Сладкое послушание у Бога

Сергей Серюбин
В декабре 2016 года исполняется ровно двадцать лет выходу в свет первого выпуска нашей епархиальной газеты «Православный Симбирск». Дата подкралась незаметно, но сказать, что время пролетело быстро, я не могу – прочувствовал данный отрезок очень и очень хорошо.

Сегодня мне радостно видеть в храмах, и вообще в околоцерковной жизни епархии множество новых лиц: десятки совершенно незнакомых молодых священников и диаконов, молодёжные братства, огромные очереди к Чаше родителей с детьми и, что радует особо - обилие на Литургии мужчин, отцов семейств! Рослые, могучие, сосредоточенные – они как кряжистые дубки возвышаются над светлыми платочками своих жён, матерей и сестёр. Ведь именно процент воцерковлённых мужчин, глав своих семей, является решающим критерием в вопросе – вошло ли Православие снова в плоть и кровь русского народа, или Оно, по-прежнему, барахтается на грани выживания.

Да, «женское Православие» - явление серьёзное и уважаемое, но оно «работает» лишь в режиме сохранения, сбережения остатков веры, словно лампадка на ледяном ветру. И именно благодаря подвигу наших бабушек и матерей в лихие богоборческие годы, Святое Православие в нашей державе сохранилось!

Но чтобы каждая семья стала действительно Малой Церковью, «монастырём в миру» необходим именно мужчина, глава семьи – трезвый и, в хорошем смысле слова, упёртый в вере. Потому что его вера будет уже не тлеющей женской лампадкой, а ярким, полыхающим пламенем! И во вверенном ему Богом «трудовом коллективе» он рано или поздно наведёт полный духовный порядок.

Кто сказал, что русские мужики – алкаши и бездельники?! Кто сказал, что Православие – «религия неудачников» и «неуспешных людей»?! Подойдите как-нибудь к церковной ограде в воскресное утро и посмотрите на трезвые лица этих «неудачников», обвешанных детьми. Посмотрите в их ясные глаза и на шикарные машины, на которых эти «неуспешные» отцы семейств разъезжаются по своим «покосившимся» каменным дворцам…

Иногда, глядя на незнакомое лицо в храме, думаешь: «А ведь, может решение впервые перешагнуть порог храма созрело у этого человека после случайного прочтения статьи в «Православном Симбирске»? Или после того как, скучая в глухой автомобильной пробке, он наткнулся на позывные радио «Православная волна»? Или всё у него так счастливо сложилось как у того невинно осуждённого бедолаги из ульяновского СИЗО, руки которого в отчаянии уже тянулись к верёвке, но что-то его вдруг остановило… Что именно? Да очередной номер нашей с вами газеты, «Православный Симбирск», которую сегодня читают все заключённые области!

Так что, глядя на всю эту красоту, невольно спрашиваю себя:

- Сергий! Ну, ты же именно для того и трудился годами - сначала над газетой, потом над радио? Ты рад?!

Конечно рад. Поэтому, пользуясь любезным предложением нынешней редакции, спешу поделиться с Вами, дорогие читатели, некоторыми своими воспоминаниями. «Не тщеславия ради, а пользы для», если вам интересно, конечно…

***


ПОЛИТИНФОРМАТОР

«Роман» с газетной журналистикой у меня давнишний. Помню, ещё будучи младшим школьником, всерьёз вникал в передовицы «Правды» и подробно пересказывал вечером папе - куда и зачем полетели товарищи Брежнев или Косыгин и кто их там встречал. Сухие и лаконичные партийные отчёты я находил чрезвычайно интересными, однако уставший на стройке отец почему-то лишь хмурил брови и сосредоточенно доедал свой долгожданный ужин.

Став постарше, проводил политинформации в классе, а без работы с газетами это было невозможно. Я их внимательно прочитывал, вырезал наиболее интересные статьи, наклеивал в тетрадку в нужной последовательности и уже по ней делал доклад.

Когда стал ещё старше, и учился в ульяновском «политехе», то снова оказался в числе лекторов. Сейчас, кстати, стало признаком хорошего тона «забывать» своё комсомольское прошлое. Тем более партийное. Но лично мне всё - равно, что обо мне подумают «рафинированные» православные. Я – оттуда. Из нашего общего комсомольско-партийного далёка. Да, оно было насквозь безбожным, но несмотря на это, в моём личном «рейтинге» твёрдо стоит на втором месте! И я этого нисколько не стесняюсь.

Кроме собственной учёбы, я проводил тогда занятия со студентами по политинформации и даже организовывал их по всем четырём факультетам, поскольку в комитете комсомола института отвечал именно за политработу.
 
Во время летних стройотрядов, а их было у меня три, кроме работы и концертов самодеятельности, проводил политинформации перед местными рабочими – в железнодорожных депо, на стройплощадках Сургута, где-то ещё…

А когда мальчик вырос уже совсем и превратился в молодого радиоинженера, то грянула Перестройка с Гласностью, и страсть к чтению газет достигла у него своего апогея.

На свою зарплату я выписывал тогда около сорока (да-да, это не описка!) газет и журналов и ревностно следил за почтой – не «зажали» ли они какой-нибудь очередной номер?! Для этого я повесил на кухне огромный ватман, где после каждого прихода газеты скрупулёзно ставил галочки …

Поэтому, когда через десять лет я пришёл к вере и задумал создать православную газету, то начинание это органично легло на вполне подготовленную почву.


НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ

Лето 1996 года. Истекал последний год моего занятия спортом. Мотаясь по сборам и соревнованиям, я оказался проездом в Москве. С февраля месяца уже шёл отсчёт моей новой, церковной, жизни и я старался, где бы не побывал, всегда совмещать это с посещением православных святынь.

