Коварное озеро

Арнольд Малыгин
               
В моих странствиях  по лесу приходилось носить большие веса различного груза. Когда несёшь предельный груз, лишний килограмм даёт о себе знать. Так же, как и у штангистов, поднимающих рекордный вес, счёт идёт на граммы. Поэтому стараешься брать только самое необходимое. Это касается и продуктов. Приходится несколько раз перебирать рюкзак. Складывать вещи в рюкзак, пробовать его поднять, думать, что ещё можно убрать. Кажется, сложил только нужные вещи. Ещё раз перебираешь их и с неохотой откладываешь, отобранную вещь.

 
Хорошо если продукты сможешь найти в лесу. Можно добыть дичь, если повезёт, собрать ягоды или грибы, поймать рыбу. Из всего перечисленного, самое надёжное подспорье, это караси. В реке можно поймать рыбу, а можно и не поймать. Как повезёт. В озере почти всегда есть караси и гольяны. Был бы с собой небольшой клочок сети с ячеёй в сорок пять или десять миллиметров. Весит он незначительно, а улов капитальный.  В сеть с большой ячеёй попадают крупные караси, а с мелкой ловятся гольяны. Они идут на корм собакам.

 
Глухих озёр в нашей тайге очень много, и в них обитают не ловленные караси. Так и ждут, чтобы кто-нибудь пришёл и выловил их. Иногда они просто помогают выжить в суровых условиях, непредвиденных обстоятельствах. Можешь попасть и в курьёзные случаи. И то и другое приходилось испытывать мне.


В разговоре со знакомым на рыбацкие темы, пожаловался ему, что в лесных озёрах ловлю карасей. С установкой их целая проблема. Это не закидушка, сеть не закинешь. Он мне посочувствовал и говорит, что у него есть прорезиненная, спасательная лодка, которой пользуются военные лётчики. Вот бы тебе обзавестись такой. Только, незадача, она сильно порвана, и он собирается её выбросить. Я взмолился: « Отдай её мне». Кое-как уговорил его, и стал обладателем этой лодки. Весила она всего один килограмм. Красного цвета, с ручным насосом, склеенным небольшим шлангом с лодкой. Насос укладывался в кармашек на лодке. Мне пришлось хорошо потрудиться, чтобы привести её в надлежащий вид. В неё можно было сесть, только вытянув ноги. Плавучесть её испытал на протоке, недалеко от города. Свободно её переплывал. Лодка мне очень понравилась.


Настало время испытать её в деле, и я отправился в лес. Было одно знакомое озеро, которое хотел проверить на наличие карасей, там и поплавать на лодке. Озеро это лежало на моём пути в мои охотничьи угодья. Если водились в этом озере караси, то обед или ужин мне был обеспечен. Собрался налегке, лишнего с собой не брал. Рассчитывал на не большое время для путешествия. Взял с собою лодку и пару сетей. Отправился в путь в последних числах мая. Это время предпочтительно для похода в лес. Пробуждается природа, прохладно, ещё нет комаров, озёра уже начинают освобождаться ото льда.

 
До начала пешего пути подъехал на попутной машине. Вышел, попрощался с водителем и углубился в лес. Небольшое расстояние можно было пройти по неезженой лесной дороге, а дальше по лесу. Во второй половине дня дошёл до своего озера. Встретило оно меня приветливо, как старого знакомого.

 
Все лесные озёра расположены почти одинаково. Кое-где лес подступает прямо к воде, имеется небольшая полянка. Вокруг озеро заросло травой и плывуном. Плывун представлял собой сросшиеся между собой травы и корни, образуя плавающий травяной ковёр. Летом в болотных сапогах к озеру не всегда подойдёшь. Под тяжестью человека  плывун уходит под воду, и нога проваливается сквозь него. Под плывуном достаточно глубоко и зачерпнуть воды полные сапоги вполне возможно. Зимой он замерзает, весной не успевает оттаять, выдерживает вес человека.


