Мракобес и прямота

Роман Дудин
    У просветителя отношение к оскорблениям простое: есть доводы и есть выводы, и прежде, чем делать выводы о ком-то, надо сначала предоставить ему свои доводы, убедиться, что ему нечего на них ответить, и только после этого претендовать на объективность. У мракобеса иначе: есть выводы, которые он делает о том, кто с ним не согласен, и точка. И эти выводы надо самым прямым путём ему озвучивать.
    Почему так происходит – причина проста: есть свет и есть тьма. И свет даёт возможность что-то видеть, а тьма не даёт возможность видеть ничего. И если человек встречает несогласие с оппонентом, то смотрящий на свету должен видеть два варианта: либо оппонент чего-то не знает из того, что знает он, либо он сам чего-то не знает из того, что знает оппонент. Поэтому для просветителя в случае взаимонепонимания с оппонентом обязательна соответствующая учтивость и осторожность. Мракобес видит иначе. Если они с оппонентом не понимают друг друга, то тут вариант принципиально один – оппонент не прав, и точка. А если самый главный аргумент у него – это эмоции, то надо на того сразу обрушиваться со всей их инерцией.
    Это значит, что если учёный делает открытие – обнаруживает на Солнце пятна, а существующий в обществе культ почитания чистого и совершенного Солнца этого не приемлет, то на него сразу посыплется «Дурак, подлец, предатель!». Почему? Что значит почему – он оскорбил святыни. Возникнет вопрос: какие святыни? Вы святыни себе заводите такие, какие в разрез с реальным положением дел не идут. И пророков себе заводите таких, которые правильно всё рассказывать будут. А не можете – так сидите в сомненьях и не лезьте к тем, кто истинное положение дел открывает. Но у мракобеса свой подход – извини, этого всего он понимать не хочет, а вот ты должен его понять: есть святые для него положения (и точка), и их трогать не смей. И крутись как хочешь, но иди мимо них, а если тронешь, сам виноват, нарвался. Это всё и выражается словами «дурак» и «подлец», а в случае их недостаточности ещё более крепкими выражениями.
    В причинах и следствиях оскорблений у мракобеса (естественно) всё тоже вывернуто задом наперёд: первым оскорбляет не он; первым оскорбляют, оказывается, его. Если ему сказали, что на Солнце пятна – этим оскорбили его святыню, его гордость, его достоинство. Веру его предков, его веру в их честь и достоинство, всё его общество в целом… В общем, теперь он имеет право как следует разозлиться, и империя наносит ответный удар.
    Мракобесу сообщили, что на Солнце пятна – это для него означает заявление, что они все вроде как дураки, которые ничего не понимали. А поскольку простой мракобес (обычно) не знает иных слов, которыми это можно выразить, кроме эмоциональных, для него это самым прямым образом означает, что фактически его обозвали дураком. Так что в ответ теперь должны входить такие оскорбления оппонента, чтобы восторжествовала справедливость, а также, чтобы оппонент понял, кто в этом плане сильнее (у мракобесов кто яростнее выступает, за тем и правда), и до него дошло, что он зря вообще это начал.
    Естественно, чем дальше от истины убеждения мракобеса, тем более нелестными у него получатся выводы в свой адрес в случае их критики. Это означает, что чем сильнее заблуждается мракобес, тем сильнее у него виноватым окажется оппонент, когда сообщит, что у него пятна в его убеждениях. Потому, что это будет означать, что тем большим дураком его обозвали. Эту проблему мракобес перекладывает с больной головы на здоровую, притягивая за уши приравнивание «у вас пятна в ваших убеждениях» = «вы – идиоты».
    Это у просветителя может быть «На Солнце пятна» = «здесь ты ошибся» = «ну ничего, все мы где-то ошибаемся» = «это не делает нас идиотами…» = «поправился и пошёл дальше…»  У мракобеса всё проще: «на Солнце пятна» = «ты идиот, и все ваши предки идиоты, и весь ваш культ идиотизм, и всё ваше Солнце – идиотский фонарь!». Поэтому за такие открытия он может спрашивать, как за прямые оскорбления.

    Инверсия причин и следствий мракобесов на этом не заканчивается. У них ещё часто и в памяти откладывается, что первыми ругаться начали не они, а на них. Дело в том, что обозвать идиотом того, кого мракобес считает идиотом, для мракобеса не является оскорблением оппонента. Это как, находясь в зоопарке называть обезьяну обезьяной, а козла козлом. Он спросит, а что в этом такого? Как ещё называть? Слова обезьяна и козёл для того и придуманы, чтобы называть ими тех, для кого они предназначены. Ну и со словом идиот то же самое… Другое дело, если человека обозвать обезьяной. Это уже да, такое просто так оставлять нельзя. А вот обезьяну обезьяной назвать это не оскорбление, это просто констатация факта. И потому мракобесупросто непонятно, на что он тут не имеет право. И когда он такое несёт, у него и не фиксируется в памяти, что он кого-то оскорбил. А вот если получает «сам ты…», у него фиксируется «ага, меня оскорбили! (за что!?)», и запоминается, что его начали оскорблять. А дальше уже весь разговор будет строиться (и запоминаться) с порой на это.

    У незадачливого мракобеса всё просто: если оппонент идиот – значит, так ему об этом нужно и сказать. Оппонент не хочет понимать, что он идиот? Ну так значит, он ещё больший идиот, и это ему тоже надо так же прямо говорить.
    Всё предельно просто: есть верх и есть низ. И для просветителя верх– это то, куда, чтобы подняться, нужно сначала иметь то, по чему подниматься. А низ – это то, куда само полетит всё, что не имеет под собой соответствующего основания. И чтобы какие-то выводы держались, их нужно основывать на соответствующих построениях. У мракобеса всё иначе: есть те, кто внизу, и те, кто вверху. И внизу по логике мракобеса находятся ничего не знающие или думающие неправильно. Чуть выше идут что-то знающие, но не очень уверенные. Затем идут уверенно знающие и говорящие. А на самом верху сидят самые уверенные-преуверенные. И когда кто-то самый уверенный утверждает что-то для него самое само собой разумеющееся (и вдобавок ещё святое), то для того, кто позволяет себе этого не понимать, никаких нормальных слов не остаётся, кроме самых резких. И с высоты этой разницы в своём понимании мракобес обрушивается на несогласного оппонента всем весом своих доводов.
    Когда мракобес говорит: «Ты дурак!», это означает, что чем увереннее он это говорит, тем больше у оппонента должно быть стимула подумать, почему это так, и не возвращаться, пока не «одумается». Для него это как сила удара, после которого оппонент должен отлететь туда, «где ему и место». В понимании просветителя ситуация выглядит иначе: он стоит на крыше высотки, а мракобес с земли пытается его оплевать. И от того, что в понимании оппонента всё наоборот, ничего не изменится – плевки полетят так, как полетят, а не как кто-то думает. И на вопросы, на которые у заблуждающегося нет ответов, у него их и не будет независимо от того, что он считает их ненужными. И выводы, которые из этого сложатся, сложатся у адекватных людей так, как должны сложиться, независимо от того, как хотел бы мракобес. Поэтому, плюя с определённой позиции вверх, полезно отходить, чтобы не словить обратно на свою голову то, что адресуется на чужую голову. В связи с этим мракобес часто имеет инстинкт не оставаться и не проверять, есть ли ему что ответить за свои камменты. Он обнаружил несогласие с кем-то, он откомментировал в своих лучших традициях и ушёл, не дожидаясь ответа.