Так, позади уже были Дивеево, Оптина пустынь с беседой у старца Илия (Ноздрина), встреча с отцом Кириллом (Павловым) на даче Патриарха в Переделкино, Троице-Сергиева Лавра, Пафнутьев-Боровский монастырь с его великим подвижником – отцом Власием (Перегонцевым). Мне – нетерпеливому и горячему неофиту, Православие всё более и более открывало свою могучую красоту, и я старался впитывать в себя всё, что хоть отчасти утоляло духовную жажду.

Именно поэтому я и оказался однажды на улице Пятницкой в магазине «Православное слово» - в одном из крупнейших православных магазинов столицы. Располагается он на территории Троицкого храма и, конечно же, я не мог в него не зайти. К тому же, стояла нестерпимая жара, а в церкви было так прохладно…

***

В те годы большинство уцелевших русских храмов были только-только возвращены верующим и представляли из себя довольно унылое зрелище: пустые, небелёные, с грязными подтёками стены, иконы стояли где угодно - на полу, на стульях или на подоконниках, а иконостас состоял из больших, грубых листов обычной фанеры. Иногда, правый или левый приделы были до потолка занавешены огромным полотном полиэтилена и сквозь него было немного видно, что там велись какие-то очистительные работы.

Это был невероятно романтичный и прекрасный период жизни нашей многострадальной Церкви – православная жизнь в Ней возрождалась буквально на глазах! 

Храм на Пятницкой был тогда именно такой. В его притворе, слева, были установлены простенькие столы с духовной литературой. И, перебирая эти книги, я вдруг наткнулся на газету…

- Что это?, - подумал я, – откуда здесь, в храме, газета?

Но, приглядевшись обнаружил, что газета была церковная – «Православный Санкт-Петербург». Мне, как «профессиональному читателю» газет стало ужасно интересно, ведь мне было с чем сравнивать.

Да, по вёрстке, по оформлению, по стилю подачи информации, это было, конечно, очень и очень слабо, но по содержанию – выше всяких похвал!

- Как же так, - думал я, - почему такой газеты нет у нас, в Ульяновске?! Странно!

Мысль эта настолько глубоко засела в голове, что, приехав домой, я стал размышлять – как же её можно воплотить в жизнь?


ИДЕЯ ПРАВОСЛАВНЫХ РУБРИК

Масштаб нового дела – создания полноценной газеты, меня откровенно пугал. Поэтому, начать я решил с малого, а именно – с создания в ведущих областных и городских газетах постоянных рубрик о Православии. В ближайшем киоске «Роспечати» скупил все газеты и стал методично обходить редакции.

Так я перезнакомился почти со всем журналистским цехом Ульяновска. Но тотальная «зачистка» газет ничего не дала – мне или тактично отказывали или, в лучшем случае, соглашались создать рубрику «Религии» где, наряду с исламом, иудаизмом, я помещал бы собственные заметки о Православии. Правда, они тут же сокрушались, что кроме меня никто им ничего не несёт - ни об исламе, ни об иудаизме.

Короче, всё было очень мутно.


«РЕЗОЛЮЦИЯ» ВЛАДЫКИ ПРОКЛА

Впрочем, один раз подготовить статью мне всё же разрешили – рассказ о Герое Советского Союза «сержанте Павлове» - защитнике Сталинграда. Пару месяцев до этого мне посчастливилось взять у него – архимандрита Кирилла (Павлова), благословение в Переделкино, на московской даче Патриарха. Статью я написал, но решил вначале показать её владыке, епископу Проклу (Хазову). Отдал и стал дожидаться благословения.

Через некоторое время его секретарь, отец Владимир Дмитриев, вручил мне владыкину «рецензию». Не помню её дословно, там было что-то нейтральное, но помню, что написал он её… на обрывке туалетной бумаги!

Я всё понял и в редакцию той газеты статью не понёс.

Смирял меня владыка!


КОЛЯ МАРЯНИН

Но наступил момент, когда я всё же решился - да, православную газету надо создавать. Но кто станет её редактором, кто взвалит на себя этот труд, ведь на тот момент я печатал на компьютере лишь одним пальцем?! И я принялся искать возможного редактора.

Собственно, круг этот – учитывая необходимую лояльность кандидата к Церкви, был очень узким. И наиболее вероятной фигурой мне тогда представлялся зам.главного редактора крупной городской газеты «Град Симбирск» Николай Марянин. Коля – профессиональный журналист, с очень большим газетным опытом и просто глубоко порядочный человек. Кстати, годы спустя, именно он стал автором стихов к гимну Ульяновской области (https://www.youtube.com/watch?v=l_zx-sbyhbk).

Однако его, светского репортёра, моё предложение особо не вдохновило:

- Сергей, ну я же не удержусь, я буду всю правду писать – кто что своровал, кто на каких «мерседесах» ездит…
- Понятно, – думаю, – такой «правды» мне не надо.

Что же делать?


БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЕПИСКОПА

Именно тогда мной и было принято решение взяться за это дело самому. Компьютер дома был. Время и желание – тоже. Вот только с деньгами - как всегда…

Решение это было тяжёлое, больше похожее на авантюру, но желание создать в городе настоящую православную газету перевешивало.    Словом, я решился…

Понятно, что без благословения архиерея в таких вещах не обойтись и буквально на следующий день я направился в красивый старинный купеческий особняк на улице Льва Толстого.

***

В коридоре епархиального управления мирно пахло слегка подкисшими просфорами… В приёмной несколько посетителей, ожидая своей очереди, безшумно переминались с ноги на ногу. Секретарь владыки – иерей Владимир Дмитриев, энергично, двумя указательными пальцами, что-то с азартом набирал на механической печатной машинке.

Владыка Прокл был очень прост и доступен для окружающих (митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл почил о Господе в 2014г. – авт.). Дверь его кабинета никогда не закрывалась. Секретарь поток посетителей совершенно не регулировал, а занимался только своим делом.

Наш разговор помню очень хорошо.

Был конец ноября и на столе у владыки лежали документы для поездки на Святую Землю. Вместе с ним туда отправлялась большая группа духовенства епархии.   

