Эпизод из жизни С. В

Валентина Лефтерова
ЭПИЗОД  ИЗ  ЖИЗНИ  С. В.
1
…Припомнился случай из 90-х годов. Моему сыну было тогда лет 15 – 16. Меня, как оскандалившуюся с мэром города, никуда не принимали на работу. Сын учился в местном колледже, кормить его, практически, было нечем и не на что. Не лучше жили тогда и многие другие семьи. Поэтому со своими друзьями они подыскивали любые подработки: то что-то где-то разгружали, что что-то копали, и т.п.
Однажды на мои расспросы он рассказал, что за чертой города они роют какие-то туннели под новостройки для предпринимателя.
- Для кого именно? – спросила я.
- Да не знаю, не запомнил фамилию.
- Чтоб вас там опять не надули, а хоть заплатили бы…
- Не надуют, нас там много работает. – Он назвал два-три имени знакомых мне парнишек.
- Ладно, будьте осторожны, - согласилась я. – Но хоть чем занимается предприниматель, чтобы знать – у кого вы работаете?
Он назвал род деятельности хозяина, это он помнил, а я сразу поняла – кто использует труд наших мальчишек. Тем более, по городу прошло известие, что этому человеку за чертой города выделили дополнительно землю для расширения производства.
…Наступил день расплаты с мальчуганами. Им действительно выдали заработанные деньги, и эйфории мальцов не было предела. Мой тоже принёс домой какие-то сотни, при мне пересчитывал, и вдруг обнаружил, что ему выдали на две сотни больше обещанного. Я успела даже мысленно обрадоваться тому, а парень мой неожиданно изрёк:
- Надо вернуть 200 рублей.
- Ты – что, глупый? Кому ты пойдёшь возвращать? У них миллионы, для них это копейки. – (А дело было в ту пору, когда в стране с народом расплачивались миллионами рублей, вот так наши купюры были обесценены).
- Нет, надо вернуть, - повторил несколько даже расстроенный сын. – Я верну, отнесу. Завтра.
- Ну, глупый… Кому ж ты вернёшь?
- С нами расплачивался заместитель директора, бывший военный. Он ошибся…-
- Да он нарочно поощрил тебя за хорошую работу! Видел, как ты старался… -
Сын не внял моим убеждениям, и на следующий день пошёл отдавать эти 200 рублей. Когда вернулся, я спросила:
- Отдал? – Да. – И он взял? – Взял. –
«Мелочные люди», - подумала я, но вслух не сказала. А сын удивил меня круто…
2
Сегодня припомнился и другой факт из жизни знакомых мне людей. Рассорившись на одном из чатов в Инете с домохозяйками, я утром, на кухне, за приготовлением кофе, подумала вдруг:
- А что ты хочешь? Они такие же, как те домохозяйки, что окружают тебя по жизни везде. Все они одинаковы!- и стали из памяти выплывать некоторые фигуры. В том числе – женщина из детства, мама одной из подружек на улице, где мы росли.
У них в семье было двое детей, муж-водитель, и она, очень, казалось, заботливая женщина. Летом, когда не войди во двор, тётя Оля всё время варит варенья. На каком-то керогазе или примусе – у неё всегда стоит миска с абрикосами, или вишнями, и она колдует над ними.
Я так привыкла, помнится, к её образу домохозяйки, что через годы – когда подросли её дети, и я стала уже подростком, активным читателем книг, - была чрезвычайно удивлена, когда однажды вдруг увидела её библиотекарем маленькой библиотеки, находящейся недалеко от нашей улицы. Невероятно! Тётя Оля – и библиотека, книги…
Я тогда недопонимала, но внутренним нервом почувствовала, что значит уметь устроиться в жизни! А наша умная, просвещённая мама, ранее - конторский работник, «счетовод», кассир, бухгалтер, - понимая, что грядёт развод с грубым мужем, а на руках четверо детей,- к тому времени перешла в торговлю, где невероятно перерабатывала, уставала, не видела «белого света», что называется.
А тётя Оля – мигом, враз, пристроилась на тёпленьком местечке, на какие-то полставки, и довольна – и жизнью, и самой собой… Вот что значит, иметь надёжного мужа, да и руководить им надо уметь!      
…Воспою тут ещё и дифирамбы сталинской эпохе! Как, всё-таки, в те, послевоенные, годы заботились о простых людях! Мы жили на окраине посёлка городского типа, в районе местной МТС (позднее - как-то переименовываемой). Работали там ремонтники сельскохозяйственной техники, а вот свой прекрасный абрикосово-черешневый сад, своя душевая, свой клуб и при нём - доступная для всех бильярдная, профсоюзная библиотека, - там были! Именно в ней и стала работать бывшая домохозяйка.
(Я же – вообще, «по жизни», любила такие маленькие, уютные, доступные библиотечки, где нередко можно было откопать самые удивительные книжки. Да, из этой библиотечки, помнится, я перечитала очень многое! Да всю русскую классику, уж это точно!)
…Вот такие рассуждения о домохозяйках…
25.02.2023.
В. Леф