Дядя Митя

Виктор Суетин
                Д Я Д Я    М И Т Я.             Автор Суетин В.А.



- Дядя Митя, почему у тебя всегда клюет, а у меня нет, как-то раз поинтересовался я, у нашего знаменитого деревенского мужика и рыбака. Митька, так все звали его в нашей деревне, росточком был совсем маленький, меньше чем полтора метра.  Но мужик он был добрый, работящий, не кому не в чем не отказывал, если что надо по дому помочь всегда звали только его.

Да и мы пацанами, все бегали к нему домой покурить да послушать его байки про рыбалку. А жил он всю жизнь один, бобылем, но детей любил и нас не выгонял.

Ловил рыбу он только удочкой, таскал лещей, голавлей, окуней, и щук тоже.  А ельцов да пескарей он и за рыбу не считал, так, от нечего делать, спустится около дома к речке, и надергает, сколько ему надо.
 
На мой вопрос он ответил так…
   
 - Ты где удилище вырубал?

 - Там за полем, ответил я.
      
 - Ну, тогда конечно на такое много не поймаешь.  А надо, что бы удилище было рябиновое и росло по центру муравейника, сколько в муравейнике муравьев, столько тебе и рыбы попадет, поучал он меня.  И вот с тех пор, я все хожу по лесу и высматриваю рябину, которая растет по центру муравейника, но такая мне не как не попадается.

 Все хочу попробовать прав Митька или нет. Может действительно рыба идет на такое удилище, иначе, зачем он от нас пацанов, всегда свои удочки прятал,… не иначе как с центра муравейника они у него были. А еще он очень любил ловить рыбу на дорожку, сядет в свою маленькую лодочку сделанную моим дедом Пименом, специально по его росту.

 Лодка была как игрушка, но он берег ее и не кому не давал, дорожил очень. Митька по реке плывет, подгребает веслом, что бы дорожка была постоянно в натянутом состоянии, а мы пацаны, по берегу бежим за ним. В то время все было интересно, да и рыбы в реке Устье много было.

Щуку наши деревенские и за рыбу не считали, разве, что поросенку варили, а так ловили стерлядь, нельму и проходную семгу осенью.  Особенно много брали рыбы в сентябре месяце, когда наступали темные ночи, вода в реке падала и очищалась.  В это время дно было видно на два и более метра в глубину.

 Тогда и выезжали мужики на настоящую рыбалку, лучили. За одну ночь брали килограмм по двести рыбы.  Но рыбу у нас почему-то не солили, а ложили ее в ледник и употребляли в свежем виде, варили и жарили, да и котлеты очень вкусные получались.

Вот и сейчас дядя Митя сел в свою лодочку, выплыл на течение, и стал разматывать дорожку, подгребая веслом и недавая упасть блесне на дно. Леска от лодки и до блесны растянулась метров на тридцать, на мотовильце не чего не осталось, он нагнулся и засунул мотовильце под шпангоут. 

Затем сделал несколько гребков веслом с права и с лева, лодка набрала скорость, леска натянулась, он левой рукой забросил ее за ухо, немного дал слабины и свободный конец взял в зубы.  Леска за ухом передавала работу блесны. Было слышно, как она ведет себя там, на том конце лески, прямо в ухо передавались все ее колебания, и было понятно, когда надо добавить ход, если блесна лениво крутилась, а когда наоборот притормозить, чтобы не создавать лишнего шума.
   
Наши мужики над ним подшучивали, сам маленький, а блесна таскает за собой большие, из алюминиевой столовой ложки. Ты Митька из поварешки блесну сделай, еще крупнее рыбу поймаешь, на что тот только посмеивался да самокрутку покуривал. Мол, давайте смейтесь, а я сам себе на уме, и продолжал ловить на ложку, только ее одну он и признавал.

После долгих уговоров, дядя Митя взял меня с собой вместе в одну лодку.
- Давай, садись в самый нос, прямо на дно и не шевелись, а то лодка опрокинется, ты искупаешься, а мать твоя меня потом поленом отлупит за то, что взял.
Я сидел, не шевелился и был счастлив, что дядя Митя катает меня на лодке.
 
При перебрасывании весла с права налево, и с лева направо, брызги воды каждый раз попадали на меня и мою рубаху. Но я как стойкий оловянный солдатик не обращал на этот пустяк, не какого внимания, подумаешь, сырой буду, выйду на берег и высохну.

Проплывая  рядом с гагарником, я потянулся рукой, что бы сорвать одну длинную упругую травину, но, посмотрев на Митьку, сразу же отдернул руку, вспомнив про уговор не шевелиться. Он все плыл и плыл рядом с травой, которая в изобилии росла в воде, вдоль левого берега реки.

Леска резко выскочила у него из зубов, он отработанным движением положил весло в лодку, взялся рукой за леску и резко дернул, что-то тяжелое на себя.   

