Великая богиня Гипербореи

Галина Ромадина
Польский путешественник Матвей Меховский в 1517 году сообщал: «За землею, называемою Вяткою стоит Золотая Баба».                Некоторые легенды говорят о том, что большая Золотая Баба стояла на великом торговом пути в слиянии рек Оки и Волги. Проходившие мимо судовладельцы боялись её гнева и усердно молились ей. Она сияла и светилась в лучах солнца и луны. Она считалась благодетельницей, покровительницей и защитницей всех плавающих и путешествующих.
Во втором тысячелетии Христианская религия быстрыми темпами продвигалась на восток. В эти смутные времена Золотая Баба исчезла. Ценность её была огромна.
               
Знаменитого идола пытались разыскать еще новгородцы, которые во время своих походов на Югру, охотно грабили языческие святилища. При покорении Сибири,  Ермак впервые узнал от Строгановского посланца Жаркова о сказочной стране, которая простиралась к северу от Камы. Эта страна называлась Биармия  и лежала она в синеющих предгорьях северо-западного Урала, в верховьях Печоры. Догадки учёных подсказывали, что самое оживлённое городище Биармии находится на месте теперешних Холмогор. Там возвышался величественный храм Юмалы – главного божества биармийцев. Люди утверждали, что стены храма были обложены золотыми и драгоценными камнями, и когда поднималось солнце или светила луна, всё кругом озарялось сказочным сиянием.

Ещё изумительней был украшен истукан (божество в храме), на шее которого сияло тяжёлое золотое ожерелье, а на голове блистал венец из ярких самоцветов. На коленях стояла золотая чаша огромной величины полная серебряных монет. Великолепная сверкающая одежда божества слепила глаза.               
Не раз храм Юмалы подвергался разграблению приезжими торговцами, но тщетно, отчаянные викинги еле уносили ноги, с трудом отбиваясь от атакующей стражи, мечом прокладывали дорогу к своим кораблям.

Золотая Баба – если она существовала в единственном числе, а не воплощалась в нескольких истуканах – сначала находилась в областях к западу от Урала. Затем очутилась за Каменным поясом, в обском лукоморье.

Ермак и его казаки, когда отправлялись в Сибирь, слышали о существовании  Золотой Бабы. Пересекая Каменный пояс в 1582 году, они помимо освоения загадочных земель Зауралья лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.
Когда  они попали в Белогорье на Оби, где располагалось самое почитаемое святилище, расспрашивали местных жителей о Золотой Бабе и выяснили, что она здесь, на Белогорье.

Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века
Ю.Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Он пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».

Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах. В скорости погиб и Ермак.  Так перед гибелью описал Ермака в своём романе Е. Федоров - «Обряженный в войсковые доспехи, статный и могучий, Ермак имел величественный вид. На нём была тяжёлая кольчужная рубаха с синеватыми отливами, сияющая по подолу золотом, и с большими золотыми орлами на груди и спине. (Рубаха от ворота до подолу два аршина, а в плечах аршин с четвертью). На боку висел булатный меч с крыжом, усыпанный драгоценными камнями, на плечах – пышная соболья шуба с царского плеча».
 
  Сюда же, в Белогорское святилище, после гибели Ермака принесли и положили к ногам Золотой Бабы снятую с покорителя Сибири  окованную золоченой медью кольчугу – подарок царя, по преданию, ставший причиной его гибели. Переплывая реку, спасаясь от преследования, кольчуга затянула раненого Ермака на дно реки. В Святилище, где хранились свято-таинственные ценности,  мог  заходить один из старейших шаманов для свершения своевременных таинств. Непрошенные «гости» строго наказывались.

После прихода Ермака в Сибирь священную Золотую Бабу тщательно скрывали в неведомых тайниках близ низовьев Оби. А дальнейший маршрут, по которому на протяжении столетий «перемещался» идол, по одной из версий, лежит от берега реки Кызым к Тазовской губе, а оттуда перенесли на горное плато Путорана на Таймыре…, но это только предположения.

Таинственная Золотая Баба до сих пор составляет одну из загадок истории. Рассказывают, что Великая Богиня Гипербореи надежно спрятана в подземной сокровищнице и секрет ее местонахождения передается из поколения в поколение хантскими  шаманами вместе с древними тайными знаниями их народа.
               
Одному из уфологов в наше время пришлось побывать с экспедицией на Северном Урале, в местах, где, по мнению исследователя, прошёл Путь Золотой Бабы, скрывающийся от преследования христиан.
 
 Жители одной забытой деревеньки по рассказам их дедов поведали, что однажды через их деревню прошёл странный отряд дюжих молодцев.  Впереди восемь человек несли длинные носилки с чем-то очень тяжёлым, тщательно укрытым. Пройдя нескольких  десятков  метров, носильщики менялись. Шли они глухими просёлочными дорогами и скрылись в лесу. Куда они держали путь, - не известно. Они прошли, молча, не показывая своего лица.
 
