Смычковые инструменты

Базарали Двесов
   
    Самым ранним из упомянутых в письменных источниках смычковым инструментом считается смычковый инструмент сицинь кочевого монголоязычного племени татаб, обитавшей на востоке Внутренней Монголии Китая. Он зафиксирован в китайской летописи времен империи Тан (7-9 вв). Китайцы, на ряду со своими традиционными инструментами, использовали сицинь в оркестре императорского двора. Сицинь именовался у китайцев теперь как хуцинь. Предполагается, что сицинь стоит у истока всех современных смычковых инструментов мира, в том числе, европейской скрипки. Такое предположение, вероятно, возникло по следующей причине. Во времена правления династии Тан китайская культура достигла своего наивысшего расцвета. Это могло способствовать интеграции высокоразвитой культуры Китая в соседние государства всего тихоокеанского побережья, а за одно и миграции сицинь, если, конечно же, в этих странах уже не существовал свой традиционный смычковый инструмент подобный сицинь, что вполне допустимо.
    Усовершенствованный китайцами сицинь мог, с таким же успехом, попасть и в Персию, и Аравию и, даже, в Европу, так, как южная ветка Великого шелкового пути соединяла Китай и Европу уже около тысячи лет и была весьма оживленной. К тому же, «золотой век» китайской цивилизации совпадал с наивысшим расцветом культура Персии и Арабского халифата, что могло положительно сказаться на взаимовлияние культур этих стран и, в итоге, способствовать, на основе сицинь, рождению национальных вариантов персидских и арабских смычковых инструментов. Затем эти инструменты могли попасть в Европу и перевоплотиться в разновидности виолы. Такое могло вполне произойти, если бы не некоторые нестыковки во времени. Как было сказано выше первое упоминание о сицине относится к временам правления династии Тан, т. е. к 7 -9 векам. Если допустить даже, что сицинь стал известен китайца в самом начале 7 века, то для реконструкции ее в китайский хуцинь и использование как полноценный музыкальный инструмент во дворцовом оркестре императоров, потребовалось бы достаточно долгое время, а для перерождения сицинь в ребаб, кеманча или ребеку, и того больше - не десятилетия, а века, не говоря уже о европейских инструментах. Между тем, изображение кеманча, засвидетельствованное в Армении при раскопках древней армянской столицы – Двина, датируется 9 -10 веками. Понтийская лира в 9 -10 веках была достаточно совершенным музыкальным инструментом и имела довольно сложную конструкцию. Неизвестно время появление и ребеки, широко распространенного в 12 веке в Арабских странах и Испании. Свидетельство использования шведского смычкового инструмента никельхарпы, исключительно сложной конструкции для тех времен, датируется 1350 годом (изображение его найдено на воротах одного из храмов далекого северного острова Швеции). Но это еще не все. Возраст наскального изображения фигуры человека, замаскированного под бизона и играющего на «музыкальном луке» из французской пещеры Trois Fr;res, около 15 тысяч лет.  Смычковые музыкальные инструменты, напоминающие «музыкальный лук» из пещеры Trois Fr;res, широко распространен, в разных вариантах и под разным наименованием, среди всех африканских народов. Его можно найти на Мадагаскаре. Ку является лукообразным смычковым инструментом племени маори из Новой Зеландии. В Бразилии «музыкальный лук» носит наименование беримбау. Малунга, изготовленный из бамбука, кишечных ниток и кокосовой тыквы, используется индийским народом сидди африканского происхождения. Кункулава - название «музыкального лука», найденного у племени мапуче в Чили. В Соединенных Штатах «музыкальный лук» встречается у индейцев района гор Аппалачи. В северо-западной Мексике индейцы используют «музыкальный лук» во время их митоты. Смычковые музыкальные инструменты, которых можно так же отнести к категории «музыкальный лук», в прошлом встречались и у северныы народов России.  Казахский кобыз в этом плане так же не является исключением.
     Судя по всему смычковый музыкальный инструмент никогда не имел единого первопредка. Звенящий звук тетивы наверняка был знаком всем нашим далеким предкам, где бы они не обитали. Рождаясь в разное историческое время в самых разных уголках мира, независимо друг от друга, каждый «музыкальный лук» имел, в последствии, свой уникальный путь становления как совершенный музыкальный инструмент.

Двесов Нурлан. Астана. РК.