о коронованном революционере, Сергей Соловьев отмечал, что такого вождя ждала Россия. Есть в русской философской мысли еще одна оценка дел и личности Петра Великого - его называют "большевиком". Именно эта характеристика рассматривается в этой статье.

1. Николай Бердяев о Петре I

Справка
Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.) — русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализмa и персонализма.

Николай Бердяев в своем труде "Истоки и смысл русского коммунизма" [3, С. 12] объясняя истоки русского коммунизма, его смысл, проводит параллель между делами и методами Петра I в реформировании страны и преобразовательной деятельностью большевиков по созданию новой, советской России - "Приемы Петра были совершенно большевистские". В своей работе он называет сходные черты.

Первое сходство Николай Бердяев видит в отрицании достоинств и достижений периодов истории страны, предшествующих реформам; "Он хотел уничтожить старую московскую Россию, вырвать с корнем те чувства, которые лежали в основе ее жизни. И для этой цели он не остановился перед казнью собственного сына, приверженца старины".
Как и Петр I большевики отрицали Россию императорскую и московскую, говоря о новом государстве, праве, новой пролетарской культуре. Большевики по-новому, не опираясь на опыт предшествующих поколений, создавали новое государство, другую, рабоче-крестьянскую армию, писали новое пролетарское, классовое право. Интересно в этом плане изучить Уголовный кодекс 1918 года: "Виды наказания. 25) В соответствии с задачей ограждения порядка общественного строя от нарушения с одной стороны, и с необходимостью наибольшего сокращения личных страданий преступника с другой, наказание должно разнообразиться в зависимости от особенностей каждого отдельного случая и от личности преступника. Примерные виды наказания: а) внушение, б) выражение общественного порицания, в) принуждение к действию, не представляющему физического лишения (напр., пройти известный курс обучения), г) объявление под бойкотом, д) исключение из объединения на время или навсегда, е) восстановление, а при невозможности его, возмещение причиненного ущерба, ж) отрешение от должности, з) воспрещение занимать ту или другую должность или исполнять ту или другую работу, и) конфискация всего или части имущества, к) лишение политических прав, л) объявление врагом революции или народа, м) принудительные работы без помещения в места лишения свободы, н) лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события, о) объявление вне закона, п) расстрел, р) сочетание вышеназванных видов наказания. Примечание. Народные суды не применяют смертной казни". 15 видов наказания, которые в основном неправовые, но они не отличаются жестокостью и носят, во многом, воспитательный характер.

В своих трудах о государстве В.И. Ленин говорил о необходимости разрушить старое, буржуазное государство. В период НЭПа в 1922 году советская власть принимает новые кодексы, которые вводят новые принципы уголовного и гражданского права.

Петр I считал, что источник закона - воля царя. Только к концу своего правления он станет опираться на более прочную основу - закон. Но в Указе от 5 февраля 1722 года "О престолонаследии" определил, что вопрос о наследовании престола находится в воле государя. Политика Петра I и большевиков характеризуется понятием "указное право", то есть в связи с необходимостью быстрых изменений и огромного количества реформ решения властью принимаются вне парламентаризма - без обсуждений и голосования, простой подписью главы государства. Интересно разобрать один законодательный акт принятый Петром в 1714 году Об учреждении фискальной службы:

"10. В делах взыскание иметь с 1700 году, а далее не починать". Указ был принят в 1714 году и взыскивание в казну долгов, начиная с 1700 года означает, что юридический принцип "Закон обратной силы не имеет", введённый в европейских странах в эпоху Просвещения для Петра I не существовал.

Статья 11 Указа напоминает деятельность комитетов бедноты в начальный период советской власти: " И штрафных денег, которые по фискальским делам взяты будут, половину имать в казну, а другую разделить надвое, и одну часть из того отдать тому фискалу, через чье изыскание штрафные деньги взяты будут, а другую оставить на раздел общей провинциал фискалу со всеми городовыми фискалы той губернии, из которой двадцатую часть отделя, присылать обор фискалу с товарыщи" (извлечение).

Справка:
Комитеты бедноты существовали в РСФСР с середины 1918 по начало 1919 года: они являлись волостными и сельскими органами советской власти в деревне.

Учрежденные 11 июня 1918 года декретом ВЦИК и СНК «Об организации и снабжении деревенской бедноты» Комитеты бедноты или комбеды выполняли следующие задачи: 1. Поиск излишков продовольствия (как считали комбеды) с целью передачи их продотрядам для снабжения города; 2. Оказание содействия частям РККА, Красной гвардии, отрядам Продармии и ВЧК при закупке ими зерна по государственным (фиксированным) ценам и при реквизиции «излишков» хлеба; 3. Перераспределение реквизированного продовольствия, скота и сельскохозяйственных орудий среди селян. Члены комбедов, а также те, кто указал на крестьян, спрятавших хлеб, получали часть изъятых продуктов и других реквизированных вещей.