- Есть…. Щука, да и хорошая. Смотри, как пошла?  Леска натянулась, кажется вот, вот лопнет.  Еще немного и маленькая лодочка с двумя рыбаками сама пошла вверх по течению.
               
- Хорошо идет…. Немного бы слабины надо, чтоб мотовильце взять - и дядя Митя ухватившись одной рукой за леску, подтянул лодку к рыбине, а другой вынул из под дуги шпангоута мотовильце.

- Ну, вот и все….  Теперь она наша, потаскает, выдохнется, и мы ее возьмем голыми руками.
Потихоньку, виток за витком, леска наматывалась на мотовильце, когда она натягивалась, Митька держал мотовильце обеими руками, выставив их вперед перед собой.

 По-видимому, рыбина устала и остановилась, лодка проплыла вверх по течению еще несколько метров и тоже остановилась, а дядя Митя все наматывал и наматывал леску.  Метрах в пяти от лодки раздался всплеск, и на поверхность вышла рыбина. От страха я заревел и стал просить….   
\
- Дядя Митя, отпусти ты ее, а то она нас утопит, мама ругаться будет, отпусти….

- Молчи,… прикрикнул он на меня.  Бери весло, да к берегу греби, я выйду и вытащу ее,… по всему было видно, что Митькой одолел азарт, кто, кого.

Взял весло, слезы текут, душа трясется, стал подгребать к берегу, как умел.

- Не стучи ты веслом по борту, испугаешь. Рыбина и в самом деле видимо испугалась моего стука, а может, отдохнула и решила сопротивляться дальше. Леска ослабла и пошла прямо под лодку, затем снова натянулась. 

Митька вытянул обе руки перед собой, изо всех сил удерживая в руках мотовильце, потом как- то ухитрился и перебросил леску через себя на корму, лодка потихоньку стала набирать ход вниз по течению.
- Вот, так то лучше, заулыбался Митька - покатаемся….

Я, все ревел, и просил бросить эту рыбу.  Наша лодка разогналась как моторка, корма с шумом разрезала воду и от нее исходила волна, которая накатывала на берег.

- Греби,… к берегу греби,… я выйду, снова прикрикнул на меня Митька. От страха, уже не сознавая, что делаю, я все греб и греб, пока лодка днищем не села на мель. Митька тут-же выскочил - я следом за ним.

- Лодку,… лодку к берегу подтяни, и не суйся,… близко не подходи - крикнул он мне, когда я уже совсем было, собрался бежать, со всех ног домой. Схватил лодку за скобу и вытащил ее на мелководье, теперь не куда она не денется.

Выйдя на берег - реветь перестал, и стал смотреть, как Митька борется с рыбиной.
 Она ходила возле него в пяти метрах, в воде от ударов ее мощного хвоста поднималась муть и брызги, вперемешку с песком.  Потихоньку, шаг за шагом, рыбина и Митька стали перемещаться к небольшому песчаному заливчику.
 
- Если заведу ее туда, моя будет - повернув в мою сторону голову, крикнул он.  Уже в заливчике, на мели, щука сделала последнее усилие, стараясь уйти на глубину.

 Ее сильное, гибкое тело начало извиваться, полетели брызги воды во все стороны,  Митька уперевшись ногами в песок, юзом сползал в воду вслед за щукой. Он весь откинулся на зад, обеими руками прижал мотовильце к груди, и откуда в нем взялась только сила, что бы удержать силу щуки.

 Брызги прекратились, рыбина повернулась головой к берегу, потихоньку вся поднялась на поверхность, смотря на нас своими большими желтыми глазами и лениво помахивая из стороны в сторону громадным как руль - хвостом. 

И… вдруг, бросок рыбины в Митькину сторону, от неожиданности он упал пятой точкой в воду на отмель, а щука на всей скорости сама выскочила на берег, проскочив между его ногами.

- Веслом,… веслом ее по башке - кричал мне Митька. 
Какое весло, испугавшись, я отбежал метров десять, что бы этот крокодил меня случайно зубами не цапнул. 

Выскочив из воды, Митька подбежал к щуке, схватил ее за жабры и отволок метров на пять от воды, на большее у него сил не хватило.
И вот представьте картину, лежит щука, жабры поднимаются, плавники шевелятся, а рядом лежит Митька, лежит и не чего у него не шевелится - весь выдохся.

По сравнению с Митькой щука была больше его роста, на целую щучью голову.
Это уже дома мы смерили и взвесили Митьку и щуку.  Митька был один метр сорок шесть сантиметров и весил, тридцать один килограмм. 

Щука была, один метр шестьдесят восемь сантиметров и весила, как говорили старики два пуда с гаком.  Это была самая большая щука на Устье реке пойманная в 1960 году, крупнее не кто не ловил.

Как потом я узнал, поймал он ее на свою алюминиевую ложку, а леску он всегда применял толстую - единицу.

Кр. Затон  2006 год ноябрь месяц.