- Владыка, - говорю, - я хотел бы, как индивидуальный предприниматель, основать православную газету. За свой счёт. Назвать её предлагаю – «Православный Симбирск». Мне нужно лишь Ваше благословение.

Владыка с интересом посмотрел на меня и громко воскликнул:

- Отец Владимир! Отец Владимир! Идите сюда! К нам Сергий пришёл, он будет нам православную газету делать!

И размашисто, по-архиерейски, двумя руками меня благословил…

Поговорили о деталях.

- А редактором у тебя будет вот он, - владыка кивнул головой в сторону батюшки - секретаря.

Я слегка напрягся. Но, забегая вперёд, скажу, что повседневная «текучка» так задёргала отца Владимира, что очень скоро владыка махнул рукой и доверил редакторство полностью мне.

Но это всё потом, а тогда я попросил владыку разрешить мне, в период их поездки в Израиль, съездить в Самару и получить там Свидетельство на нашу газету в региональном центре Минпечати России. Епископ не возражал.


ЗНАКОМСТВО С А.ЖОГОЛЕВЫМ И С.ГУСЕЛЬНИКОВЫМ

К тому времени мне уже не раз попадала в руки православная газета из Самары под названием «Благовест». Читая её, я понимал, что превзойти её в смысле вёрстки и оформления я, скорее всего, смогу, но в смысле внутреннего содержания – никогда. Чувствовалось, что команда там подобралась очень сильная и профессиональная. Естественно, мне хотелось с ними познакомиться и вот, подходящий случай вскоре представился.

***

Приехав ранним морозным утром в Самару, я сдал документы на регистрацию газеты и получил три – четыре часа свободного времени. Редакцию нашёл быстро и робко постучал в дверь. Мне открыли.

В большой просторной комнате работало четыре – пять человек. В центре, на стене, висела икона с горящей под ней лампадкой. Над лампадой на потолке - чёрный от копоти круг.

Антон Жоголев - редактор «Благовеста», оказался очень живым и доброжелательным собеседником. Потомственный журналист, выпускник журфака Ленинградского госуниверситета. К тому времени, его газета существовала уже года четыре. Разговор у нас был очень добрый и для меня полезный. Время от времени в него включались и другие.

Помню, например, одного сотрудника – мирянина. Сидел он в синей в клетку фланелевой рубашке под самой лампадой. Зачёсанные в косичку чёрные волосы и внимательный, пристальный взгляд сразу выдавали в нём человека здесь неслучайного. Звали его Серёжа Гусельников.

Он мне сказал тогда:

- Сергий. Когда ты родился, сатана приставил приглядывать за тобой своего обычного, рядового бесёнка. Но сейчас, когда ты стал редактором православной газеты, сатана этого бесёнка отзовёт и поставит вместо него жирного, пузатого беса. И он уже займётся тобой вплотную! Так что, готовься…

Боже мой, как же он оказался прав! Понял это сразу, как только началась реальная работа «Православного Симбирска»…

А что касается Сергея, то я был очень рад, когда узнал, что тот вскоре стал священником, и в настоящее время является протоиереем, настоятелем Кирилло-Мефодиевского собора г.Самары. (Увы! 08 09 2020г. его не стало -ковид.  Авт.).

***

В оставшееся до отъезда время успел забежать в редакцию журнала «Духовный собеседник». Там меня ждало благословение самого приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва) – в углу помещения стоял деревянный крест с могилки владыки. Его недавно привезли из Александро-Невской Лавры.

Приложившись ко кресту, поспешил за уже готовым Свидетельством на газету и затем - на автовокзал. Было это 09 декабря 1996 года.

Спустя года четыре я задался вопросом – чей же праздник отмечала наша Церковь в тот день? Открыл календарь и был поражён – это был день памяти великого миссионера, просветителя народов Байкала, Святителя Иннокентия Иркутского…

Случайность? Возможно. Но как же тогда быть с пословицей: «случайность – религия дураков»?..

Святителю Иннокентие, моли Бога о нас!


ПЕРВЫЙ НОМЕР

Благословение владыки Прокла полностью развязало мне руки, и я приступил к работе. Изучив коммерческую сторону дела, пришёл к выводу, что выгоднее всего не заморачиваться с поиском газетной бумаги, её хранением, транспортировкой в типографию, а полностью довериться типографии «Печатный двор», что на ул. Пушкарёва.

Выпросил у своей мамы-пенсионерки небольшую сумму и оплатил первый будущий тираж. Очень скоро ввёл газету в подписной каталог Роспечати – в итоге появился свой почтовый индекс подписки! Это были первые маленькие радости – как первые шаги своего ребёнка!

Выбор типографии оказался правильным. Помогали мне там во всём. Но всё-равно, пугало многое – незнание компьютерных программ Photoshop и Adobe PageMaker 1.5, незнание самого компьютера как такового, технологии производства газеты, где распространять, на чём развозить и конечно же – где брать деньги на новый и новый тираж?

С финансовой точки зрения создание газеты было 100%-ой авантюрой – епархия помочь деньгами не могла, а своих сбережений у меня не было. Но Господь незримо помогал. Непонятно откуда появлялись фотографы, готовые снимать материал во славу Божию, присылали статьи авторы, которые не просили гонорары, дирекция типографии позволила мне установить свой домашний компьютер непосредственно в монтажный зал типографии, где я как обезьянка подглядывал за каждым движением опытных монтажниц – спрашивал, приставал с просьбами.

Мне там было интересно всё - как вытравливаются фотопластины с макетом, как запускается и регулируется огромный индийский печатный станок под названием «FAST».

Словом, весь период подготовки первого номера я провёл там, в типографии, работая по две смены в день. Запах типографской краски стал для меня таким же привычным, как запах ладана в церкви. 
   

«СЛУШАЙ, НУ ТЫ НАХАЛ!!!»

