Визиты в преисподнюю. Часть 2

Евгений Парушин
      Незаметно пролетело время. Я обдумывал услышанное в преисподней, и постепенно стала складываться некая картинка мира, в которой было место и нашему миру, ну и тем двум, о которых рассказывал Дьявол. И то, что получалось, казалось крайне неустойчивым и явно неправильным. Кроме того, параллельно всплывала шаманская модель мира, которая ну никак не вписывалась в услышанное. Треугольник, в котором были рай, Земля и ад, выглядел каким-то неполноценным.

      Второй вопрос, который мучал меня, был таким: насколько глубоко работает подарок бессмертия? И несколько раз ловил себя на желании совершить что-то экстремальное, чтобы проверить эффективность дьявольской защиты.

      И вот, свершилось. Я проснулся в ясном сознании в знакомом зале. Прибежало кресло со столиком, приполз стол Дьявола. Я успокоился и расслабился. Хозяин никуда не спешил, а, положив руки на стол, внимательно рассматривал меня.

      Наконец, я решился:

      – Здравствуй, Дьявол! Я подозреваю, что ты лучше меня уже знаешь, что я хочу у тебя спросить. Это ведь так?

      – Боишься, что ляпнешь что-то несусветное? Не бойся. Вопросы вполне разумные. Только вот ответы на них ты сможешь понять в рамках твоей парадигмы. За неё тебе пока не выйти. И не ухмыляйся, я общаюсь с тобой строго в рамках твоих возможностей. Увы, по-другому никак.

      – Здорово! Я так и думал, что ты упрощаешь для тупого, но нахального посетителя.

      Мы улыбнулись своим мыслям, и он продолжил:

      – Давай по порядку. Начнём с простого, хотя, на самом деле, самого важного для тебя.

      

      8.       Пределы бессмертия

      Дьявол слегка наклонил голову, ещё раз внимательно посмотрел мне в глаза и, только убедившись, что я готов, начал:

      – Тебе очень хочется экспериментально понять границы бессмертия, которое тебе подарено?

      – Да, конечно. Я по природе своей исследователь. А что важно в любой модели? Границы её применимости.

      – Понимаю. Но считаю это крайне рискованным и глупым. Неужели не понимаешь, что если перейдёшь границу, то это будет означать, что ты отказался от подарка?

      Я задумался, медленно осознавая, что он прав. Такие эксперименты явно предполагают согласие на неудачу. Вздохнув, я покивал головой, а собеседник улыбнулся в ответ и добавил:

      – Совершенно лишние эксперименты. К тому же, если вспомнишь свою жизнь, то опыт прикосновения к грани у тебя есть, причём неоднократный. Я полагаю, что это имело место раз пятнадцать, а может даже и больше.

      – Дьявол! Ты наверняка прав, но я, как ни старался, насчитал только дюжину, максимум тринадцать случаев.

      – Произнести «чёртову дюжину» ты не рискнул. Уже хорошо. А то, что ты вспомнил только дюжину, означает, что опасность некоторых эпизодов тобой не осознана. Это совершенно нормально для человека, не переживай.

      Я закрыл глаза, ожидая завершения аудиенции, но собеседник постучал по своему столу, кобры зашипели, а мои псы немедленно их облаяли. Стало ясно, что беседа не закончена.

      

      9.       Круги ада

      Дьявол подождал, пока я соберусь, и, усмехнувшись, сообщил, что комментировать мой вопрос о кругах ада он не будет, поскольку это полнейшая чепуха и выдумки. Я сгоряча ответил:

      – Послушай, а ведь и ты можешь быть выдумкой людей и твоё хозяйство – тоже.

      – Могу, естественно. Но я есть. А кругов в моём аду нет. Они никому не нужны. Не для того я тут со своими помощниками. И мучают грешников они по долгу службы. Безо всякого удовольствия. В свободное время они, конечно, резвятся как могут, ну и бесятся в меру возможностей.

