Переписка с Незнакомцем из Интернета

Дарья Панкова
     Часто, чтобы понять свою мысль, надо произнести её вслух или написать на бумаге. Лицом к лицу лица не увидать, но мнение постороннего человека иногда освещает углы самой тёмной комнаты.
     Переписка с Незнакомцем началась с обычного комментария и продолжалась две недели. Получилась серия заметок-размышлений «Переписка с Незнакомцем из Интернета».
     Сообщения Незнакомца были короткими, ставящими в тупик, они заставляли задуматься, переосмыслить, нарушали спокойное течение жизни. Но, самое главное — я хотела исповедаться, найти понимание и научиться понимать. Незнакомец оказался Человеком в поезде — он возник и пропал.

Д Е Н Ь 1

Незнакомец
Где нет любви, там боль, разочарование, страх. Как отличить любовь от вспыхнувшей вдруг страсти? Или страсть – это разновидность любви? Но страсть может навредить и разрушить, Истинная любовь – никогда. Страсть – это страдание. Дословно. А разве любовь может быть страданием? Там, где любовь, никто не страдает, где любовь – только блаженство.

Ответ
Согласна, страсть — не любовь! Болезнь, наваждение, "любой ценой", перешагивая через всё. Любовь может быть безответной, блаженства в этом случае немного, а боли и страданий хватает.

Д Е Н Ь 2

Незнакомец
Вы путаете или просто не понимаете смысла любви. Страсть – это наше славянское слово, дословно – страдание. Любовь страданий не приносит.

Ответ
Хотела полушутя-полусерьёзно вступить в беседу, но не получилось. Страдания страданиям – рознь. Кто-то страдает, что у соседа более красивая жена, шикарная машина, кто-то умней, успешней, значительней.
А если у вас погиб друг? Если болеет, очень болеет мать? Если ваш ребёнок, вопреки вашей любви, искренней, всепоглощающей и безусловной приближается к границе Добра и Зла и выбирает второе? А если ваша любовь – рабство? Как определить эти страдания?
Страсти, страдания – однозначного определения этим словам нет. Это может быть очищением, прозрением, чистой слезой, а может быть и наказанием, мукой, грехом.
Я уже писала, что страсть (в этом контексте) – болезнь, неконтролируемая, требующая удовлетворения любой ценой, это эгоизм, где главное – «Я хочу».
Любовь – очень осторожное, уважительное чувство, когда хочется сделать всё, чтобы любимому человеку было хорошо, хочется растаять от нежности, подарить ему весь мир.

Д Е Н Ь 3

Незнакомец
Если кого-то беспокоит чужая, более красивая жена или более оплачиваемая должность – это зависть. Если умер друг – это однозначно горе, как и болезнь матери. Если ваш ребенок склоняется к стороне Зла, то любовь проявляется в приятии его таким.

Ответ
Как безжалостно Вы отсекли от мук страдания — зависть и горе. Страдание не существует отдельно, оно питается нашими переживаниями, эмоциями. Измерить глубину страдания у разных людей невозможно, как и найти все причины этого недуга.
Вы объединяете страдание и страсть в одно понятие, но это невозможно, когда страдаешь — испытываешь боль и терпишь, а страсть съедает человека, убивает рассудок, заглушает нравственность, взращивает эго. В состоянии страсти мы не испытываем страдания, мы на поводке, и у кого он в руках, стоит задуматься.
Мать любит ребёнка любым, любит безусловной святой любовью, но блаженствовать от того, что ребёнок споткнулся, что не хватает сил, чтобы удержать его по эту сторону?
Ах, нет, Вы же о блаженстве приятия его таким! А где же Ваше горе, где страдание, что он погибает? Я хочу верить, что существует любовь без страданий, приносящая только блаженство. Хочу, но не вижу примеров такого счастья.
Даже наше маленькое чудо, наше повторение, которое мы так любим, заставляет нас страдать. Не даёт спать, не ест, болеет, иногда, очень серьёзно, потом вырастает, и «маленькие детки – маленькие бедки, а большие детки – большие бедки».
А сколько любимых мужчин заставляют страдать: хамство, алкоголизм, измены.
Я – за любовь без страданий, за счастье. Надо учиться любить, надо стараться окружать себя любовью, надо дарить любовь своим ближним.
Любовь… Какая она? В чём её сила? Как любить без страданий?