Общаясь с оленеводами, члены экспедиции узнали много интересных историй, связанных с Золотой Бабой. На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. Оленевод рассказал, что перегоняя летом  свои стада по Уральскому хребту, они до последнего времени близко не подходят к горе. «Давным-давно ходить к горе нельзя, - рассказывает оленевод, - кто ходит там хварает долго и умирает, так сказывали старые люди. А ещё говорили, что там Золотая Баба. Страшно было близко ходить. Баба громко кричала страшным голосом».
                Рядом с горой Манья-Тумп возвышается ещё одна гора Койп. У подножья горы лежит почти круглое озеро, а на его берегу лежат покрытые лишайником глыбы, по которым можно угадать остатки тайного святилища. Перегоняя стада, оленеводы заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырёхугольной, вырубленной будто бы людьми, гранитной плите.
                Есть ещё одно место, где слышится страшный крик Золотой бабы. Это гора Отортен -  самая высокая точка Урала. Здесь в 1959 году погибла группа лыжников Уральского политехнического института. Некоторые члены комиссии, проводившие расследование этой трагедии, считали, что причиной страшной смерти молодых людей, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.
                Что могло издавать такие убийственные звуки? Герберштейн Сигизмунд (1486 -1566) - немецкий барон, дипломат и путешественник писал о таинственных трубах, окружающих изваяние Золотой Бабы. А возможно эти трубы были в виде раковины, отличительным признаком которых были завитки, расположенные по движению часовой стрелки. Трубы обладали чудодейственным свойством: когда в них трубили, или задувал ветер, изваяние начинало излучать сияние, облекающее богиню таинственным светом и издавать невиданные звуки.
                Что же заставило пермяков перенести свою золотую святыню на восток, в ледяное лукоморье? Золотой Бабе угрожали новгородцы, искавшие добычу в языческих святилищах. Поэтому вполне допустимо, что лесные волхвы были вынуждены прятать Золотую Бабу с её волшебными трубами то в пещере на Сосьве, то в дремучем лесу на берегах Ковды, пока не нашли наиболее недоступное место в обском устье. В качестве последнего пристанища называют три трудно - доступные уголка России: низовье Оби, верховье Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана. А может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике Уральских гор?

На Северном Урале есть очень давнее предание о Золотой Бабе. Это изваяние древней славянской богини Лады, которое находилось на капище в районе Ладожского озера. Когда наступила ночь Сварога, и началась насильственная христианизация в западных регионах с уничтожением огнем и мечом язычников и всех атрибутов веры, то волхвы перетащили Ладу на Северный Урал. Там она находилась видимо довольно долго, несколько веков. Пещер много под Уральскими горами - самыми древними в мире - спрятать есть где. У богини Лады были хранители. Возможно, что скульптура была не из золота вовсе, а из меди и со временем позеленела. Это и есть Медной горы Хозяйка. Золотую бабу искали на Северном Урале многие, в том числе Ермак, но так и не нашли. Когда Урал вошел в состав России и начал активно осваиваться, то богиню Ладу перетащили на плато Путорана, или под плато.
Действительно есть легенда, что в XVII веке сюда с верховьев Оби пришел отряд хантов. В нем были только мужчины-воины. Спрятать здесь можно  все что угодно, хоть несколько дивизий. Никто не найдет. Теперь Лада-Золотая Баба стала сокровищем эвенков.

Ходят слухи что на плато Путорана перетащили золото Колчака, что здесь  в одном из поселков видели дольмены, в другом какие-то входы в таинственные пещеры, в третьем бронзовые ворота Александра Македонского, есть древние капища само собой. В общем плато Путорана – это, наверное, самое неизученное место на карте России. Потому ни опровергнуть, ни подтвердить. Ходят также рассказы о "диких" эвенках. Это племена, живущие по своим древним обычаям, не имеющие никакого контакта с внешним миром, никаких паспортов и т.д. Затерянный мир, "неучтён". Они раньше прятались от воинственных якутов, а потом от русских казаков. Норильские исследователи считают, что именно эти дикие эвенки и охраняют Золотую Бабу.

Кто такой Гербенштейн?                Герберштейн Сигизмунд во главе дипломатической миссии императора Максимилиана I  посетил Россию в 1516, а в 1523 -1527   коалиции государств,  для борьбы с турками, безуспешно добивался мира между Россией и Польшей, настаивая на передаче Польше Смоленска.                Герберштейн - автор «Записок о Московитских делах», содержавших географическое  описание  России и характеристику её экономического  уровня,  быта и религии, а также истории России с древнейших времён. Он так же имел большой интерес к месту нахождения «Золотой бабы», но на путешествия по Сибири ему был наложен запрет.

Герберштейн  стремился "к исследованию и обнаружению истины", возрождая традиции римлян по поручению властей подробно описывать обычаи, склад жизни и государственного устройства посещаемых стран. В своей работе он писал: "Если бы это установление соблюдалось людьми нашего поколения или нашими близкими предшественниками, то мы имели бы, вероятно, в истории более света, и, во всяком случае, менее суетности".
Во все времена и по сей день, Россия интересна иностранцам и её загадочные просторы не давали и не дают покоя властителям многих  государств.