Страсти по Одессе. В моменте..

Мария Владимировна Романова
Страсти по Одессе . В моменте.

Читая Дневник.  1993 год

"... есть такие моменты, которые нужно просто пережить, переесть, переспать, переныть..."


     Мы жили в СССР ;    трудились , сочувствовали трудящимся угнетенного запада, требовали "Свободу Анджеле Дэвис!" , строили БАМ. Как бы то ни было, что бы потом ни говорили диссиденты и отморозки разного разлива , но по прошествии многих лет и испытаний, пережитых нами, наконец то пришло осознание - то было лучшее, что с нами могло произойти . Мы жили полным дыханием, не собирая крохи с барского стола. Помнили и знали - человек это звучит гордо. Ходили в отпуск, ездили по туристическим путёвкам, благо Родина наша была огромной и все траты нам были по карману.
     Затем пришел Горбачев и принес с собой предательство Павлика Морозова. Наша жизнь стала ухудшаться, уводя нас с праздника жизни куда то в темный хаос хуторянства.
     Началось медленное, но такое уверенное самоуничтожение нас всех .
     Моя последняя поездка, мой последний отпуск, с выездом куда то по путевке, пришелся на 1993 год в Одессу.
     Попробую повспоминать.
     Мне было лет как и Христу. Тридцать три.  Самая моя женская пора. Я как то краше стала, на меня оглядывались мужчины, слышала восторги. Влюбленности, мысли. Хотя и сложности стали возникать в наших жизнях, все таки была вера в лучшее, мерещился свет в конце тоннеля. Хотелось просто жить, запивая воздух огромными глотками какой то всеобъемлющей надежды, замешанной на незамутненной радости.
     Зарплату нам платили плохо тогда, кусками и мало. Экономить приходилось на всем, где уж та ширь ,  что ранее была - едь куда хочу, покупай сколько надо, деньги есть. Моя зарплата в СССР была 130 рублей, это по тогдашним меркам было много . А в суверенной Украине появилась гривна, и та частями , или вовсе не платили. Куда уж до поездок .... На работе была путевка профсоюзная и начальник мне говорит: езжай, потом меня вспомнишь . Ещё и помощь посулил дать. Вобщем , заставил и я написала заявление на отпуск и на помощь .
     И вот я на вокзале. Вечер, сажусь в поезд. Тогда все было не страшно. Не страшно ехать одной, не страшно что вечер.
     Всего ночь и ранним утром я в Одессе на платформе вокзала . Вроде как и расстояние недалёкое, всего то ночь пути, а как в другой стране я оказалась. Толпа ....толпа ..... Носятся носильщики с тележками, все толкаются. И главное речь местных, как из кино. "Ше; такое?" - с певучим тягучим одесским говорком. В толпе, в магазине, кругом, даже интеллигентные экскурсоводы , рассказывая нам о Порто Франко , тогдашней Одессе  и Мишке Япончике, употребляли свои лихие обороты в речи. Одессит он во всем одессит. Нагловатый, портовый, влюбленный в свою Одессу, фарцовщик, хитрован.
     А мы из закрытого города, где был Южмаш и где проектировались космические корабли . Где был широкий Днепр. Начитанные интеллигенты, застенчивые, скромные трудяги. Все это было для нас чудно, необычно. Ну да ладно .
     Вышла я на привокзальную площадь, спросила как доехать до какой то линии, села на трамвай и вот я уже в пансионате. А на дворе конец октября, погоды стояли прохладные у нас, в Одессе же теплее было, солнечных дней больше. Денег было в обмаль, на подарки не потратить . Никуда особо не сходить и не поехать. Лишь две экскурсии приобрела, да на поход в театр хватило. Возили нас по старой Одессе, по местам Япончика. Показывали Одесскую тюрьму , Потемкинскую лестницу. Одесса меня не впечатлила - ожидала большего от Дерибасовской. Вышло какая то большая сельская улица с грязными дворами. Да и лестница обычная. Это стараниями и талантом Сергея Эйзенштейна в фильме Броненосец Потемкин она нам показалась мощной, особенно с летящей куда то вниз детской коляской.
     Вот море ..... Море впечатлило . Наш пансионат был расположен в трёх минутах ходьбы от пляжа, и все наши грустные дни мы проводили у моря. Несколько дней было настолько тепло, что мы лежали на шезлонгах, обратя свои лица к солнцу. 
     Раз, правда, наэкономив, я купила билет в оперный театр , и собрав группу, автобусом нас повезли. Сам спектакль уже не помню. Театр красивый, и внешне и внутренне, но чтобы уж так, как описывают, ничего такого особенного не узрела. Запомнилось, в моменте, чудно.... Впереди сидели несколько человек, как мы поняли, из какого то посольства. С ними маленькая девочка в белом платье, как невеста, и красивым белым бантом в темных волосах. Ребенок, но вела себя очень достойно , как сформировавшийся взрослый человек. Не прыгала, не скакала, не крутилась ,  как делали бы другие дети. Очень важно и достойно сидела и внимательно слушала оперу .