Вторым сходством Николай Бердяев называет отношение Петра I к церкви. "Приемы Петра относительно церкви и старой религиозности очень напоминают приемы большевизма. Он не любил старого московского благочестия и был особенно жесток в отношении к старообрядчеству и староверию. Петр высмеивал религиозные чувства старины, устраивал всешутейший собор с шутовским патриархом. Это очень напоминает антирелигиозные манифестации безбожников в Советской России".
В своих реформах Петр всегда исходил из принципа полезности, службе государству. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I приступил к реорганизации церкви с целью передачи управления церковным имуществом государству. Петр I вместо выборов нового патриарха учреждает новую должность "екзарха святейшего патриаршего престола, блюстителя и администратора", упраздняет также и Патриарший приказ, а дела мирян передает в другие приказы. Православная церковь восстановит патриаршество после октябрьской революции, избрав 21 ноября 1917 года московского митрополита Тихона патриархом Московским и всея России. Но после его смерти 7 апреля 1925 года нового патриарха не изберут, а обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручают Сергию Страгородскому, митрополиту Нижегородскому, которого 8 сентября 1943 года Архиерейский собор Русской православной церкви избрал патриархом Московским и всея России.

Петр I считал, что среди монахов процветает "тунеядство", в монастыри бегут от тягла. В 1721 году он предпринял беспрецедентный шаг - по воле царя Сенат вынужден был ввести подушную подать для "детей протопопских и поповских, дьяконских и прочих церковных служителей..." [1, С. 339]. По Указу от 11 мая 1722 года Петр вводит специального светского чиновника, который должен наблюдать за дисциплинарными делами в Синоде в звании обер-прокурора со штатом церковных фискалов - инквизиторов. Священники должны были нарушать тайну исповеди и доносить на прихожан. По Указу от 31 января 1724 года Петр хотел превратить монастыри в богадельни, говоря о том, что Россия непригодна для монашества и стремясь сократить количество постригов. Он считал, что монастыри должны быть местом приюта для увечных и престарелых солдат. Можно также превратить монастыри в работные дома и мастерские, обучив монахов пряже, шитью и др.

Большевики пошли дальше Петра I с их отрицанием церкви как политического аппарата и религии, поставив ее под запрет и провозгласив атеизм как основу их идеологии. Но если Петр I сделал церковь частью государства на протестантский манер, то большевики отделили церковь от государства. Н. Бердяев отмечает, что "...церковная реформа Петра была вызвана необходимостью. Но она была произведена насильнически, не щадя религиозного чувства народа".

Третье сходство, по Н. Бердяеву, связано с вопросами просвещения народа. "Переворот же Петра, усилив русское государство, толкнув Россию на путь западного и мирового просвещения, усилил раскол между народом и верхним культурным и правящим слоем. Петр секуляризировал православное царство, направил Россию на путь просветительства".
"Этот процесс происходил в верхних слоях русского общества, в дворянстве и чиновничестве, в то время как народ продолжал жить старыми религиозными верованиями и чувствами. Самодержавная власть царя, фактически принявшая форму западного просвещенного абсолютизма, в народе имела старую религиозную санкцию, как власть теократическая. Ослабление духовного влияния официальной церкви было неизбежным результатом реформы Петра и вторжения западного просвещения. Рационализм проник в самую церковную иерархию. Знаменитый митрополит эпохи Петра Феофан Прокопович был в сущности протестантом рационалистического типа. Но в Петровскую эпоху это имело свою компенсацию в ряде святых, которых не знала московская эпоха, в старчестве, в подземной духовной жизни" [3 С. 12].

Изменения в культуре и идеологии в реформах большевиков было таким же западничеством как и в реформах Петра I. Введение просвещения в период власти большевиков характеризуется созданием новой системы образования, которая складывалась постепенно и вылилась в лучшую систему советского образования в мире давшую великую науку и ученых, покоривших космос и атом.

Четвертое сходство - попытка пробудить энергию народа с целью направления ее на служение государству. Николай Бердяев писал: "... большевистская революция путем страшных насилий освободила народные силы, призвала их к исторической активности, в этом ее значение" [3 С. 12].
22 октября 1721 года на торжественном заседании Сената Петр I принял титул "Отец Отечества, Петр Великий, Император Всероссийский". Это был государственный титул, себя же он рассматривал первым слугой Отечества.

Петр I не освободил народные силы, привлекая их к политической деятельности. Он повесил на народ тяжесть всех своих начинаний и преобразований, изменил налоговую систему введя подушную подать. Но через "Табель о рангах" наиболее талантливым выходцам из народа он предоставил возможность подниматься на самую высоту государственного и военного управления. Их назвали птенцы гнезда Петрова. Его гвардия была заряжена на реформы и когда после смерти Петра I трон императора оказался пустым, именно гвардия и окружение Петра взяли на себя право решать кто будет следующим императором России. Этот выбор, однако, не всегда был хорошим и правильным, иногда он делался исходя из сиюминутной выгоды победивших в политической борьбе группировок.

Пятое сходство Н. Бердяев выводит из сравнения лидеров государства: " Можно было бы сделать сравнение между Петром и Лениным, между переворотом петровским и переворотом большевистским. Та же грубость, насилие, навязанность сверху народу известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия государства, то же создание привилегированного бюрократического слоя, тот же централизм, то же желание резко и радикально изменить тип цивилизации".

