Реклама не двигатель торговли

Александр Щербинко
             Любите ли вы рекламу как я ее не люблю? Реклама двигатель торговли - знаменитое выражение принадлежит, по одной из версий, предпринимателю Людвигу Метцелю. Этот лозунг Людвига Морицевича Метцель, уроженца еврейского местечка города Праги, является достаточно спорным. Молодой чех решил профессионально заниматься рекламой, для чего и открыл в городе на Неве чуть ли не самую первую в России компанию по работе с рекламными объявлениями.
            Следует понимать, что в начале Людвиг осуществил свою идею и как на самом деле звучал этот слоган: «Объявление - двигатель торговли». Его идея была в каталогизации товаров. Нужно было, как он считал, довести до читателя-покупателя перечень выпускаемых товаров, чтобы было легко ориентироваться в потоках товаров. Более того, что в каталогах нужно было, как он честно считал, перечислить свойства товаров не отдавая предпочтения, то есть по принципу нужности.
        Метцель избавлял клиентов от головной боли и тысяч разных мелочей, связанных с доведением информации до целевой аудитории, и обещал достичь желаемой цели за счет профессионализма его сотрудников, правильного подбора СМИ, качественного оформления и логически выверенного текста объявления.

         Но распространение среди советской и партийной элиты нашего общества эта фраза получила благодаря В. И. Ленину, неоднократно повторявшему эти крылатые слова в своих работах. В советское время в период НЭПа даже Маяковский прославлял калоши Моссельпрома. Далее реклама «потухла» и можно было считать рекламой огромный плакат на стене дома в «Покровских воротах» - «Отдыхайте на курортах Крыма!». Если считать рекламой лозунги: «Да здравствует КПСС!», «Учиться военному делу настоящим образом!», то это реклама ни о чем. 
           Фразу «Реклама - двигатель торговли» возродил и запустил в широкие массы министр торговли СССР Анастас Микоян. Возродилась эта фраза после его трёхмесячной поездки в США, где Микоян, как заправский шпион, узнавал о всех тонкостях в технологиях американского производства в пищевой промышленности.
В середине 30-х в СССР начали массово выпускать колбасы и сосиски (десятки различных сортов). Всю эту продукцию активно воспевали и рекламировали на каждом углу.
         Сосиски считали «чудом», способным освободить женщину от рабского труда на кухне. В середине 30 годов колбасные изделия в СССР были замечательного качества. Слов: усилители вкуса, ароматизаторы, Е-добавки тогда просто не знали. Как пример -  создание докторской колбасы.
             Колбаса «Докторская» появилась в 30-е годы прошлого века, а точнее –
           29 апреля 1936 года. Тогда были экономически тяжелые времена, особенно в деревнях. Люди в основном питались кашами и постными щами, а мясо ели только по праздникам. Естественно, среди сельского да и городского населения царствовала анемия и подобные ей недуги, связанные с недостатком в пище белков.
           В приказе, подписанном Сталиным в 1936 году, так и было написано:     «… больным, имеющим подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма».
           Рецептуру докторской колбасы придумали специалисты института мясной промышленности по приказу народного комиссара Анастаса Микояна. Колбаса содержала много белка, но мало жиров.
          Согласно ГОСТ СССР 23670-79, для приготовления 100 кг продукта необходимы были следующие ингредиенты:
• 25 кг жилистой мякоти говядины высшего сорта;
• 70 кг нежирной свинины;
• 2 л цельного коровьего молока;
• 75 шт. куриных яиц;
• соль;
• сахар;
• специи (исключительно мускатный орех и кардамон).
          Докторскую колбасу времен СССР можно было назвать лекарством. Ее действительно включали в диету при язвенной болезни желудка, колите и прочих заболеваниях ЖКТ. Продукт был также рекомендован для употребления детьми. Об этом нужно было также довести до простых людей.
         Лозунги «Требуйте колбасные изделия во всех магазинах Сталингорторга, Райтрансторгпита, Бакалеи и спецмагазина Мясокомбината!» размещали в людных местах столицы и крупных городов.
          В 60-70 годах на обложки различных журналов размещали рекламу на новые товары. Например, журнал «Радио» размещал новинки бытовой радиоэлектроники: приемники, телевизоры, магнитофоны. Обязательно было подробное описание и красочные фото товара.