И всё же, когда подошло время печати первого номера, навыками монтажёра я ещё владел недостаточно. Но нашлась одна добрая душа, которая из жалости к нашей газете понемногу, незаметно для себя самой, сверстала мне весь номер – восемь полос А3. Когда же она это заметила, то единственное что мне сказала:

- Слушай, ну ты наха-а-ал!


КРИТИКА ВЛАДЫКИ

Первый номер газеты епископ Прокл отметил, но и не удержался от замечаний:

- Знаешь, мне тут звонил Вихалевский (директор типографии «Дом печати» - авт.) и говорил: «Владыка, что же Вы такую непрофессиональную газету взялись выпускать, переходите к нам, поможем…». Так что, ты давай, её немного улучшай.

Но, всё же, чувствовалось, что он очень рад выходу в свет СВОЕЙ газеты! Его размашистый автограф на первом выпуске храню до сих пор…


ВЫБОР СТИЛЯ

Та критика владыки меня практически не задела, поскольку я абсолютно точно знал, что самое лучшее – впереди! За период, когда мой компьютер находился в типографии, я более-менее овладел монтажной программой, «носом пропахал» полный цикл создания газеты – от идеи в голове, до упаковок отпечатанного тиража, и получил первый опыт его развоза по храмам и киоскам на трамвае.

***

Что было далее… Я пошёл в киоск «Роспечати» и купил там те газеты, вёрстка которых мне очень нравилась. На содержание внимание не обращал, брал даже «вражеские». В этот список попали «Симбирские губернские ведомости», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Народная газета», «Коммерсант» и что-то ещё.

Придя домой, разложил их на полу и стал внимательно, не спеша изучать:

– Так, отсюда я возьму себе вот эту рамочку, отсюда – красивый шрифт, а тут мне нравится организация вообще всей первой полосы…

Это было восхитительное, пьянящее чувство свободы творчества – я делал то, что хотел! Была полная свобода распределять материал по полосам, выбирать и изобретать рубрики, подбирать нужные фотографии и вообще, формировать общую тональность газеты. Как же это было здорово!

Идей было так много, что каждый новый выпуск внешне заметно отличался от предыдущего. Так продолжалось выпусков семь – восемь, пока я не нащупал что – то приемлемое для себя. В этом поиске я незаметно перескочил на полноценный газетный формат А2.

Но две вещи оставались неизменными - название газеты и фотография разрушенного Троицкого кафедрального собора Симбирска.


«ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА». ПОИСК ДЕНЕГ – «ТАГАЙСКИЕ ЯЙЦА».

Вся «редакция» в лице одного меня располагалась в моей однокомнатной «хрущёвке». Полное отсутствие средств жёстко очертило ряд моментов: первое – мне нечем платить сотрудникам, поэтому я обязан всё делать сам, и второе – мне постоянно нужно думать, где добыть деньги.

Так и поступил. Написал предложения о рекламе в «Православном Симбирске» и разослал его по «приличным» организациям. В некоторые пошёл сам. В итоге, с трудом удалось уговорить лишь хозяйку одного частного магазинчика под названием «Тагайские яйца», дала триста рублей. На этом всё и заглохло.

Помню, что дал в газете небольшое объявление с просьбой о поддержке. И внезапно пришло письмо. Автор, пенсионер Александр Васильевич Селивёрстов и его жена Татьяна, попросили приехать к ним домой на ул.Хрустальную.

Приезжаю. Ну, сколько могут дать два бедных пенсионера? Однако, эта семейная пара дала мне сумму, на которую я и не рассчитывал – тысячу рублей! Так я стал счастливым обладателем приличных на тот момент плёночной «мыльницы» и плёночного диктофона… Спаси их Господи! Живы ли сейчас, не знаю...


РАЗРЫВ. «СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ».

Первое серьёзное испытание на прочность я, конечно же, не выдержал. Случилось это так.

Приближалось 22 апреля 1997 года – день рождения «дедушки Ленина». Живя в Ульяновске, обойти эту дату невозможно. Отметил её и я. Но своеобразно: на полстраницы газеты формата А2 положил три фото Ильича – ребёнка (кучерявого ангелочка), юноши (нормального ещё, вроде, пацана) и уже неизлечимо больного вождя с бешенными глазами. И дал общий заголовок «В.И.Ленин: жизнь вне Бога». Всё!

Шум, однако, поднялся невероятный! Обиженная областная Администрация звонит епископу и жалуется на газету. Разъярённый владыка звонит мне:

- Это Прокл! Кто тебе набирает газету?!

Виновато бормочу:

- Я…сам… владыка.
- А кто верстает?!
- Тоже сам…

Чуть помолчав, епископ продолжает:

- Ну, что, вот, ты там пишешь-то?! Я тут склеиваю, склеиваю взаимоотношения с властями, а ты мне тут что делаешь?!

И швыряет трубку.

Но на этом история не закончилось. На следующее утро узнаю из газет, что владыка Прокл официально снимает своё благословение с моей газеты.

Коммунисты немного успокаиваются а я, сняв на всякий случай с первой полосы строчку «Печатается по благословению епископа Симбирского и Мелекесского Прокла (Хазова)», стал думать – что же мне делать дальше?..

***

Самое разумное было бы выждать неделю-две, аккуратно зайти к владыке «с поджатым хвостом», извиниться и он тихо вернул бы своё благословение. Но моё боевое комсомольское нутро подсказало иной, более привычный для меня путь – я решил защищаться. То есть ответить владыке через открытое письмо в газете.

Обида кипела, моему возмущению не было предела! Статья, поэтому, получилась очень сердитой. В ней я, впрочем, пообещал читателям, что несмотря ни на что, газета останется строго православной. И слово своё сдержал.

Пару раз звонили корреспонденты разных газет – предлагали прокомментировать отказ владыки. Но с «Шоком» я даже разговаривать не стал, а Самвелу Налбандяну из «Симбирских Губернских ведомостей» по-дружески объяснил, что защищать меня не нужно, сами разберёмся.