Д Е Н Ь 4

Незнакомец
Для меня Бог — это Высшая Сила и Сила эта Любовь! Научившись любить, я стал находить Бога в каждом, с кем общаюсь. Это дорогого стоит.

Ответ
Слова, слова, слова… Мало того, понятные и не нуждающиеся в подтверждениях и спорах. А как смочь безусловно любить травинку, букашку, ураган, врага?
Маленький ребёнок, пушистый котёнок, восхитительная женщина, божественная музыка… Даже в этом ряду Любовь может быть не всегда. Она многолика. Безусловная Любовь к матери, к своему ребенку — это понятно. А если рядом в метро стоит или сидит пьяный, грязный, дурно пахнущий человек? Сможете ли вы его любить? Это очень тяжёлый труд. Не всегда и не каждый сможет жить по этим заповедям. Я хочу и стараюсь, но не всегда получается. На пути преграды и оковы.
Как можно научиться любить Ближнего?
Как полюбить врага и найти в нём хотя бы искру Божественного?
Как научиться прощать обиды, унижения, преступления?
Как принять Смирение и подставить вторую щеку?

Д Е Н Ь 5

Незнакомец
Как я раньше жил до этого Времени Любви? Желаю каждому познать Истинную Любовь.

Ответ
Опять слова. Не верю, что Ваши. Просто все мы любим повторять умные слова, мысли, интонации. Я понимаю, что все мы в разных Временах, как дети в разных классах. Кто-то читать научился и не его Время решать уравнения. Кто-то пытается сесть на шпагат, а кто-то… — умирающего Лебедя. Вы думаете, что время безусловной Любви должно наступить, когда придет Время? Извините за тавтологию.
Почему мне кажется, что Вы в другом мире? Вы пытаетесь ускользнуть, оставить меня без ответа или знаете, что я не смогу его понять?

Д Е Н Ь 6

Незнакомец
Я не понял вашей мысли. У каждого свой Сценарий.

Ответ
Перечитала, не смогла сказать, что хотела, вот вы и не поняли меня. Ещё одна попытка. Мы не можем чувствовать одинаково, мы — разные. Требовать, желать, чтобы каждый познал Истинную Любовь к себе и ближним — утопия. Вы пишете, что у каждого свой Путь Любви. Согласна. У каждого свое Время, надо учиться, прислушиваться к изменениям, и оно наступит. Надо очень стараться найти и пройти свой Путь к Истинной Любви.
Но как? Я говорю, что это всё слова… Как научиться? Вы, знаете?
Когда-то я хотела научиться прощать. Хотела простить человека, который, как мне казалось, портил мою жизнь, не давал мне стать смиренной, кроткой, любить ближних, из-за которого во мне полыхал гнев, и я знала, что это грех. Я много читала, я хотела узнать, как стать другой, как научиться прощать и любить. Представляла этого человека маленьким, тысячи раз повторяла «прости», тетради исписывала этим словом. Меня хватало максимум на несколько дней. Ничего не менялось.
Мне почти 68 лет, а я даже не вижу Свой Путь. Как научиться не повторять умные, бесполезные слова? Неужели Вы счастливый человек, который смог научиться любить?
Я Вам не верю… Истинная любовь остаётся только в мечтах. Несбыточных.