               Реклама в наше время стала назойливой жужжащей мухой, которая бьется непрерывно в стекло. Назойливая реклама наоборот отвращает  покупателя от того или иного товара.
             
              Медицина в наше время является «бесплатной». То есть, вы отчисляете от своей зарплаты определённую сумму и живите себе спокойно пока не заболеете. Дальше с экрана телевизора, в интернете, вам будет предложено масса лекарств от всего – боль желудочная, головная боль, суставы, мужская сила и т.д., все эти болезни лечатся путем принятия мазей, таблеток. Здорово! Врачи не нужны. Идет прогноз погоды -  диктор красивым голосом вдруг вещает: - Покупайте таблетки от головной боли!
               
                Это было в 70 годах прошлого столетия. Однажды мне пришлось оказывать помощь в радиотехнической роте, недалеко от поселка Ивара, что на Кольском полуострове. Это место как раз находилось на пересечении трех границ: СССР, Норвегии и Финляндии. Вечером, после трудного напряженного дня, собрались с офицерами роты в ЦУБе поужинать, попить чай, отдохнуть. Наше телевидение плохо доставало до окраин нашей страны, зато Норвегия и Финляндия показывала достаточно хорошую картинку.
         Нам повезло: показывали киноэпопею «Освобождение», финны показывали с титрами на финском языке, звук был на русском. Смотрели с большим интересом. В самый напряженный момент, когда на Николая Олялина  шел  немецкий танк, фильм прервали и начали показывать ролик рекламы мыла: красивая, почти голая девушка, намыливала свои прелести. Это для нас был шок. Я на короткое время потерял дар речи.
           Для современного телезрителя это не является чем-то экстраординарным. Когда просматриваем фильмы, назойливая реклама длится до десяти минут. В это время искушенный телезритель переключает на другой канал, и на тебе - там тоже реклама.   Мне не нужны бесполезные хитрые точилки ножей и ножниц. Я сам как-то дедовским способом могу наточить кухонные ножи. Мне не нужны назойливые предложения покупки лекарств.

        Александр Михайлов – один из моих любимых российских актеров. Он из представителей, к сожалению, уже уходящего поколения советских артистов, для которых патриотизм, любовь к Родине, принципиальность и чувство собственного достоинства не пустой звук.
Привожу его высказывание: Мне обидно смотреть на наших актеров, которые снимаются в рекламах. Когда человек сыграл Колчака, а потом продает населению банковские услуги, или сыгравший Поддубного предлагает всем сыграть в лотерею. Обидно все это. Мне много раз предлагали рекламировать банки, но я всегда отвечал: «Деньги – это преходящее, а стыд, увы, остается на всю жизнь». Я сам неидеальный, но на Леню Голубкова быть похожим не хочу.

         Дебильная реклама раздражает, реклама убивает наше время, особенно раздражает, когда вроде бы неплохие артисты начинают расхваливать жуликоватые банки - возьми на ремонт квартиры (поклеить обои?) пять миллионов, а отдашь шесть. Возникают сомнения -  а есть ли у этих артистов совесть?
Жду звонка от  внука. Вот он звонок, и вдруг – вам нужно срочно приехать в стоматологию или срочно купить квартиру в Москве. Я уже не говорю о телефонных мошенниках. Это другая песня. Откуда они знают мой телефон? Где защита личной информации?
       Реклама на телевидении, реклама в телефоне, реклама в интернете, и, наконец, реклама в почтовом ящике. Смотреть фильм с перерывами на рекламу это пытка.
      Вывод - на рекламе держится деятельность телеканала. Хорошо, это частные каналы, а общероссийские государственные?

           Таким образом, реклама становится  не двигателем торговли, а отвратительным тормозом, отравляющим нашу жизнь.