И началась у меня новая полоса жизни – работа на полном самоконтроле. Один знакомый парашютист рассказывал мне, как это страшно – прыгать на куполе, укладку которого, кроме тебя самого, никто не проверял…

Архиерей, со своей стороны, поступил очень мудро и миролюбиво – благословение снял, но распространять газету по церковным точкам не запретил. И ничего не комментировал. Владыка выжидал – в какую сторону меня «понесёт» и, наверное, молился…

В итоге всё обошлось – никуда меня «не понесло», с газетой сотрудничали все, принимали во всех храмах области и крупных замечаний ко мне больше не было. Её принимали даже в читальных залах Московской и Санкт-Петербургской духовных школ.

Не скрою, было очень приятно получать добрые отзывы от архиерея Саранского и Мордовского, епископа Варсонофия (Судакова) (ныне – митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского - авт.) и ректора Санкт-Петербургской духовной Академии, епископа Тихвинского Константина (Горяного) (ныне – митрополита Петрозаводского и Карельского – авт.).

И в таком «подвешенном» режиме прошло полтора года.


СИМБИРСКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ

В тот период Господь дал мне возможность наблюдать интересный процесс «кристаллизации» православного актива епархии. Реальная жизнь выявляла своих лидеров, они громко заявляли о себе и во многом, наряду с архиереем и священством, определяли уникальный духовный облик Симбирской епархии.

Некоторые из них в эту жизнь решительно и безцеремонно «вламывались», а некоторые входили тихо, словно «на цыпочках». Но в обоих случаях, своими богоугодными делами оставили в ней очень глубокий след. Упомяну лишь немногих.

Саунин Михаил – его первым направлением, ещё с середины 90-х годов, было движение за трезвость. Остаётся оно в его работе и поныне, только немного ушло на второй план. Главное у него сейчас – православно-патриотическая работа с молодёжью.

Коннов Владимир – вклад этого невысокого энергичного офицера-отставника (иногда колючего и вредного) наиболее заметен. Состоит он в двух его делах: именно Володя стоит у истоков возрождения из небытия ежегодных грандиозных Крестных Ходов по всей епархии с чудотворной иконой Божией Матери «Жадовская».

Первые два года, благодаря его усилиям, компания «Волга-Днепр» даже безвозмездно выделяла нам самолёт «ЯК-40» для воздушного Крестного Хода - облёта с Жадовской иконой всей Ульяновской области.

Он неутомимо (периодически ложась под капельницу) мотался на своём «Жигуле» по области: договариваясь, стыкуя, согласовывая всё и вся – только бы Крестный Ход прошёл «как по маслу».

Второе его дело – это проблематика восстановления исторического Троицкого кафедрального собора. Владимир горячо взялся за дело, съездил с Б.В.Аржанцевым в Синодальный архив Санкт-Петербурга, привез оттуда копии исторических чертежей и своей гиперактивностью буквально принудил сильных мира сего заняться этим вопросом. Хочется надеяться, что рано или поздно его усилия будут вознаграждены и огромный золотой купол возрождённого главного собора Симбирска снова засверкает над Волгой.

Коротина Нина – её ураганная энергия сметала на своём пути всё! Это человек с обострённым чувством справедливости – никогда не забуду её мощной поддержки во время моих судебно-уголовных коллизий 2003 года. Горячая почитательница Святых Царственных страстотерпцев, она очень много сил вкладывала в организацию городских Царских Крестных Ходов. В отдельные годы они собирали до пяти тысяч человек.

Кстати, именно ей принадлежит идея сплошного Крестного Хода вокруг Ульяновска. Мы тогда делили периметр на участки, и все 5-6 групп одновременно начинали движение вокруг города, каждая по своему участку, замыкая в итоге кольцо. Сейчас Нина Владимировна проводит регулярные чтения Акафиста Святой Царской семье у поклонного креста в сквере у площади Ленина (ныне – Соборной площади. Авт.).

Шадрины Сергей и Лидия – они сыграли огромную роль в сохранении памяти о выдающемся подвижнике нашего времени – старце Антонии Шувалове, жившем в селе Ундоры. В том, что к его могилке «не зарастает народная тропа» – их огромная заслуга.

Кстати, мама Сергея - монахиня Таисия, возглавляла первый состав сестричества в Комаровке, выросшего ныне в крупный женский монастырь. Его супруга, Лидия - профессиональный журналист, все годы моей работы в газете активно сотрудничала с ней и присылала замечательные материалы.

Монахиня Иоанна (Леонтьева Августа Григорьевна) и Ершова Таисия Николаевна – если бы не самоотверженное служение этих двух энергичных бабушек, то строительство Жадовского мужского монастыря, могло бы не закончиться до сих пор. Стены московских подземных переходов ещё долго будут помнить их фигурки, смиренно стоящих с тяжёлыми, висящими на шее, кружками. По-моему, у обеих из них сейчас, от долгого сбора пожертвований для монастыря, смещены шейные позвонки.

Да, враг своё дело делает и сейчас ему, к сожалению, удалось раскидать-расшвырять некоторых из нас далеко друг от друга - играя где на гордыне, где на безграмотности, а где на откровенной лжи. Но Господь сильнее. И, я надеюсь, Он подаст всем нам мудрость и смирение успокоиться и вновь собраться в стройную и очень прочную «кристаллическую решётку».

Лично я это очень хочу.


ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ

Газета менялась вместе со мной. Стоило мне открыть для себя какую-то новую духовную тему, как тут же, в ближайшем выпуске, она появлялась в газете. «Наевшись» политики в своём депутатском прошлом, я всячески избегал любых светских тем - меня интересовала исключительно духовная сторона жизни.