      – Гм… Бесятся. У меня это ассоциируется с тем, что они ведут себя как низшие сущности – бесы. Дурачатся и смущают слабых людей на дурное. Правильно я понимаю?

      – Ну, можно и так. Бесятся, беснуются, перебеситься… – задумчиво проговорил Дьявол. – Вполне логично и не раздражает.

      Мы уставились друг на друга и рассмеялись.

      Я вздохнул и спросил:

      – Послушай, Дьявол! Ведь на планете много религий, каждая из них имеет историю и множество течений. Водятся атеисты и даже агностики. Как в этом многообразии уживается один рай и один ад? Ведь предположить, что их множество, уже за пределами всякого здравого смысла.

      – Это нам не мешает. Мне управлять адом, а ЕМУ – раем. Только вот я вижу, что ты ЕГО – хозяина рая – воспринимаешь как Создателя. Это ошибка. Создатель нам недоступен. Хотя, конечно, он всё видит, готов ответить на вопросы и помочь.

      – Теперь понял. Мне с самого начала казалось странным, что ты в равном положении с Создателем, хотя рассуждаешь именно так. А ты на самом деле в равном положении с хозяином рая. Это очень красиво смотрится с моей точки зрения. Мне нравится схема. Но в ней многого не хватает.

      Мы опять замолкли. Картинка, которая казалось цельной, распалась теперь окончательно. Я осторожно спросил:

      – Скажи, а как в этой схеме у тебя получается взаимодействие с разными религиозными конфессиями? Ведь если рай более или менее похож, то ад сильно различается.

      – Нет тут противоречий, – улыбнулся собеседник, – просто каждый видит то, к чему готов. Вот ты, хоть и не принадлежишь к конкретной конфессии, но воспринимаешь рай и ад в рамках традиционного православия. Причина простая: ты вырос в среде, где преобладает христианство. Каждый видит то, что может и чего ожидает, не более. Ведь на физическом уровне ни меня, ни ЕГО не существует.

      – Раз не существует, то как тогда он функционирует? Как может мучиться бестелесная душа, гореть в пламени, вариться в котле или плавать во всякой гадости?

      – А что мешает? Конечно, котёл со смолой или просто огонь – это символы. Некая модель, как ты любишь выражаться. На самом деле, задача моя не просто мучать, а через процесс мучений очистить душу грешника и передать её ЕМУ, – Дьявол поднял глаза вверх и показал пальцем в небо.

      – Ясно. Но ведь часто встречается выражение «Вечные муки ада». Как это увязать с тем, что ты поведал?

      – Всё просто. Время жизни на Земле очень коротко для любого живого существа. А время очищения несопоставимо больше. Вот и получается вечность в понимании человека.

      Я вздохнул, потому как ждал чего-то немыслимо сложного, а вовсе не такого простого ответа. Дьявол рассмеялся:

      – Ты услышал то, что мог принять. Возможно, что со временем ты сможешь увидеть мой мир полнее. Ещё раз повторю: рай и ад один для всех, а вот видение его людьми зависит исключительно от того, в какой среде они выросли и воспитаны. Вот так готов принять?

      – Принимаю! Очень чётко и логично. Спасибо тебе.

      Дьявол улыбнулся, и я понял, что такое улыбка иезуита: видимо, они успели с ним пообщаться в том далёком прошлом. Через минуту он уже совершенно спокойным тоном предложил опробовать на себе процедуры очищения, раз уж на экскурсию меня не удалось ни разу заманить. Внутри похолодело, но отказаться я уже не мог, а потому решительно заявил:

      – Согласен! Надеюсь, что я смогу вернуться домой после этого!

      – Конечно. Тебе рано к нам. Поживи на Земле. А сейчас… с чего начнём?

      И тут мне реально стало страшно. Вроде почти экскурсия, да ещё с гарантией возвращения. А с языка сорвалось:

      – А грехи, если они найдутся, будут прощены или хотя бы забыты?

