Ляйсан

Руоконен Алекс
«Кошечка сидела на кафельном полу подъезда, прижимаясь бочком к радиатору отопления. Старик нагнулся и погладил вздыбившуюся на спине шерстку длинными костлявыми пальцами.
- Рыжая, как лиса. Назову тебя – Ляйсан, - произнес вслух старик.
Он был долговязый с седыми редкими волосами, нос орлиный  с горбинкой, крупный острый кадык двигался вверх-вниз, когда он говорил.

Раньше кошечка жила у злого человека. Как она попала к злому человеку, кошечка не помнила, потому что была тогда совсем маленьким котеночком. Впрочем, злой человек не всегда был злым, раньше в молодости он был весёлым. Его называли «душа компании», он играл на гитаре и пел баллады красивым бархатным баритоном, а девушки заглядывались на него, и каждая мечтала завладеть его вниманием. Одна из девушек, самая смелая и целеустремленная, отбила «душу компании» от всех поклонниц и стала его женой. У них родился ребенок, «душа компании» работал мастером в автосервисе и про него говорили – «золотые руки». Но, как в любой сказке, пришла злая сила и всё разрушила. В жизни мастера прочное место занял алкоголь. Алкоголь постепенно вытеснил жену, ребенка, друзей, работу, и мастер остался совсем один и, вообще, он перестал быть мастером и «душой компании», а стал одиноким злым человеком, возненавидевшим весь мир. Целые дни он проводил наедине с алкоголем и приблудившейся кошечкой, а злобу свою на всё человечество он вымещал на бедном беззащитном животном. Злой человек орал на кошечку, гонял её по всей квартире, швырял её со стола на пол, а однажды схватил и бросил об стену. Только когда злой человек засыпал, кошечка прокрадывалась на стол и украдкой доедала оставшиеся объедки. В один день, пьяный злой человек, вернувшись домой из магазина, забыл закрыть входную дверь. Кошечка прошмыгнула на лестницу, спустилась на площадку первого этажа, и там её нашел старик – Иван Александрович.

Старик принёс кошечку в свою квартиру, на кухне налил в блюдце воды, добавил каплю молока – вода замутилась и стала белесого цвета, в другое блюдце он нарезал сосиску и выскоблил остатки рыбной консервы. Когда кошечка наелась, она прыгнула на колени старика, сидевшего в кресле, и замурчала. Иван Александрович гладил кошечку и ласково говорил : «Лисонька, Ляйсан, Ляйсанчик». Это имя словно далеким эхом прозвучало в памяти старика и вернуло его в молодость.

В то время Ваня учился в аспирантуре геофака ЛГУ и летом отправился в геологическую экспедицию. Экспедиция направлялась в степной край, где собирали пробы грунта, образцы минералов. Начинали работу в поле рано утром, пока не наступила полуденная жара. Завтракали тоже в поле. На завтрак им привозили горячие чебуреки и холодный кумыс. Привозила девушка из соседней деревни по имени Ляйсан. Молодые люди – Ваня и Ляйсан – понравились друг другу, и вскоре Ляйсан стала приезжать не только утром в поле, но и по вечерам в палаточный лагерь геологов. Ваня читал девушке стихи своих любимых поэтов, а Ляйсан пела тонким девичьим голоском простые и бесхитростные песни своего родного края. Они встречали рассветы, провожали закаты и поняли, что этот мир создан для них двоих. Срок экспедиции подходил к концу, нужно было возвращаться в Ленинград. Ваня и Ляйсан условились, что за несколько дней до отъезда они вместе поедут к родителям девушки, и Ваня попросит у стариков разрешения жениться на их дочери и увезти её в Ленинград. Но на другой день Ляйсан не приехала, а приехал её старший брат – Равиль. Равиль нашёл Ваню и коротко сказал ему, мол Ляйсан он больше не увидит, родители против их отношений и дочку свою ему не отдадут. Вечером Ваня поделился своей печалью с друзьями геологами. Друзья, балагуря и шутя, предложили Ване похитить невесту в духе «Кавказской пленницы» и стали придумывать на ходу различные сценарии похищения. Но Ваня, комсомолец и интеллигентный юноша, был против варварских обычаев. Как человек, привыкший обращаться за советом к старшим, он подошёл к бригадиру из местных и изложил ему свою проблему. Пока Ваня говорил, бригадир молчал и смотрел вбок и вниз, как будто хотел что-то разглядеть на земле. Когда Ваня закончил, бригадир ещё немного помолчал, потом сказал: «Я знаю этих стариков - они упёртые. Забудь, парень, найдешь себе другую невесту в Ленинграде». Иван попробовал возразить, что мол они с Ляйсан уже взрослые люди и вправе сами выбирать свою судьбу, тогда бригадир поднял глаза от земли и посмотрел на Ваню взглядом жестким и колючим, как терновник : «Ты, парень, того, в чужой монастырь со своим уставом не лезь». Спустя несколько дней поезд увозил геологов из степного края домой на север. Ваня смотрел в окно плацкартного вагона на бескрайнюю степь и прощался навсегда с местами, где он обрёл и потерял первую любовь. Вдруг он увидел, что по степи вдоль железнодорожного полотна бежала рыжая лиса. Как будто Ляйсан превратилась в лису и провожала своего любимого.