Так, постепенно, появилась идея организации паломнических поездок по святым местам. Владение при этом газетой давало большие преимущества: безплатная реклама плюс публикация интересных отчётов о поездках от наших паломников. Да и денежная сторона дела тоже была не последней, поскольку собственно газетных денег еле-еле хватало только на дальнейшее воспроизводство.

В итоге, за четыре года удалось перевести более 2-3 тысяч паломников. Прежде всего по маршруту: Ульяновск – Дивеево – Санаксар. Но были поездки и в Оптину, и в Лавру, и по монастырям епархии.


ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПОДПИСКА

Когда же я почувствовал, что газета полностью оформилась - определился её внешний облик, устоялось внутреннее содержание, то ввёл её в общероссийский каталог «Роспечати». Первые результаты подписки крайне обрадовали – у меня появились подписчики по всей территории России - от Петропавловска-Камчатского до Калининграда! Неульяновские читатели начали присылать свои материалы, фотографии и читать газету стало намного интересней.


ПРИМИРЕНИЕ. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ.

Однако, ненормальность ситуации вокруг газеты меня угнетала. Было понятно, что конфликт с архиереем продолжаться до безконечности не может, да и не должен. Понятно было и то, что первый шаг должен был сделать именно я. К тому же, выход газеты на общероссийскую подписку подразумевал и Патриаршее благословение. А как идти к Патриарху, если со своим «родным» архиереем не можешь наладить нормальные отношения?

Короче говоря, однажды днём порог его кабинета я всё же перешагнул. На месте секретаря сидел уже незнакомый мне молодой юноша в белой рубашке (ныне - епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор (Исаев) - авт.), а в остальном всё осталось прежним - дверь в кабинет владыки, как всегда, была настежь открыта...

***

Мне показалось, что владыка не ожидал тогда моего визита - передо мной предстал не грозный повелитель епархии, а мягкий, добрый и уже далеко не молодой человек. Мне даже почудилось, что, увидев меня в проёме двери, владыка облегчённо выдохнул и опустил голову. Видимо, и его тяготила эта двусмысленность с «Православным Симбирском». А, может, действительно - мне это только померещилось?

Каюсь, мне не хватило тогда мужества и смирения внятно сказать ему простые нормальные слова - «владыка, простите». Нет, я горделиво процедил что-то насчёт того, что мне, мол, «вся эта история поднадоела», однако, к счастью, владыка был в тот момент недосягаемо великодушен – даже такое моё высокомерное «объяснение» его удовлетворило.

- Строчку о Вашем благословении газеты можно писать? – прощаясь, с порога спросил я.
- Пиши, - ответил он и добродушно махнул рукой.   
 
В дальнейшем, наши с ним отношения снова наладились и стали вполне дружескими. В трудные моменты для моей семьи я даже имел нахальство не раз просить его о финансовой помощи, в долг, и владыка никогда в ней не отказывал. Не подводил его и я…

***

Затем мне предстояло взять ещё один барьер – получить благословение самого Патриарха Алексия Второго (Ридигера) (отошёл ко Господу в 2008г. – авт.). Связей, знакомств не было никаких, вокруг Святейшего ФСО, что делать?

Звоню одному известному старцу – священноархимандриту Иерониму (Шурыгину), наместнику Алатырского мужского монастыря в Чувашии (почил в 2013г. – авт.). Моим духовником он не был, но советовался я с ним тогда очень часто. Иногда приезжал.

- Батюшка! Скоро еду в Москву. Хотелось бы попробовать получить на газету благословение у самого Патриарха.
- Ой! Это было бы очень-очень хорошо.
- Да только на приём к нему, наверное, не пробьёшься.

Отец Иероним отвечает:

- Так ты же там будешь в праздник Богоявления, забыл? А он, как раз, служить будет в Богоявленском соборе. Там и подойди к нему, и попроси благословения.
- ??? Так там вокруг него такие «шкафы» стоят. Как пробиться-то?…
- А, ничего-ничего (смеётся). Он после службы выходить будет, ты к нему и подойди. Эти «шкафы» замешкаются, расступятся, а ты к нему в ноженьки – бух…

***

В общем, в Москву я приехал накануне праздника. И надо же было так случиться, что к началу Божественной Литургии не успел – проспал! Да так сильно, что когда выходил из метро «Бауманская» и шёл к Елоховскому собору, то навстречу мне летели чистые и радостные перезвоны колоколов. Всё! Литургия завершилась!

- Да!, - подумал я, - оказывается, даже такие прозорливые люди как отец Иероним, тоже ошибаются – ведь, встреча моя с Патриархом теперь уже точно не состоится..

Ну, что же! Всё бывает. Хотя и обидно… Пойду-ка, приложусь к мощам Святителя Алексия, поклонюсь гробнице патриарха Сергия, наберу Крещенской водицы, да побегу дальше по делам.

Однако, что-то меня настораживало и смущало – почему-то люди, вышедшие из собора, не спешили расходиться. Они собирались у его крыльца и создавали некий полукруг. Более того, из собора, в полном облачении, начало выходить духовенство. Все стояли на морозе и чего-то ждали.

И тут, на большой скорости, с мигалками, к площади у храма стали подъезжать и парковаться дорогие джипы охраны. Следом подъехал лимузин и из него неспешно вышел сам Патриарх! Запели праздничный тропарь, Святейший благословил духовенство и собравшихся, и торжественно прошёл в собор!

Оказывается, я проспал Литургию раннюю, а Патриарх должен был служить на поздней. Так что, выходит, шансы исполниться благословению отца Иеронима теоретически ещё сохранялись.

- Ну, ладно, - подумал я, - посмотрим, как всё у меня сложится. Я, конечно, попытаюсь, но…

Толпа народа слегка обжала меня с боков и аккуратно, бережно, внесла в собор. Поставили меня на пол аккурат напротив Царских врат.

Второй раз в жизни присутствую на службе Патриарха и второй раз не могу отделаться от ощущения, что всё это происходит не со мной, что вижу всё по телевизору, настолько нереальным кажется моё присутствие в храме.