      – Вот это да! – проговорил Дьявол. – Такого не ожидал. Но сделка вполне честная. Грехи, долги спишем. Это в моих силах. Но прогулка не будет лёгкой, учти.

      – Теперь это прогулкой называется. Доигрался. Но сказав «А», надо говорить «Б». Начнём, пока я не помер от страха.

      Дьявол покачал головой и выпрямился в кресле. Мебель удрала со всех ног в темноту. Я оказался посередине амфитеатра. Прямо передо мной плескалось озеро с какой-то гадостью, а рядом стоял здоровый чёрт с вилами о трёх зубах. Мне очень не понравились вилы, и я выхватил их из лап хвостатого. Немедленно вырос четвёртый зуб. Это мне показалось хорошим сигналом, и, припомнив, что сантехники плавают в такой мерзопакости, что даже упоминать противно, я кинул в озеро вилы и нырнул за ними. Найдя на дне вилы, я вынырнул и вылез на противоположной от чёрта стороне. Ну так, на всякий случай.

      В голове услышал голос Дьявола:

      – Понравилось?

      – Не очень. Но и не мучение, а просто противно. Что дальше? Меня устроило бы после это купание в царской водке, а то в кипятке или смоле не отойдёт налипшее.

      Дьявол вздохнул:

      – Это можно. Посмотри назад.

      Вместо грязной лужи плескалось озеро с убойным запахом и дымком, похожим на туман. Я повторил фокус с вилами, а когда вылез, обнаружил, что остался черенок, а сами вилы растворились. Подумав, что такой инструмент мне не нужен, я вернул ошалевшему чёрту палку и спросил Дьявола:

      – Что дальше по плану?

      Он взмахнул рукой, и царская водка превратилась в расплавленный асфальт, куда меня и спихнул зловредный чёрт. Вылезти без помощи того самого чёрта, который протянул мне хвост помощи, было невозможно. На мне было с четверть тонны сверх собственного веса. Очухавшись, я сообщил:

      – Это мрачно, но не особо мучительно. А как это застывшее отколупать – совершенно непонятно. Вот же придумали безобразие!

      Несколько чертей дубинами скололи застывший асфальт, не особо церемонясь. А Дьявол, ухмыляясь, поинтересовался:

      – Понравилось?

      – Не очень! Но вполне сойдёт за массаж. Пора в жбан с золотой пылью, а то как-то скучно становится.

      Очнулся в озере с тончайшей золотой пылью. Она прекрасно держала на плаву, и было очень приятно. Оказавшись на дне после того, как она утекла в отверстия, я попросил повторить, что и было сделано. На третий раз Дьявол сообщил, что это лишнее и пора поплавать в кипятке, а потом малость прожариться на огне. Кипяток мне понравился, благо дров не жалели и плавать в пузырьках, восходящих со дна, было приятно. А огонь я всегда любил. Даже сидя у камина, я с удовольствием представлял себе, что купаюсь в пламени. А тут в огромном горне в компании с огненными саламандрами было нестерпимо тепло, но очень приятно ощущать, что выгорает в душе всё лишнее.

      Очнулся я в своём роскошном, обитом мехом кресле и понял, что страшно устал. Дьявол, осмотрев меня придирчиво, согласился, что чистилище подействовало благотворно и можно грешить дальше. Ну и вообще пора нам сделать небольшую паузу, пока он постарается найти формулировки ответов на последний, ещё и не заданный мной вопрос.

      
      10.       Мироздание

      Очередной визит в преисподнюю случился вскоре, как я и ожидал. Всё было на своих местах. Дьявол сидел, положив руки на стол, с полуприкрытыми глазами. Он дождался, когда я устроюсь в кресле и смогу спокойно воспринимать его самого и его мир, и начал беседу:

      – Ты очень хочешь вписать меня, ЕГО, Землю и Создателя в некую модель мира, которую не можешь сформулировать, и ждёшь, когда это сделают за тебя.

      – Наверное, ты прав. Только вот вопроса два, как ты уже понял. Первый: как устроено? Ну и второй: зачем вообще это сделано?

