Когда мы поедем к бабушке?

Евгений Шовунов
        Занятия по психологии вела девушка – кандидат наук возрастом не старше 27 лет. Не замужем и без детей. Позже она проболталась, что разведена. Препод бодро щебетала, как надо выстраивать отношения с детьми, родней жены или мужа, жить радостно и позитивно.

        Поначалу все было относительно тихо. А потом юное создание стало учить нас жизни на примерах. Не скажу, что на курсе собрались одни аксакалы. Если к нам с добром, то и мы культурные.

        Кандидат наук сразу сделала ошибку.

        — С детьми надо ласково. Заинтересовать. Завлечь. Ни в коем случае не применять физическую силу. Только договариваться.

        По залу прошел смешок. Психолог недоуменно посмотрела на слушателей.

        — Вы не согласны?

        Мужики молчали. В тот момент в классе сидели не менеджеры и программисты, а отцы семейств, потрепанные жизнью и думающие о том, как и где найти подработку. Им эти курсы до лампочки, но начальство вынудило пойти на учебу. Впереди сложная проверка, нужно подтвердить общий уровень спецов, кто работает с клиентами напрямую. Ни до, ни после я не видел такой заботы о персонале.

        Психолог продолжила.

        — В семьях часто бывают конфликты зятя с тещей или свекрови с невесткой. Их причиной являются неразрешенные проблемы из детства, которые во взрослой жизни люди выплескивают наружу.

        В кабинете кто-то негромко, но отчетливо произнес:

        — Ёпта.

        На этом занятие было сорвано. Хохот стоял громкий. Лицо препода стало пунцовым. Смеялись даже частные слушатели, кто пришел на учебу по зову сердца или кошелька.

        В следующий раз кандидат наук пришла уже не одна. С ней явилась дородная тетка – доцент, завкафедрой, второй человек в вузе по специальности «Психология». Она уселась за стол лицом к аудитории.

        — Тема сегодняшнего занятия – конфликты в семье.

        После переклички преподаватель попросила поднять руку тех, кто разведен. Таковых было с десяток. Потом – тех, кто женат. Их насчиталось примерно столько же. И наконец, неженатых было всего трое.

        Далее юный психолог начала приводить примеры семейных ссор. В основном они были связаны с бранью «свекровь – невестка». Нам это было неинтересно. Гораздо ближе народу являлась битва «тёща – зятёк». О чем мы не замедлили сообщить наставнику. Она стала объяснять причины таких конфликтов. Её тут же съели.

        — Какие-то примеры у вас неудачные, – недовольно проскрипел вольный слушатель по имени Зак. Мужик в ширину был больше, чем в длину. Зак являлся мастером спорта по поднятию тяжестей. Имел кучу регалий, кубков, вымпелов. На учебу он пошел для получения диплома спортивного наставника.

        — Вот у меня тёща, – продолжал атлет. — Ей не нравится, что я тягаю железо. Дескать, вся квартира в гантелях. Но это моя квартира. Я ее купил до свадьбы. Жена живет у меня, а не я у нее. И теща приходит ко мне, а не я к ней на блины. В моем доме не надо меня учить, куда носки класть, какие мешки для мусора покупать, когда нам ужинать и что готовить.

        На месте тещи Зака я бы вообще не поднимал такие вопросы. Аудитория была того же мнения.

        Психологи стали возражать:

        — Видимо, ваша теща интуитивно догадывается, что вы подавляете волю ее дочери. Она пытается донести до вас, что ваша супруга – тоже личность. И ее посыл вполне нам понятен. Просто вы не можете распознать ее мотивы.
 
        Зак хмыкнул.

        — Нет. Ей не нравится, что я не торгаш. По ее мнению, мне надо продавать пиво, курево, чипсы, грести деньги лопатой. Или сидеть в офисе с 9.00 до 18.00 штаны протирать. Я не пью, и не курю. И мои друзья тоже. У всех крепкие семьи, дети. В моем подъезде всегда чисто и тихо. Соседи не сверлят по ночам стены и не с*ут в лифте. Моя жена мной довольна. Денег нам хватает. Но после каждого визита тещи супруга сама не своя. Начинаются мелкие придирки, замечания. Меня сравнивают со знакомыми ее мамы. Они-де успешнее и умнее меня. Однажды я не вытерпел. Выставил жену с вещами за дверь. Через час приползла. Дети за меня были. И кто тут прав или не прав?