***

Однажды у меня уже было такое чувство, в далёком 1984 году. Когда морозной февральской ночью огромный Ил-62, разбежавшись по взлётке шереметьевского аэродрома, круто поднял меня в небо, взяв курс на Бомбей и Калькутту. Нас, группу ульяновских студентов, обком ВЛКСМ наградил тогда поездкой за ударное стройотрядовское лето.

- Как?! Я – и лечу в Индию?, - в восторге кричал я в себе, наблюдая под крылом лайнера безкрайнюю россыпь московских огней, постепенно пропадающих из вида, - но этого же не может быть? Не верю! Неужели через 8-9 часов я увижу эту волшебную страну?!

***

Однако, сейчас пышность и великолепие патриаршей службы в прекрасном Богоявленском соборе была для меня немного скомкана моими же мыслями. Я всё время напряжённо думал – где мне нужно встать, чтобы максимально приблизиться к Патриарху? Я пытался просчитать варианты и предугадать - куда он пойдёт после службы? Через какие двери?

Однако, довольно скоро понял, что всё это безсмысленно.

- Да будет воля Твоя, – махнул я рукой на всё, успокоился и смирился, - будь что будет!

В итоге, Святейший вышел через левые двери. Однако, он пошёл не к машине, а направился к приходскому дому. Видимо, на праздничную трапезу.

Часть толпы схлынула: кто-то стал набирать Крещенскую воду, кто-то просто ушёл. Но часть верующих встала у дверей трапезной и создала коридор, внутри которого Патриарх Алексий должен был выходить обратно. Все были радостные, пели православные песни и ждали благословения Святейшего.

- Эй, сынок, - цыкнули на одного из охранников самые смелые из бабуль, -выключи свою машину-то, дышать нечем!

***

Примерно через полтора часа охрана зашевелилась: к торцу живого коридора подъехал лимузин, внутрь коридора ввели охрану. В итоге, коридоров получилось целых три: внутри – сотрудники ФСО, за их спинами – милиция и затем мы, простые миряне. Милиционеры крепко взялись за руки и образовали сплошную цепь. Рослые, большие - их «приветливый вид» не оставлял мне никаких шансов даже на краткую беседу с Патриархом!

С большим трудом удалось протиснуться к самому борту мерседеса, к его правой задней двери. Между тем, народ напирал и удерживать свой великолепный «плацдарм» мне становилось всё труднее и труднее.

Передо мной возвышалась огромная спина сотрудника ФСО. Однако, милиционеры почему-то, в нарушение протокола, отошли от меня вправо. Почему?...

И вот, на крыльце дома показался Патриарх. Он степенно двигался сквозь коридор людей, неторопливо благословляя собравшихся. Люди ему что-то кричат, о чём-то просят!

Святейший подошёл к машине, его келейница – пюхтицкая монахиня, распахнула перед ним дверь мерседеса, но далее произошло нечто неожиданное!!

Вопреки всякой логике, вместо того, чтобы плотнее прижиматься к «объекту охраны», охрана именно возле меня неожиданно допустила оплошность. Офицер ФСО, тот самый «огромный шкаф», о котором я не так давно боязливо говорил отцу Иерониму по телефону, вдруг, как на строевой подготовке на плацу, сделал резкий шаг вправо, и затем – шаг назад. И встал справа-сзади от меня, рядом с теми двумя милиционерами!

С его стороны это было грубейшее нарушение Устава и всех мыслимых инструкции по охране должностного лица. И, тем не менее – всё, Патриарх прямо передо мной. На расстоянии вытянутой руки. Согласитесь - это было чудо!

- Ваше Святейшество, благословите нашу православную газету, - торопливо, сильно волнуясь, протараторил я.

Алексий Второй остановился, спокойно и внимательно посмотрел на меня и, наверное, помолился. Повисла недолгая пауза.

А затем решительно, почти нараспев, произнёс:

- Благословляю!

Сел в машину и стремительно уехал…

Радостный и вдохновлённый, с осознанием свершившейся огромной удачи, я пошёл набирать святую Крещенскую водичку!


БЛАГАЯ ПОДСКАЗКА ОТЦА ИЕРОНИМА

Приехав домой, сразу кинулся к телефону благодарить батюшку.
Но, мою радость омрачала небольшая "тучка" - как же теперь формулировать строчку в "шапке" газеты? Печатается по чьему благословению? Получается, я должен буду убрать упоминание о владыке Прокле. Но, я же его этим обижу! Как быть?

- А ты пиши обоих, - весело и легко разрешил проблему отец Иероним.

Я так и поступил. Получилось красиво и солидно...


ДЕФОЛТ-98. ЖУТКИЙ ГАЗЕТНЫЙ ДОЛГ.

Беда налетела внезапно.

Однажды вызывает меня директор типографии С.В.Иконников и сообщает, что вынужден примерно в полтора раза увеличить стоимость услуг. Причина – резкое удорожание стоимости огромных импортных металлических фотопластин из-за обрушения курса рубля.

То был печально знаменитый дефолт Правительства России 1998 года. Произошёл он на середине подписного периода и денег взять было уже неоткуда. Но компромисс был найден – тиражи печатаются в долг, а в следующую подписку я подниму цены. Так родилась моя задолженность перед типографией.

Конечно, данная ситуация являлась форс-мажорной и давала мне полное юридическое право газету немедленно закрыть. Но как можно закрыть своё детище? Ведь газета была, по сути, моим первым ребёнком!

При новой подписке я поднял цену, но народ стал меньше подписываться. В итоге, сумма сбора денег осталась прежней, недостаточной для оплаты услуг типографии.

Прошло ещё полгода. Долг «переполз» дальше, на новый подписной период, но всему есть предел. Статус индивидуального предпринимателя обязывал меня отвечать по долгам всем моим имуществом. А имуществом этим, кроме компьютера, являлась моя старенькая однокомнатная квартира, в которой кроме меня уже жила моя жена с нашим новорождённым сыном.