Д Е Н Ь 7

Незнакомец
Мечты уводят от реальности. К бесплотным мечтам и самолюбованию приплетается зависть, одно из самых энергозатратных и губительных чувств. В мечтах о несбыточном мы тратим драгоценное время жизни и наши внутренние ресурсы, которые даны нам для совсем иных целей… Но это не значит, что вовсе нельзя мечтать! Можно и нужно, главное научиться правильно определить предмет мечтаний. Самосовершенствование в широком смысле, но, в первую очередь, совершенствование Души. Отказ от злобы, раздражения, зависти, лжи и перерождение в любовь, милосердие и душевную чистоту. Отказ от пошлости, мусора, гордыни и себялюбия! Я хочу тратить свою энергию на очищение! Я мечтаю о гармонии внутри себя и вовне!

Ответ
Вы опять не ответили и увели меня по другой дороге.
Мечта — самый прекрасный подарок Создателя! Увести может куда угодно и Вы абсолютно правы, что Самосовершенствование и достижение гармонии должно быть самой важной мечтой. Я согласна с Вами! Но... Мечты о хорошей отметке, о Прекрасном Принце (Прекрасной Принцессе), о новой квартире или большом доме остаются мечтами, и останутся они несбыточными или воплотятся, зависит только от силы нашего желания и наших сил, потраченных для претворения мечты в реальность. Я преклоняюсь перед Её Величеством Логикой и Могуществом Цифр, поэтому очень хочется понять, как мечтать об очищении души? Какие образы, мысли, слова использовать? С чего начинать?

Д Е Н Ь 8

Незнакомец
Хотеть быть хорошим. Для этого в каждый момент времени стараться анализировать состояние души. Стараться не допускать мыслей осуждения, зависти. И каждую свою неправду, плохой поступок, недоброе слово, подлую мысль сознательно компенсировать вдвое большим добром!

Ответ
Это как-то по-детски — "хотеть быть хорошим"! Детям всегда говорила, что надо поступать так, чтобы никого не обидеть, отношение к другим должно быть таким, какого ждёшь для себя. А плохих, злых людей лучше просто игнорировать. Мы — взрослые и мечта — это праздник, это награда за наш путь к ней. Не хотелось бы путать Самосовершенствование с Мечтой. Мечта воздушна, долгожданна, сказочна. Мы мечтаем, и она сбывается, это другая реальность, она позволяет преодолевать расстояния, время, в мечтах можно быть смелым, ловким, можно многое уметь!
Под лежачий камень вода не течёт, чтобы мечта сбылась — надо постараться! А Самосовершенствование — необходимость быть правильным человеком, поступать по совести и этого легче достичь, если уже есть основа — воспитание, если окружают хорошие люди. Всё же мечта — это другое. Анализировать состояние души — очень хорошая привычка и, она должна принести результат. Каждый свой негатив компенсировать большим добром похоже на отрабатывание кармы.
Опять хочу о мечте. Мечта не должна делать кого-то несчастливым, мечтать о причинении кому-то зла — невозможно. Желать зла! Желать всяческих гадостей, но не мечтать о таком! Пусть Мечта остаётся на своем пьедестале. Человечество тысячи лет мечтало о счастье и тысячи лет ломало головы над смыслом жизни. Алые паруса — сбывшаяся Мечта для всех.

Д Е Н Ь 9

Незнакомец
Родители часто пытаются исправить свои ошибки или воплотить свои мечты, используя жизнь ребёнка. Он не должен стать попыткой прожить чужую жизнь.
 
Ответ
Согласна, каждый человек приходит в этот мир исполнить собственный вариант великого спектакля, но рождается он в этой семье, имеет этих родителей и, смею надеяться, будет использовать опыт и традиции этого рода для строительства своей неповторимой жизни, которая станет ещё одним кирпичиком или глыбой в истории семьи.
Уважение к маленькому или уже большому человеку не позволит вторгнуться в личное пространство, нарушить гармонию или жёстко изменить развивающийся сценарий. Подсказать, обсудить, вместе подумать — обязанность старшего, но выбор должен быть свободным.
Жизнь с её сюрпризами надо принимать, как чувствует Душа. Не навреди, не укради, не возжелай…

Д Е Н Ь 10

Незнакомец
Сколько мам, бабушек, пап, дедушек, считающих, что они лучше знают и всё делают любя, имеют право вмешиваться в жизнь и выбор ребёнка!

