PROТюмень Андреевский дом

Виктория Булатова
ул. Челюскинцев, 36
Дом на углу современных улиц Республики и Челюскинцев в начале XX века принадлежал «Торговому дому предпринимателя Я. П. Андреева наследники».

Этот дом к числу памятников архитектуры не причислен. Наверное многие даже догадываются, что дом построен в прошлом столетии и был в оригинальном виде очень узнаваем.

Принадлежал знатным людям, здесь размещалась банковская контора и магазин торгового дома «Я. П. Андреев и Наследники». Коммерсанты продавали сукно, драп, одеяла.

До революции дом называли «андреевским», потому что одним из первых его владельцев был купец 1-й гильдии из Екатеринбурга Яков Прохорович Андрее. Яков был успешен и владел заводами, складами, пароходами в Екатеринбурге, Тюмени, Ирбите.

С 1870 года — хозяин «Никольской суконной фабрики» в деревне Саитково Туринского уезда.

В 1878-м году он открыл в Тюмени свою банкирскую контору (первое банковское учреждение в Тобольской губернии!) как раз на углу улиц Царской и Иркутской.

Жил в Екатеринбурге с супругой Дарьей Ильиничной и детьми — Вячеславом, Николаем, Семёном, Петром и Александром.

В Тюмени возможно жил его сын Семен. В архивных списках именно Семен Яковлевич значится тюменским домовладельцем.

В 1886 году Яков Прохорович отошёл от дел, а 1888 году скончался, его бизнес продолжили наследники.

По сведениям В. Е. Копылова, в 1900 году «Никольская фабрика» Семёна Андреева одна из первых получила электрическое освещение, по личному соизволению тобольского губернатора.

Андреевский банк в 1904 г обанкротился.

История началась с того, что потомственный дворянин Владимир Иванович Пономарёв, руководивший Екатеринбургским отделением конторы, застрелился после растраты денег.

Полиция опечатала контору и проверила банковскую документацию, обнаружив беспорядок в документах и фиктивный баланс. Контора Андреева просуществовала в Тюмени четверть века закрылась так неожиданно и скандально.

Как писал тюменский историк банкового дела А. Вычугжанин, по самым скромным подсчётам, сумма вкладов частных лиц составляла около 400 тыс. рублей — это больше, чем во всех тюменских государственных учреждениях такого типа вместе взятых.

Когда банк объявил о банкротстве горожане собрались у здания Станислав Карнацевич писал: «Драматично проходило банкротство частного банка Андреева в Тюмени. Этот банк находился в нижнем этаже большого частного дома на углу улиц Иркутской и Царской. Так как банк объявил, что он будет выплачивать 6% годовых, а государственный банк платил только 2%, большинство жителей Тюмени решили положить свои деньги в банк Андреева. Оказалось, что в один прекрасный день банк объявил о своем банкротстве. Полные драматизма сцены проходили у кассы банка. Пивовар завода Давыдовской Гуго Серватский чуть не задушил своего приятеля главного бухгалтера банка гражданина Гирмана за то, что тот не дал ему заблаговременно знать о банкротстве. У Серватского на счете было 18 тыс. рублей».

Деньги вкладчики получили по суду только через 7 лет.

В 1910-х годах Семен Андреев продал суконную фабрику братьям Злоказовым.
Больше о уральской семье Андреевых ничего не известно.

«Андреевский дом» очень сильно изменился в 30-е годы. Во время реконструкции на каменном особняке уничтожили детали классического фасада, разрушили уникальный для Тюмени «бельведер» — башенку, служившую третьим этажом постройки и соорудили полноценный третий этаж. Дом остался стоять на месте, но потерял исторический облик, лишился оригинальности и помпезности.

Тюменский историк Валерий Чупин пишет, что именно из-за неудачной советской реконструкции дом по Челюскинцев, 36 не был титулован как памятник истории и архитектуры. Теперь изначальную красоту этого дома можно увидеть лишь на фотографиях.

В наше время дом имеет печальный вид. Никаких намеков на красивейший особняк не осталось.