        Монолог Зака никто не пытался прервать. Все внимали и сочувствовали могучему студенту. Преподы не нашлись, что ответить.

        Мы с коллегами открыто поддерживали Зака. Общими усилиями пришли к выводу, что не всегда теща бывает права. Добро победило.

        Дальше речь зашла о телесных наказаниях детей за проступки.

        Обе преподши были категорически против ремня. Приводили разные примеры.

        — Вот вас, например, папа лупил в детстве? – вперила в меня пухлый палец главный психолог института.

        Я не стушевался.

        — Разумеется. И слава богу. Зато сразу все становилось ясно без слов.

        — Вот видите?! – препод торжествующе подняла вверх тот же палец. — Но ведь можно все объяснить словами! Без агрессии.

        Мужики зароптали. Пока шли дебаты, прозвенел звонок.

        — Зачем мы сюда ходим? – обратился ко мне в курилке коллега по банку. — Я вообще экономист, считаю резервы. Нахрена мне эта психология?

        — Ну, ты же слышал, что донесла агентура? Следующая проверка будет с уклоном в кадры. Начальники отделов должны иметь диплом о переподготовке. Нам надо уметь общаться с людьми. Одной экономикой сыт не будешь.

        Занятия шли полгода. Под конец было что-то типа экзамена. Нам раздали заранее известные билеты. Все прошло, как по маслу. Одной синей корочкой стало больше.

        Вместе с нами курсы иногда посещал мой старый знакомый юрист Алексей. По его совету когда-то давно я устроился в банк курьером. За это время он успел развестись, сойтись, пройти курс лечения от пьянства, сменить кучу профессий. С моим банковским коллегой Алексеем они не были знакомы.

        — Ты что, собираешься оказывать народу психологическую помощь? – спросил я приятеля.

        — Может, в школу пойду на работу. Зовут завучем в пригород. Там нужен диплом педагога или психолога. Вот торчу здесь, ни черта не понимаю.

        Из него бы получился неплохой учитель. Алексей был хорошим рассказчиком. Регулярно попадал в разные нелепые ситуации. О его похождениях в судах до сих пор ходили легенды.

        В следующий раз мы встретились через несколько месяцев. Начался июнь, в школах только закончился учебный год.

        Приятель сидел на новой лавочке в парке и курил. Выглядел он каким-то потерянным.

        — Как дела, дружище? – я радостно протянул ему руку.

        Обычно всегда бодрый и веселый Алексей вяло ответил:

        — И не спрашивай.

        — Случилось что? Может, помощь нужна?

        Бывший юрист горестно вздохнул.

        — Теща сегодня умерла.

        Я смутился.

        — Прости, пожалуйста. Прими соболезнования.
 
        Алексей закурил вторую сигарету.

        — Она отдельно жила. До ее поселка от города два часа езды. Не хотела нас с женой стеснять. Дети к ней на каникулы собирались. Подарки ей собирали. Младшая стишок выучила. Они еще не знают. Как им сказать?

        Я не знал, что ответить. Мы молча курили. Потом Алексей продолжил.

        — Тёщу можно было в город привезти, в больницу положить, подлечить. В последний год здоровье у нее подкосилось. Но она ни в какую не хотела ехать. С ней жены родственники жили, присматривали. Позавчера положили её в районную больницу. Жена вчера туда срочно уехала. Час назад сообщила, что мать умерла. Плачет. Хорошо, хоть попрощаться успела. А мы планировали сегодня с детьми к бабушке поехать.   

        В этот момент у него зазвонил телефон. Приятель не взял трубку.

        — Дети звонят. Не поймут, почему мама с бабушкой не отвечают. А что я им скажу?

        В такие моменты лучше молчать. У приятеля несчастье. Помочь нечем, хотя бы морально поддержу. Посижу рядом. Подымим. 

        — Вообще, теща была хорошим человеком, – сказал Алексей. — Мы с ней не ругались. Жила тихо и ушла тихо. Никому проблем не делала. Детей воспитала правильно. Я такую поддержку между родными редко встречал, хотя многое повидал.

        У него снова зазвонил телефон. Приятель не сразу принял вызов.

        — Ну, папа, почему мама не берет трубку? – раздался детский голос. — Мы бабушке гостинцы приготовили, собрались в дорогу. Ты заправился? Мы готовы.

        Алексей молчал.

        Я уверен, ни один психолог в мире не сможет ничего ответить в такой ситуации.

        — Алло! Папа? Ты нас слышишь? Когда мы поедем к бабушке? Папа?