Прощёное Воскресение

Вячеслав Костюченко
Знания, которые Тебе дали просто так - подобны поклаже в корзине, Знания, которые Ты осознал Сам - становятся самой корзиной.

Как-то раз, уже довольно-таки давно, один мой Друг влюбился и… решил Жениться. Дело, что тут скажешь, хорошее. А девушка, ну ни в сказке сказать, ни пером описать – красавица! Да мало того, дочь Православного Батюшки)))
В общем, поехал я поздравлять молодых.

С самой ранней юности у меня уже было достаточно точное понимание того, что в нашем с Вами Мире не происходит ни одной случайной встречи, и хотя суждения мои были, порой, во многом категоричны, а характер весьма темпераментен, я с жадностью старался впитывать в себя мудрость всех предшествующих поколений.
Встреча с Отцом Владимиром тоже мне была уготована свыше, как и общение с умнейшими Раввинами, Буддистскими монахами, людьми, глубоко понимающими Исламскую Традицию, яркими представителями Ведических знаний.

Ну, свадьба дело такое, стол, веселье, вино, в вине остановиться непросто, ибо я далёк от праведника и частенько поддаюсь искушениям плоти своей))) Так вот, после рюмки другой, мой далеко не сформировавшийся к тому времени ум начал приставать к Батюшке с вопросами)))

Почему! Почему в Прощенное Воскресение традиция предписывает отвечать: - Бог простит! Человек же, в данном случае, просит прощения у конкретного Человека, при чем тут Бог то? Что другой Человек не может взять на себя ответственность и простить? Трудно ему что-ли!? Или он просто не хочет прощать и от Души посылает, к Богу! Но, ведь если мы будем разбирать христианскую традицию, то в ней прямо сказано - власть прощать имеет любой Человек:

При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Мтф. 9,4-8

Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мтф. 6,14–15

Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.
Мтф.18,21–22

Причём и понимание, и знание об этой силе Человеческого прощения имеют глубочайшие корни:

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Мтф. 5,17-19

На что, улыбнувшись, Батюшка мне и ответил: На сегодняшний день, Ты, подчас, весьма поверхностно смотришь на вещи, далеко не всегда понимая всей глубины сказанного Тебе. Если Человек сам, по своей Природе ли, проделав ли большую над собой Духовную работу, чист и светел, то он не может не простить. Ответ - Бог простит, это констатация того что, Бог, его сущность, проявленная в Человеке, всегда простит, если видит Твою неподдельную искренность и Твоё раскаяние. В одном Человеке Бога много, в другом – Его не достает… ну чтож Бог терпелив, у него нет недостатка во времени чтобы научить наши Души и сделать их совершенными, подобными Свету.

Далеко не сразу понял я то, насколько мудр и терпелив был Отец Владимир ко мне, насколько много Бога живет в его Сердце и его Душе.

Практически в любой Традиции мы с Вами, внимательно изучая, сможем увидеть насколько важна сила покаяния и сила прощения.

В одной из древнейших и трепетно сохранённых Иудейской Традиции Божественный суд – это самое высшее что только может быть. Если вы раскаялись искренне и чистосердечно, Бог аннулирует ваш грех, как будто вы его вовсе не совершали.
Конечно, извиняться мы должны не формально, а искренне, от всей души. И при этом условии нас, скорее всего, простят. По еврейскому закону, вы обязаны просить прощения до трех раз. И если в вас говорит сама Душа, но и на третий раз вас отказываются простить, можете считать, что Вы исполнили свой долг в полном объёме. О том, как следует действовать дальше, еврейский закон также дает ряд предписаний, изложенных в Шулхан Арухе. Ведь, согласно канонам иудаизма, Человек должен не только просить прощения, но и сам уметь простить.

Обязан ли я простить всех, кто меня обидел?
Обязательно! В молитве, которую каждый еврей читает перед сном, есть такие слова: «Я прощаю каждого, кто меня обидел». То есть, вечером, подводя итог дня, мы должны постараться искренне простить всех, кто нанес нам обиду.
В Талмуде рассказывается такая история. Рабби Аба увидел, как усталый путник переходит через дорогу, заходит в сарай, прислоняется к полуразрушенной, грозящей обвалиться стене и погружается в сон. К этому человеку подползает змея и хочет ужалить, но в этот момент в сарай врывается дикий зверь, затаптывая змею. Человек просыпается, выходит из сарая, и в ту же секунду стена с грохотом обваливается. Рабби Аба спрашивает его: - На моих глазах Бог совершил ради Тебя два чуда. Чем ты заслужил это? Тот отвечает: - Каждый день я прощаю каждого, кто меня обидел. И не только прощаю, но еще и стараюсь сделать ему добро.
Когда мы прощаем обидчика, мы показываем Богу: - Видишь, Всевышний, этот Человек передо мной виноват, но я его прощаю. А потому и Ты прости меня!

На эту тему есть одна древняя притча: Одна семья, жившая в деревне, перед Йом Кипуром отправилась в город, чтобы провести этот день вместе с большой еврейской общиной. По дороге семья остановилась, чтобы сделать трапезу, которую положено устраивать перед Йом Кипуром. Отец закончил трапезу раньше и сказал сыновьям: - Я пока пойду пешком, а вы как закончите – догоните меня на лошади, и я сяду к вам в телегу. Он отправился в путь, затем устал, сел на обочине дороги и заснул. Проснувшись, он увидел, что уже стемнело, наступил Йом Кипур, а сыновья забыли и уехали без него! Поднял он руки и воскликнул: - Отец, Царь! Я имею полное право обидеться на своих сыновей. Но я их прощаю, ведь они дети мои! И я прошу Тебя сделать то же самое – простить Твоих детей, Твой народ!