После окончания аспирантуры Иван Александрович стал работать в научном институте. Там он познакомился с молодой женщиной из отдела кадров – Тамарой Николаевной. Приземистая плотная блондинка Тамара сразу положила глаз на высокого стройного брюнета Ивана, когда он зашёл оформлять документы по трудоустройству. Совместные походы на танцы, в театр, кино сблизили молодых людей и вскоре сыграли свадьбу, а через год родилась дочка – Оля. Так и жили : Тамара Николаевна снизу вверх с любовью и восхищением смотрела всю жизнь на своего мужа, а Иван Александрович смотрел куда-то в сторону, вдаль, как будто искал глазами на горизонте степь, а в степи тонкий силуэт девушки, машущей платочком уходящему поезду.

Когда Оля училась в институте, Тамара Николаевна заболела. Поначалу отшучивалась, крепилась, старалась «держаться бодрячком», но болезнь наступала, и был произнесен вердикт: необратима. Слишком далеко и широко проникли метастазы, лечение стало бессмысленным, только усугубляло мучения. Через несколько месяцев после смерти Тамары Николаевны ушла из родительского дома Ольга.

Будучи домашней девочкой, Ольга с головой окунулась в студенческую жизнь, впервые почувствовав свободу и независимость от родителей. На одной из вечеринок она встретила молодого человека Володю – балагур и весельчак, «душа компании», он превосходно играл на гитаре и высоким голосом, как у Валерия Агафонова, пел : «Капризная, упрямая, вы сотканы из роз…». Володя был желанным гостем на любой вечеринке, ему везде наливали, а он не смел отказаться. Ольга завоевала Володю и ревниво охраняла его от вездесущих поклонниц. Ивану Александровичу Володя сразу не понравился – пустой, никчемный человек, одна красивая оболочка без внутреннего содержания и без идейного стержня. Иван Александрович по своему, по-отцовски, опираясь, прежде всего, на логику и здравый смысл, пытался убедить дочь в неправильности её выбора, но наталкивался только на злость и отчуждение. Отношения отца и дочери ещё более испортились с уходом Тамары Николаевны. Ольга стала пропадать из дома по несколько дней, не отвечала на звонки. Когда появлялась, то разговаривала с отцом грубо, неуважительно. Ссоры их стали всё чаще и, наконец, дошли до той крайней черты, когда вернуть обратно прежние отношения уже невозможно. Были произнесены обидные горькие слова со стороны дочери : «сухарь», «у тебя нет сердца», «ты маму никогда не любил» и самое больное – «мама умерла из-за тебя», а с другой стороны прозвучали страшные слова, которые подвели черту и поставили точку в отношениях отца и дочери : «будь ты проклята» и «нет у меня больше дочери». После этой схватки Ольга ушла навсегда.

Несмотря на горькую обиду, Иван Александрович не мог забыть дочь. Ведь она была его малышкой, его Оленькой. Издалека он следил за её жизнью и изредка узнавал от дальних родственников о поворотах её судьбы. Он знал, что у Ольги родилась девочка, что она рассталась с Володей, чему Иван Александрович втайне порадовался – уж лучше пусть будет одна, чем с этим шалопаем. Также он узнал, что Ольга стала успешным предпринимателем и, даже, стал гордиться ею, что она сама без посторонней помощи, даже вопреки житейским неудачам, хорошо устроилась в жизни, стала самостоятельным, финансово независимым человеком.

