Курсанты под парусами

Анатолий Бызовской
Мы курсанты второго курса речного училища, сдаем последние экзамены, затем летний отдых и мы уже - курсанты третьего курса.

 На хозяйственной территории училища, на «стеллажах» стоят почти новенькие шестивесельные, шлюпки-ялики. Всего несколько раз они спускались на воду, во время праздников, курсанты на этих суденышках, на веслах, принимали участие в соревнованиях, между группами. Всем принять участие не представлялась возможность. Остальные курсанты принимали участие, болея за своих товарищей.

 Но была одна особенность у этих суденышек - они имели приспособление и оснастку, чтобы ходить под парусами. Но, так-как в училище не было специалистов, знающих парусное дело, так-бы и пришла вся парусная оснастка в негодность лежа на складе. Но училищу повезло, преподавателем морского судовождения на работу пришел молодой учитель, раннее работал штурманом на морских судах, закончившего морское училище.

 Стояли жаркие летние деньки. В стенах училища, оставались лишь задолжники по учебе. И наш морской специалист, истомившись от безделья, присмотревшись к яликам и найдя на складе комплект парусных принадлежностей - такелажа, решил оснастить ими одно из суденышек. Задумано, сделано: набрав команду из мучавшихся в безделье - в училище должников по учебе и через пару дней - «парусник» уже стоял во дворе училища во всем своем великолепии, в ожидании спуска на воду.

 Все причастные к этому делу, ходили в ожидании - «нужного ветра». И вот в один из дней он задул - Да еще какой! Нашли транспорт для перевозки… и парусный шлюп уже на речной волне. Команда на веслах, выгребла на речные просторы и подняли паруса. Молодость, учителя и видимо не понимание всей ответственности, за происходящим…  И ялик под всеми парусами, рассекая волну, понесся с невероятной скоростью по ветру, а наш капитан сидел на корме ялика на «румпеле», управляя судном.

 Ветер порывами был очень сильный, и наш ялик под парусами, пошел даже на обгон небольшого пассажирского судна, идущего со скоростью более десяти километров в час. Все было хорошо, но на членах команды - не было ни одного спасательного жилета, а на судне ни одного спасательного круга.

 И вот, когда, впереди показался по курсу остров… пришло время для разворота в обратном направлении. Но оказалось, у команды для этого нет элементарных знаний. «Капитан», наскоро провел инструктаж, что и как кому делать. И не приспуская паруса, на этой скорости - «переложил руль на борт» … Ялик круто пошел на разворот - парусность судна оказалась поперек ветра, его сильный порыв…  и ялик лег бортом на волну, черпая воду реки.

 Забыв инструктаж, все семь человек, инстинктивно бросились на противоположный борт и повисли там «гирями», и это спасло маленькое суденышко от опрокидывания в «Овер Киль.» - ялик черпая воду бортом, выровнялся и принял мало – мальски, устойчивое положение. Экипаж пришел в себя, появились после стресса веселые разговоры, что они уже команда и теперь знают, что надо делать, когда меняют направление – «Галс.»

 И вот по курсу судна под углом к ветру приближается берег. Надо менять курс на подветренную сторону противоположного борта. Капитан всех предупредил, все приготовились… Руль переложен, ялик, как и в прошлый раз лег на борт, команда на противоположном борту, но на этот раз «груза» для балансировки не хватило.

 Капитан не учел, что зачерпнутая вода в прошлый раз осталась в корпусе, ее вычерпать было нечем и вода в корпусе устремилась по наклону судна и ялик медленно, но верно перевернулся … показав на поверхности свое днище.
 
Наше северное лето, и вода не особо теплая, но вот из-под перевернувшегося ялика, на воде начали появляться головы экипажа - парусного судна. Пересчитав количество людей на воде, - «капитан» понял … одного курсанта нет.

 В голове пронеслась одна спасительная мысль – Может застрял в корпусе ялика? Ныряет один раз, затем второй… выныривает и на поверхности держит курсанта. Он в сознании… кашляет избавляется от воды, но пока самостоятельно плыть не может. Его «капитан» буксирует к берегу.

 Остальные пытаются ялик толкать к берегу. На их счастье увидев все это, к нам «подлетает» проезжающая моторная лодка. Помогают ялик под буксировать к берегу. А, затем все вместе подтаскивают ялик - бортом на берег, выливая воду. Подъехавшие люди, дают ведро, и вода полностью откачивается с ялика. На берегу: все просыхают, согреваются, успокаиваются. Затем судно спускают на воду: река успокоилась, ветер стих, и команда на веслах по течению, направилась в сторону «дома.»

 И больше пробных выездов под парусами - в училище не было, руководство училища настрого запретило, эти эксперименты. А, наш новоиспеченный «капитан», схлопотал в свой первый месяц работы – «Строгий выговор», за несоблюдение всех правил и требований при нахождении на судне и движении на воде.