В Талмуде говорится: Человеку, который преодолеет свои природные склонности и простит, простятся и все грехи его.

В иудаизме так же учат, что нет такой власти, дополняющей или заменяющей Небесного Отца, которая может даровать нам прощение от наших грехов. Вместо этого требуется, чтобы прощение попросили и даровали вовлеченные стороны.
Что делает греховность, и почему необходимо прощение и Человеком, и Богом? Один из ответов заключается в том, что греховность нарушает нашу жизнь и в то же время разрушает отношения с Людьми и с Богом! Это слишком тяжелая ноша.

Но существует ли больше, чем один вид прощения? Да, конечно, и самым основным является мехила со стороны обиженного. В ответ на идею о том, что мехила может быть дарована только в том случае, если она заслужена, можно дать краткое «нет». Это основа еврейского понятия прощения, точно также как воздержание от греха служит основой еврейского понятия покаяния. Мехила дается, чтобы простить задолженность, отказаться от притязания. Это не поступок сердца. Ее можно сравнить с помилованием. Преступление остается. Долг прощен. Но обидчик должен быть искренним в своем покаянии и испытывать сожаление. Тогда Человек которого обидели обязан простить.

Следующий вид прощения называется слиха. Это поступок сердца. Она достигает более глубокого понимания грешника и обретения эмпатии по отношению к невзгодам другого. Ее можно сравнить с актом милосердия, а не с актом благодати.

Последний тип прощения называется искуплением. В переводе на еврейский – капара. Его также называют очищением, и слово для этого – тахора. Это полное избавление от греховности, реальное очищение. Капара дается Богом, Божественным Сознанием.

О тесно связанной с этой темой теме мести в Талмуде говорится, что нам никогда не следует мстить или держать обиду на членов нашего народа; мы должны любить наших ближних и самих себя (Левит 19:18). Недопустимо клеветать или унижать других при наличии любого мотива к мести. Доброта служит главным обязательством в иудейской культуре. Нам следует забывать и прощать.

В Исламской Традиции так же очень большое внимание уделено раскаянию и прощению.

Аль-Гафур: Всепрощающий. Это имя встречается в Коране более семидесяти раз. В переводе с арабского это имя также означает «покрытие», т.е. скрыть, простить, помиловать. Всевышнему присущи все эти качества, Всемилостивый Создатель скрывает грехи Людей, прощает и наставляет их на истинный путь. В Священном Коране говорится, что нет греха, который бы не простил Людям Всевышний, если раскаяние Человека искреннее. Людям просто необходимо обратиться к Господу, чтобы заслужить Его прощение.

Ар-Рахман и Ар- Рахим : Милосердный и Сострадательный. Эти имена являются наиболее частыми в Коране. Ар-Рахман упоминается 57 раз, и Ар-Рахим упоминается 115 раз. Эти имена говорят нам о том, что милость Господа всеобъемлюща, в изобилии. Всевышний Аллах любящий и Милосердный.

Коран учит всех Мусульман, что Всевышний Аллах - Судья и Он наказывает, но Его милость опережает Его наказание. Создатель Справедливый и не наказывает Людей чрезмерно. И если Он пожелает простить любого грешника, то простит, какие бы тяжкие грехи он не совершал. Его милость не ограничена, и Его любовь бесконечна.
Есть много сур в Коране и изречениях Пророка Мухаммада о любви Господа, Его милости и прощении. В одной из молитв, которым Пророк научил всех Мусульман, говорится: - О Аллах, ты Прощающий, ты любишь прощение, так прости же меня.

Верующий ищет оправдание для брата своего, а лицемер ищет его вину.

- О, Аллах, я не прощаю их ради них самих, я прощаю их в знак благодарности, что я не из их числа. Я простил их из моей любви к Тебе. Я простил их, потому что я знаю, что Ты любишь, когда рабы Твои милостивы к другим, и я хочу быть из тех, которых Ты любишь. И даже если есть в моем сердце желание отомстить им, я оставлю это ради Тебя, и я прощаю их зло.

Прощать своих обидчиков, тех, кто причиняет нам боль, очень важно для Человека, называющего себя мусульманином, потому как это является основой исламского вероучения. Великий шейх Хасан Афанди говорил своему сыну: - Если тебе плюнут в лицо или дадут пощечину, и ты им ответишь тем же, ты мне не сын.

Сегодня в соответствии с очень древней Традицией идёт Прощённое Воскресение. И по сему, Друзья мои, Простите меня за обиды вольные и не вольные! Ибо всё что я когда-либо делал неразумного, глупого, недальновидного и поспешного – делал не со зла и не по злому умыслу, а по непониманию, неразумению, своему, а иногда и по горячности своей.

Крепко обнимаю Всех Вас, Мои Друзья, и желаю каждому из Вас Огромнейшего Счастья! Крепкого Здоровья! Любви! Радости! Удачи! Успеха! Долгих лет Жизни и Благополучия!

С уважением, Вячеслав.