Ответ
Вы решили, что я пытаюсь влиять на выбор моих детей.
Ни одна из моих дочерей не может мне сказать, что из-за меня у неё что-то пошло не так, не получилось.
На всех поворотных этапах я предоставляла свободу выбора, а если просили совета, тогда обсуждали, причём, я всегда, если не знала или не понимала, то говорила об этом.
Иногда выбор был непростым. Моя старшая внучка, когда я предложила ей заниматься в музыкальной школе, спросила: «А это вместо обычной школы? Нет? Тогда не хочу». Проходит время, она поступает в театральный и, очень искренне, говорит мне, что очень жалко, что я не заставила её учиться музыке!
Но это был её выбор!
Когда моя вторая дочь в первом классе захотела заниматься музыкой, я тоже приняла её решение.
Военный городок за рубежом, музыкальная школа в помещении общеобразовательной школы, инструменты расставлены по классам и очень сложное расписание с учётом занятости кабинетов.
Ко всему, у нас не было своего инструмента!
Чтобы позаниматься, приходилось ходить в школу до начала занятий и сразу после уроков иногда получалось.
Ходили целый год, потом удалось купить пианино.
Пока закончила музыкальную школу, сменила их три (папу нашего постоянно переводили на новое место службы).
Но это был её выбор!

Д Е Н Ь 11

Незнакомец
Если выбор ребёнка отличается от советов ближних, это не причина считать его глупцом или заблудшим.
Задумайтесь, останетесь ли Вы авторитетом в его взрослой жизни?

Ответ
Вы опять о выборе.
Даже когда я считала решения моих дочерей ошибочными, я не пыталась их переубедить, но другие варианты предлагала.
В девятнадцать лет моя дочь влюбилась и решила уйти к любимому.
Я чувствовала, что не поможет мой запрет и объяснения, что она торопится, что жизнь не переписать. Она бы всё равно ушла.
«Разрешить или не разрешить» — такой вопрос для меня не стоял, она знала, что очень огорчает нас и ответственность перед семьёй навсегда останется на мне, я приняла этот груз, а она — свой выбор.
Юношеский максимализм не дал ей понять, какую боль нам пришлось испытать, она была счастлива, отношения наши не изменились.
Институт дочь закончила, всегда старалась доказать, что всё у нее отлично, а когда через восемь лет ушла уже от нелюбимого, семья опять была с ней и мы опять приняли её решение.
А моя младшая оказалась самой мудрой.
Когда у неё родился сын, она решила, что будет для него самым главным человеком и не потому, что мама.
Она знает всех друзей сына, старается, чтобы он был для них авторитетом, для этого знакомит его со всеми новинками, а это современные компьютерные игры, возможности гаджетов, музыкальные направления и многое другое.
Шахматы, гимнастика, футбол, рафтинг — не предел её знаний и советов.
Она авторитет для сына, он считает её самой умной, она может ответить на любой вопрос и сына, и его друзей.
Он ею гордится и, надеюсь, воспользуется её помощью, когда перед ним будет выбор.

Д Е Н Ь 12

Незнакомец
Надо принимать решение ребёнка, он живёт для себя, он — уже личность и, если ошибается, то это его ошибка, его выбор, его урок в жизни.