Поэтому, чтобы не оказаться всем троим на подоконнике у тёщи, пришлось принимать решительные меры: написал примерно 300 (!) писем по адресам московских предпринимателей – 150 отправил по почте, а остальные две недели разносил по Москве сам. И если бы не милостивое отношение ко мне наместника Новоспасского монастыря архимандрита Алексия (Фролова), то жить мне там пришлось бы на вокзале (архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) почил в 2013г. – авт.).

Тем временем, результат всей беготни по Москве оказался равен нулю. В лучшем случае, после долгих моих уговоров, из приёмной Самого спускалась Его элегантная секретарша, игривым движением руки забирала моё письмо и, обворожительно улыбаясь, взлетала в прозрачном лифте куда-то в поднебесье.

Двадцать тысяч рублей не нашлось ни в Газпроме, ни в Лукойле, нигде…

***

Вернувшись домой, отправился в епархию, к правящему архиерею.
 
- Владыка, по церковным правилам нельзя идти к царю через голову епископа. Благословите сходить к губернатору!

Архиерей улыбнулся.

- Ну, сходи, - спокойно ответил он мне.

Я был уверен, что Ю.Ф.Горячев мне откажет, и только тогда с чистой совестью газету закрою. И я быстро записался на приём к «Фролычу».


НЕОЖИДАННАЯ ПОМОЩЬ ГЛАВНОГО КОММУНИСТА

Примерно через три месяца раздаётся телефонный звонок – мне назначена дата приёма у губернатора.

Когда я вошёл в кабинет, Юрий Фролович с порога стал меня ругать:

- Сергей, ну где ты был раньше, почему сразу ко мне не пришёл?!
– Да вот… по Москве ходил…, - понуро опустив голову, ответил я.

Он с досадой, энергично махнул рукой.

- Сколько тебе надо?
- Двадцать тысяч, Юрий Фролович.
- Двадцать пять хватит?
- Хватит, – скромно ответил я и вновь потупил свой, теперь уже счастливый, взор.

Рука губернатора потянулась к радиотелефону. Его длинная антенна возвышалась у стены, слева от стола. Развернул где-то на дороге своего заместителя по экономике В.Т.Чая и попросил срочно приехать. Мы же, дожидаясь его приезда, принялись пить чай.

Я "ненавязчиво" достал свой подарок - складень с образом Георгия Победоносца и две книжицы - житие святого Георгия и о том, как подготовиться к Причастию.

- Знаешь, Сергей, - задумчиво сказал Юрий Фролович, внимательно разглядывая в своих руках святой образ, - а ведь я не крещён.

Не спеша пролистал обе книги.

- Давай, я их у себя в комнате поставлю, -  он подчёркнуто уважительно взял мои подарки и отнёс в свою комнату отдыха, что располагалась прямо за стеной кабинета.

Устав от безденежья, я попросил его также взять нашу газету на финансирование из областного бюджета. Совсем! Полностью!

«Фролыч» неожиданно поддержал и это…

***

Когда подъехал Владимир Тигранович, Горячев дал ему два поручения: подготовить проект Постановления губернатора об оказании материальной помощи газете, и другой проект – о взятии на областной бюджет самой газеты «Православный Симбирск».

Это была весна 2000 года. Впереди были очередные губернаторские выборы, и Юрий Фролович был абсолютно уверен в своём очередном успехе. Фигура генерала В.Шаманова – будущего победителя выборов 2000г. в Ульяновске, появится на местном политическом горизонте лишь летом. Поэтому, никто мне не ставил никаких условий – я мог просто встать и уйти.

Когда мы с Владимиром Тиграновичем вышли из кабинета губернатора, я подумал – православная газета, а в составе учредителей нет местной епархии, нехорошо. Сказал об этом Чае и тот быстро связался с владыкой Проклом – в итоге вопрос об участии епархии решился сразу.

И это стало ещё одним маленьким чудом: в Ульяновске – эпицентре ленинизма, некрещёный губернатор – коммунист, бывший первый секретарь обкома КПСС, к тому же – приёмный сын мусульманской семьи, женатый на мусульманке, берёт православную газету на бюджетное финансирование!

В итоге, Ю.Ф.Горячев (скончался в 2010г. – авт.) своё слово сдержал – долг перед типографией был закрыт, газета сменила форму собственности, а я из хозяина СМИ добровольно превратился в наёмного госчиновника-редактора. Правда, пришлось отказаться от общероссийской подписки.

Остальное решалось проще: в гостинице «Советской» нашлось подходящее помещение, быстро закупили нужное оборудование, и я набрал штат людей, некоторые из которых работают в газете и сегодня.   


МНОГАЯ ЛЕТА!..

О том времени, в моих воспоминаниях, осталась огромная радость – я занимался любимым делом, причём абсолютно богоугодным, а государство за это ещё платило мне деньги! Ну, не счастье ли это?!

Очень приятно, что для нашего православного сообщества газета «Православный Симбирск» оказалась востребована. Она в него «вросла», прижилась и заняла свою особую нишу, в которой себя чувствуют уютно и священник, и уже опытный мирянин, и молодой горячий неофит.

Тем же людям, которые приложили свои таланты, силы и время к сохранению и развитию газеты, я хочу выразить свою огромную признательность и благодарность!

Спаси вас Господи!

Сергей Серюбин, староста храма св.Михаила Архангела, Архистратига Божия
01 декабря 2016г.

г.Ульяновск (Симбирск)

Опубликовано в «Православном Симбирске» со значительными сокращениями.
https://vk.com/prav_sim
(текст переработан и дополнен 26.02.2023г.)
https://www.youtube.com/watch?v=bpegXtfH-bE


Опубликовано на портале "Православие.ру" (07 03 2023г.) https://pravoslavie.ru/151340.html