Подхожу к воде, из рюкзака достаю сети и лодку. Её я накачал быстро. Очень удобный, производительный насос. Тут же убирается в кармашек прямо на корпусе лодки, не мешая движениям. Разбираю сети, чтобы в воде этим не заниматься. Опустил лодку в воду, потихоньку сажусь сам. На мне болотные сапоги, плотная тужурка.   Укладываю на колени и борта лодки две сети и отталкиваюсь от плывуна.




 Вместо весла обыкновенная палка. С помощью её потихоньку отплываю от берега. Вдруг, раздаётся мощный взрыв, это моя лодка лопается пополам. Успеваю только набрать полные лёгкие  воздуха, валюсь на бок и погружаюсь глубоко в воду.
Первое впечатление, что там темно и неуютно. Не пугаюсь, не боюсь, просто неприятность очередная. Мне и раньше приходилось неожиданно нырять в воду. Вода проникает во все отверстия в одежде и обволакивает холодом всё тело. Проносится в голове, что буду здесь лежать бездыханный на дне, а вокруг меня водоросли, рыбы, мелкие подводные насекомые. Бррр.


Сапоги тянут на дно, тужурка сковывает движения, и сети опутали меня. Надо что-то делать, не хочу я оставаться в этом мрачном месте. Сеть мешает делать широкие плавающие движения, чтобы всплыть на поверхность. Мелкими гребками ладошками подгребаю вверх. Помогает мне в этом большой объём воздуха в лёгких. Начинаю постепенно всплывать, и голова появляется над водой. Вижу рядом оставшийся красный пузырь от лодки и хватаюсь за него. Он объёмом всего с футбольный мяч, но это моё спасение. Собрал часть разорванной лодки под пузырём в кулак, чтобы из него не выходил воздух. Обнял и прижался к нему, как к любимой жене, впервые дни после женитьбы. Повис на нём после всего пережитого и осмысливаю случившееся.


Вспомнил слова отца, знавшего толк в таких случаях. Никогда не надо бросать перевернувшуюся лодку во время сильного ветра. Были случаи, что некоторые люди, надеялись на свои силы, плыли от лодки к берегу и тонули, обессилившие, недалеко от него. Человек, который держался за лодку оставался жив. Даже подгребая одной рукой и ногами, его всё равно течением подносило к берегу. Я, пользуясь отцовским заветам, не отпускал свой спасительный пузырь.

 
Отдышавшись, осознав всё, что произошло со мной, стал одной ладошкой подгребать к кромке плывуна. Выбрал менее низкое место, поплыл к нему. Вместе с сетью на себе вылез грудью на плывун и долго лежал отдыхая. Всё, подумал я, подводный мрак ещё подождёт, так хорошо на родной земле, рано с ней расставаться. Окончательно выбрался на берег, сбросил с себя сеть, подобрал свои пожитки и пошёл в спасительный лес.


 В сапогах  булькала вода, тяжело на плечах висела куртка, но я не обращал на это внимания. Скорей бы развести костёр и согреться. Выбрал место, где много сухих дров и развёл громадный костёр. В лесу ещё было достаточно сыро, чтобы случился пожар, и распространиться пожару я не боялся. Разделся, донага. Отжал свою одежду, вылил из сапог воду, и всё развесил сушить. У костра было очень жарко. Часть тела, обращённая к костру, краснела от жары, и приходилось поворачиваться возле него. Пока сохла одежда, приготовил себе покушать. Всё не выходило из головы моё происшествие. Хорошо, удачно выпутался. Однако.


Одел ещё горячую, высохшую одежду. Надо было заканчивать мероприятие, за которым я пришёл сюда. Распутал сеть и с трудом установил её вдоль берега. Озеро оказалось заросшее мхом, и в сеть попалось только два тощих карасика. Разведка на карася оказалась у меня неудачной, но и плохой результат для меня тоже полезен. Теперь я узнал, что на это озеро, в отношении карасей можно не рассчитывать. Зато курьезный случай, произошедший здесь со мной, надолго запомнится мне в увлекательных моих воспоминаниях.
               
                11 июня 2013 года.     МАГ.