Ответ
Вы лукавите или проявляете эгоизм, когда пытаетесь утверждать, что жизнь вашего ребёнка не должна вас волновать в силу того, что это его жизнь?
У меня три дочери и взрослая внучка, два правнука и ещё четверо внуков. Я могу различить любовь и эгоизм по отношению к детям.
Когда я укрываю внучку ночью, чтобы ей было тепло, когда я причёсываю её волосы, когда говорю ей, что она самая-самая – это любовь, а не вторжение в её жизнь.
Я хочу, чтобы она запомнила и повторила это потом…
Как-то, уже давно, внуку было года четыре, я пришла в гости к дочери и у нас возник конфликт, она демонстративно ушла к себе в комнату, я тоже хотела уйти.
А этот маленький человек сказал: «Бабушка, мама тебя очень любит, она так старалась, у нас блины, ей же плохо и я её люблю, не уходи, давай пить чай».
Это что?
Он никого не хотел переделать, он любит, он маленький и уже мудрый.
Из-за чего возник конфликт, я даже не помню, а урок моего внука остался навсегда.

Д Е Н Ь 13

Незнакомец
Сколько испорченных жизней из-за того, что мама лучше знает какая профессия должна быть, какая нужна жена или муж!
«Я лучше знаю, я желаю тебе счастья!». Знакомо? Эгоизм!!!
«Я тобой горжусь!» или «Ты меня разочаровал!».
«Ты мой сын (дочь)!", «В нашей семье так не поступают!». Эгоизм!!!

Ответ
Вы опять решили, что я способна вмешиваться в решения моих детей, внуков, близких?
Я никогда даже не пыталась навязать своё мнение.
Можно поговорить о чём-то, можно обсудить ситуацию, но выводы делать необязательно или сообща.
«Я тобой горжусь!» — не всегда собственный эгоизм.
Это поддержка, помощь, это способствует самоутверждению и необходимо каждому, сколько бы мы снисходительно не посмеивались.
И думаем мы в этот момент не о том, что это мой ребенок, мой муж, а: «Какой умный, какой сильный, какая гибкая, решительная, способная!».
Я рада, когда любой человек своими поступками доказывает, что он человек.
Если у семьи существуют традиции — это замечательно.
Кто-то из великих сказал, что общество лишено будущего, если у него нет прошлого. Конечно, эти слова применимы для общества, государства, страны. Семья — маленькое государство, существование традиций доказывает преемственность поколений, их не насаждают, они — история и законы семьи.
«В нашей семье так не поступают!» — не эгоизм, в этих словах гордость за своих предков и свой род, напоминание о неписанных законах семьи.
Гордиться можно прекрасными поступками, принадлежностью к людям чести, достоинства, в семье хранятся заповеди, принципы поведения в ситуациях войны и мира.

Д Е Н Ь 14

Ответ
Не дождалась вашего письма.
Я опять пишу, ловлю себя на мысли, что оправдываюсь, но это не так.
В детстве мы с сестрой часто мечтали о будущем, строили планы и были уверены, что будет только так, как мы решим, добиться всего мы сможем, а преграды — преодолеем.
Всё случилось не совсем так, но мы не были щепочками в реке жизни, которая ставила новые задачи и испытания были, и победы, но не поражения, точнее, мы не относились к ним как к поражениям, это были уроки и опыт.
Почему же я опять возвращаюсь к вашим словам?
В мыслях бьётся навязчивый вопрос: а если бы я изменила что-то в жизни детей?
Может, это было их неиспользованной возможностью: у меня было больше опыта, я лучше понимала последствия, а я пошла по более лёгкому для меня пути?
Нет, лёгким его назвать нельзя. Облегчение было бы при совпадении выбора ребёнка и моего взрослого взгляда на ситуацию.
Осознавать это мучительно, поэтому снова и снова возвращаюсь, убеждаю себя, что они были свободными в выборе, предоставила его я.
Ну, а теперь самое главное.
Мои дети очень ненавязчиво стали решать некоторые мои проблемы.
Я сейчас — на пенсии, они не дают мне скучать, но решают всё сами, не предоставляя мне выбора. Считают, что это приятные сюрпризы для меня.
А я всё равно рада, мне очень приятно, у меня есть опора и защита, у меня есть семья, большая семья — пятнадцать человек! Моих детей, внуков и правнуков..