      – Да уж, ты с размахом подошёл. На ключевые вопросы хочешь получить простые ответы. А это не получится. Причём по двум причинам.

      – Ага, знаю, что скажешь: «Ты не готов понять и принять ответ в силу недоразвитости когнитивного аппарата. Людям надо ещё полмиллиона лет прожить, а вот тогда, может, что-то и удастся объяснить отдельным нахальным индивидам».

      Дьявол с интересом осмотрел меня, как редкую зверюшку, случайно забежавшую в его мир. Потом, как мне показалось, горестно вздохнул и продолжил:

      – Ответ именно такой, но кое-что ты сможешь понять. А потому давай формулируй и задавай вопросы сам. А то мало того, что нахальный, но ещё и ленивый стал.

      – Я понял. Давай вопрос «Зачем?» отложим. Явно я не получу ответа. Более того, возможно, его и не существует. А вот как устроено – это очень интересно, и, может быть, я смогу понять твой ответ. Давай я изложу, что меня смущает в твоей модели. Можно?

      – Конечно. Я слушаю тебя! – Дьявол откинулся в своём огромном кресле и прикрыл глаза.

      – Помнишь, ты мне говорил, что есть три основных части вашего мира – рай, ад и Земля? Так вот, мне такое кажется упрощением жутким. Нет двух очень важных элементов. А именно, где в этой схеме Создатель?

      Дьявол приоткрыл глаз, посмотрел вокруг и, разведя руками, проговорил:

      – Везде, наверное. Хотя, может быть, и лучше было бы сказать, что он в центре треугольника и равноудалён от меня, Его и Земли.

      – Так. Понимаю. Но конструкция неустойчивая и плоская. Что-то здесь не так. И, знаешь почему я так думаю? Не хватает чего-то очень важного. Но в нашей парадигме религиозной этого куска вообще нет. А вот у древних, как и в шаманских моделях, есть ещё один узел. Нечто или некто, поглощающий осознание умирающего, а по сути накапливающий опыт прошедших жизненный путь существ, или Тёмное море, куда уходят души всего живого после распада оболочки. Его сильно не хватает в том, что я услышал от тебя. Вот если бы это было четвертым узлом, то тетраэдр – устойчивая и добротная штука. А Создатель в центре – это просто красиво! Вспоминаю Ра – бога Солнца у египтян. Впрочем, и у славян был свой бог Солнца.

      Дьявол открыл глаза и, покачав головой, снова прикрыл, как бы давая добро на продолжение.

      – И вот, смотри. Если такое добавить, то исчезают сразу несколько проблемных мест. Для начала находится место душам животных, птиц, да и растений. Они живые, но места им ни в раю, ни в аду не предусмотрено. Только вышли из праха (земли) и ушли в него. Нелогично. Второе проблемное место – это вечное наслаждение и вечные муки, как, впрочем, и перенаселение ада и рая. Зародилась душа, пожила в теле земном, прошла чистилище у тебя, ежели нагрешила, покайфовала в раю – и в Тёмное море. Таракан или слонопотам – ну так сразу в Тёмное море. Не ясно мне одно: что потом с тем, что накопится в том море, будет. Ведь это огромный объём информации, ну или негэнтропии, если хочешь. Оно же в конце концов может и взорваться при переполнении…

      Собеседник выслушал меня и вздохнул:

      – Создатель не будет возражать против такой модели. Но это модель, не более. Возможно, что она даже способна что-то предсказать.

      – Угу. Мне тоже кажется, что Создателю глубоко безразлично, как я представил его мир. Ну, песчинка что-то навыдумывала, да и ладно. Пущай. Куда она от того Тёмного моря денется. А если и улизнёт, опять невелика беда.

      Мы замолчали. Пауза затянулась, и я уснул. Очнулся уже в нашем мире сидящим в обычном кресле.

      Перед глазами возник образ тетраэдра, из центра которого расходился мягкий свет.

      Москва – 2023