     Это было удивительно !
     Ещё запомнилась подсоленная вода в кранах, кожа лица моего и рук стала сухой, потрескавшейся. Даже крем для рук мало помогал.
     Вернёмся же к морю. Я нашла для себя очень приятное времяпрепровождение. Сидела  на лавочке , смотрела  на море во время  полного штиля. Оно  было ровное и спокойное, недвижимое.  Небо вверху приятного нежно голубого цвета. Горизонт выглядел как ровно прочерченная линия, без малейшего колебания. Я сидела, отключив сознание, ничего не видя вокруг. В редкие моменты мне казалось, что там, за горизонтом, проступают очертания чужой турецкой земли. Это было сродни медитации. Море успокаивало. Хотелось в таком состоянии сидеть не двигаясь годами. Но море может быть и другим. Целая неделя моего пребывания из всего 24 дней, была испорчена штормом. Так как здание пансионата было рядом с морем, ночами я не могла уснуть от шума. Мне казалось , что шторм внутри меня, его вдруг стало так много, этот гул был настолько напористым и громким, что даже возникло состояние истерии.
     Слава Богу что все не вечно под солнцем. Шторм прошел, вернулся штиль .
      Из неприятного. Впервые на лавочке ,а затем и в трамвае, от шарахнувшихся пассажиров, когда мгновенно половина салона стала пустой, я услышала и увидела сидящего человека, по которому ползали клопы. Это была Одесса, портовый город, пристанище иностранных торговых кораблей. У нас такого априори и быть не могло .
     В самый последний день , когда вечером уже меня ждал вокзал и поезд, и в мыслях своих я ехала уже домой, решила провести последние часы в Одессе на берегу. Я знала что больше сюда уже не приеду, хотелось взглядом сфотографировать и сохранить в сердце на память море, чайки над волнами, запахи неповторимые, которые бывают лишь у моря . Ко мне подсел мужчина. Он был в спортивном костюме , высокий, просто громоздкий, с громким сильным мужским голосом и маленькой собачкой, тогда ещё редкой породы  -  пикинес, по имени Баксик.  Сел и вдруг стал ужасно близким и родным. Мы говорили и говорили, я рассказала о себе, кто я и откуда. Он о себе. Что капитан дальнего плавания, в разводе с женой, что сын есть взрослый. А жена живёт с другим мужчиной и она больна. Ей нужно помогать.  И что с Баксиком сейчас на даче друга, где то в двух шагах от моего пансионата. Говорили о многом и обо всем. Я, хотя мне и было целых 33 года, все же сохранила в себе детскую задумчивость, невзрослость внутри себя и во взгляде. Да в принципе, я и была такой, застенчивой, зачарованной, мечтательной , начитанной девочкой. Его поразило мое знание всего , что он предлагал в разговоре. В итоге, и он и я, мы ощутили такую притягательность друг к другу. Он взялся проводить меня, до самого поезда, затем сидел ещё в купе. И сказал, что странно как .. впервые в его жизни ему не хотелось расставаться. Взял мой адрес и дал мне свой. И мы договорились писать друг к другу письма, в надежде встретиться потом. Он должен был уходить куда то в далёкое плавание с грузом, и обещал привезти в подарок настоящие коралловые бусы. Я тоже ощутила рядом с ним и защищённость, и какое то приятное отношение ко мне,  отца к ребенку. Никаких поцелуев или чего то недозволенного. Просто что то произошло невидимое, как будто две души узнали друг друга. 
     Когда я вернулась домой, рассказывала долго маме. Ей он понравился сразу. Писем от него не было. А я ждала. Верила, что сейчас где то в Индийском океане, вот вернётся..... Но время шло. Я думаю, причиной тому была большая разница в возрасте. Мужчина просто не захотел грузить собой другого человека, предвидя заранее многое.  Имя его было Владимир.
     Как знать, отчего так а не иначе. Ангелам моим хранителям наверное виднее.


С прощенным всех воскресением!!!!

26 февраля 2023 г.










_________________________________
Порто-франко (Одесса) установлено Высочайшим указом от 16 апреля 1817 г., в г. Одессе, как складочном месте для направления европейских товаров в Синоп. Фактически было введено лишь в 1819 г., после устройства за чертой города таможенных пунктов, и просуществовало, с некоторыми перерывами, до 19 апреля 1859 г.