Жизнь старика и кошечки протекала тихо и незаметно. По обыкновению старик сидел в кресле у окна и читал книгу, а кошечка располагалась у него на коленях и тихонько мурчала. Иногда старик опускал книгу и смотрел в окно, как будто выискивая глазами кого-то среди прохожих – того, кого он ждал всю жизнь и никак не мог дождаться. Кошечка забиралась на подоконник, пристраивалась между горшков с геранью и тоже смотрела в окно на падающие снежинки, на черные деревья и на ворон, сидящих на ветках. Однажды старик лег на кровать и больше не вставал. Кошечка забралась к нему на грудь и принялась когтить его клетчатую фланелевую рубашку, пропахшую стариковским потом, пылью и лекарствами. Старик не реагировал. Тогда кошечка стала вылизывать холодную руку старика, но Иван Александрович уже ничего не чувствовал. Кошечка легла рядом, прижалась спинкой к руке старика и задремала. Время от времени она вставала, ходила по своим делам, потом возвращалась и ложилась снова рядом с хозяином. Сколько так продолжалось неизвестно, ведь кошки не ведут счет часам. Но вот открылась дверь и зашли люди. Женщина в белом халате и тонких латексных перчатках взяла кошечку и посадила на кресло. Кошечка не стала сопротивляться, она забилась поглубже в кресло и смотрела испуганными глазами на входивших и выходивших людей. В комнату вошла женщина с длинными белыми волосами и в черном платье. Женщина держала за руку девочку – светленькую и воздушную, как солнечный зайчик. Они замерли у порога. Девочка прижалась к ноге матери. Вдруг девочка увидела кошечку, и выражение её лица мигом переменилось, вместо испуга в глазах её вспыхнул восторг. «Мама, смотри какая чудесная кошечка», - воскликнула девочка. Женщина строго посмотрела на девочку, но девочка не смогла сдержать свой порыв, подбежала к креслу и стала гладить кошечку. Кошечка замурчала и уткнулась мордочкой в ладошки ребенка. Женщина подошла к ним, присела, обняла свою дочь и заплакала».

Я закончил свой рассказ. Ты смотрела на меня широко раскрытыми глазами, зрачки расширились, и в уголках глаз блеснули две маленькие слезинки.
- Я поняла, - сказала ты.
После небольшой паузы я продолжил:
- Прошу тебя, помирись с отцом. Несмотря на все обиды, оскорбления, недопонимания, мы, дети, должны быть благодарны нашим родителям. Мама и папа – это единственные люди на земле, которые любили нас бескорыстно и безусловно с момента нашего рождения. Я понимаю, после всего, что было, так трудно произнести эти казалось бы простые слова : «я тебя люблю», «прости меня», «я была неправа». Но в этом тоже есть своего рода нравственный подвиг, если ты переступаешь свою гордыню и преклоняешь колени перед человеком, который тебя обидел, но ты ему простила и просишь у него прощения. Я уверен, что отец примет, простит и обнимет тебя, как свою родную дочь. Как на картине Рембрандта – сколько любви и нежности в лице отца, обнимающего упавшего перед ним на колени сына! Отцу не важно, что сын вернулся в лохмотьях и босой, что сын ничего не добился в жизни, а наоборот, возможно, все потерял. Самое главное для отца то, что сын вернулся и будет рядом с ним в его старости. Ведь он его сын, его кровиночка!

Ты молчала и смотрела вниз на носочки лакированных полусапожек. Но на самом деле, твои глаза были обращены внутрь тебя самой. Ты видела ими картинки из детства, как в калейдоскопе за несколько секунд промелькнули самые яркие впечатления, где ты была рядом с мамой и папой.

Бар закрывался, нам пора было уходить. Я расплатился по счету и вызвал для тебя такси. Мы вышли в ночь под питерскую октябрьскую морось. Подъехала машина такси. Ты посмотрела мне в глаза и хотела что-то сказать, но слова застряли где-то на полпути. Тогда ты обняла меня, прижалась щекой к моей щеке и прошептала:
- Благодарю.