2. Максимилиан Волошин о Петре I

Справка:
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932 гг.) — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Великий российский поэт Серебряного века русской поэзии Максимилиан Волошин в поэме "Россия", написанной в 1924 году, так характеризовал методы реформирования государства Петром I:

"Великий Петр был первый большевик,
Замысливший Россию перебросить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет, к ее грядущим далям.
Он, как и мы, не знал иных путей,
Опричь указа, казни и застенка,
К осуществленью правды на земле.
Не то мясник, а может быть ваятель -
Не в мраморе, а в мясе высекал
Он топором живую Галатею,
Кромсал ножом и шваркал лоскуты".

Говоря о целях реформ Петра I, М. Волошин отмечает его великие устремления в преобразовании России. Можно кратко перечислить дела Петра, его начинания для которых слова впервые в нашей стране до сих пор не потеряли своего значения: провел реформы государственного управления, введя деление страны на губернии; созданы Сенат, коллегии, «Табель о рангах», органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; провел военную реформу, создал четыре регулярных полка (Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский полк), которые стали основой новой армии, построил военно-морской флот, произвел рекрутский набор и обучал новобранцев по образцу гвардейских полков; создал условия для массового образования, в 1701-1721 годах в Москве были открыты школа математических и навигационных наук, артиллерийская, инженерная и медицинская школы, инженерная школа и морская академия в Санкт-Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах, первая в России гимназия, цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии» и предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным, создавалась сеть духовных школ; в 1724 году был подписан проект положения об Академии наук, университете и гимназии при ней; создавались и открывались заводы, верфи и мануфактуры, к концу царствования Петра I существовало уже 233 завода, в том числе более 90 крупных мануфактур, существовал ряд
предприятий с числом занятых от 500 до 1000 человек; была построена новая столица России — Санкт-Петербург, ядром которого стала Петропавловская крепость, для снабжения города первые в России были прорыты каналы. Всего не перечесть!

Что впервые в нашей стране и мире создали большевики: по Конституции РСФСР 1918 года трудящиеся получили политические права (по законам 1905 года Николая II все, кто находился в услужении и женщины, не получали избирательного права), женщина была уравнена с мужчиной (в Бельгии избирательные права женщины получили в 1948 году, до 1971 года в Швейцарии женщины не имели права голоса, в Лихтенштейне женское избирательное право было введено только в 1984 году); ликвидированы сословия и сословные привилегии; появилось и начало развиваться социальное право, 11 ноября 1917 года большевики приняли Декрет «О восьмичасовом рабочем дне», ввели отпуска всем категориям работающих; провели электрификацию России по плану ГОЭЛРО, рассчитанный на15 лет и охватывал восемь основных экономических районов- Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский, где предусматривалось строительство 30 электрических станций общей мощностью 1,75 млн кВт.; провели индустриализацию страны; ввели нормы всеобщего бесплатного образования; развивалась наука, во время гражданской войны и иностранной интервенции, когда советская власть распространялась на крошечную часть российской территории, в 1918 и 1919 годах было создано 33 научно-исследовательских института, такие как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт (ГОИ), Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера, Газодинамическая лаборатория, где разрабатывались первые советские ракеты и др. В 1923 году было уже 55 НИИ различного научного профиля, а в 1927 году - 9091; «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 года уравняла все народы в правах; Российская империя занимала первое место в мире по смертности от оспы, в 1919 году советская власть организовала массовую вакцинацию против натуральной оспы (декрет В.И. Ленина), что привело к ликвидации этой болезни к началу 1930-х годов. В 1929 году по сравнению с показателями 1913 года заболеваемость дизентерией снизилась почти в 3 раза, дифтерией - более чем в 5 раз, оспой - более чем в 10 раз, сыпным тифом - более чем в 3 раза. Как отмечает центр демографических исследований Российской Экономической Школы, «заболеваемость населения России острыми инфекционными болезнями снизилась по сравнению с 1913 г. на 35-40%», холера была ликвидирована в 1923 году, создали современные армию и военно-морской флот, одержали победу в гражданской войне и разбили иностранных интервентов.

Вывод:

В тех условиях, в которых и Петр I, и большевики пришли к власти и начали преобразования, условиях преодоления отсталости и угрозы попасть в зависимость от развитых стран, их деятельность выполняла задачу общенационального выживания.
История героев статьи учит, что нельзя отказываться от своего прошлого, от каких-либо периодов истории своей страны, даже если не все в ней было гладким. Не оправдывая методов преобразований, которые использовал Петр I при проведении реформ, мы научились ценить то, что он оставил нам как наследникам. Пришло время научиться ценить и преобразования, которые оставили нам большевики. В бывших советских республиках необходимо научиться не только пользоваться советским наследием, но и уважать этот период истории.

Литература:
1. Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб.: Издательство "Лань", 1997. 448 с.
2. Пихоя Р.Г. Судьбы реформ и реформаторов в России. М.: Издательство РАГС, 1999. 374 с.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.