Пожар у пожарников

Иракли Ходжашвили
Пожар  у  пожарников
     Вы скажете: «Такого быть не может!»  Ну, так все так и сказали.
     Даже члены как внутренней министерской, так и специальной независимой комиссии так сказали, когда собрались обсудить и написать заключительный акт о происшествии.
     То есть, сам факт пожара все признавали — куда тут денешься от головёшек, а вот о причине возгорания так и не пришли к единому и четкому мнению: одни стояли за формулировку «А чёрт его знает!», а другие за  «Бог знает почему!»
     Если меня спросили бы, то я сказал бы, что обе формулировки верны, так как только очень отъявленная бестия могла придумать и подстроить столь хитроумное сочетание и точнёхонькое совпадение по времени многих, абсолютно вроде бы случайных и несвязанных друг с другом, факторов, которые члены комиссий не смогли охватить и осмыслить.
     Например, почему решили строить здания Управления пожарной охраны именно в этом месте? Почему во время планировки территории решили не сносить стоящую там старую, но все еще красивую ротонду, увитую плющом и диким виноградом? Почему не срубили растущую рядом с ней ель?
     Почему при выборе архитектурного проекта остановились именно на том, где вместо строгих прямоугольных корпусов предлагались какие-то изгибающиеся, "выпукло-вопуклые" стены почти сплошь из «зеркального» стекла, отражающего солнечные лучи?
      Почему заместителем начальника по хозяйственной части взяли именно Ивана Ивановича (имя условное, конечно)? Почему у него были самые теплые воспоминания о школе, когда он, выгнанный с урока за смешную, как он думал, шутку, мог, разбежавшись по пустому коридору, скользить долго на ногах по вощёному и натертому до блеска старому, еще, наверное, дореволюционному, паркету бывшей мужской гимназии?
     Почему ему так запомнился запах того керосина или скипидара, которыми мочили в то время опилки для периодического протирания полов? Сколько раз он вызывался помощником и старательно драил коридор, заметая и собирая потом в мешки эти использованные опилки, которыми кочегар зимой топил печи, или сторож с дворником сжигали на заднем дворе?
     Может, оттого Иван Иваныч и пошел потом в пожарники, кто знает?
     Почему, став «главным завхозом» он настоял, чтобы полы в главном корпусе были обязательно паркетными и натирались старым добрым способом? Почему порвалась  пара толстых, многослойных бумажных мешков, куда ссыпали проскипидаренные использованные опилки?
     Почему у грузовика, который привез свежие опилки  и должен был вывезти старые, вдруг ни с того, ни с сего засорился карбюратор?
     Почему в день пожара был праздник и в Управлении были всего несколько дежурных, сидевших в другом крыле, на противоположной, уличной стороне здания, и поэтому не могли видеть происходящего во дворе?
     Да и вообще! Почему  именно этот день был необычно жарким? Почему ясно солнышко лупило так, как никогда?
     Почему случилось так, что его лучи, отразившиеся от одной из вогнутых зеркальных поверхностей, пучком собрались именно на месте  разрыва одного из тех бумажных мешков, отчего края его стали тлеть?
     Откуда взялся не то легкий ветерок, не то сквозняк, раздувший это тление до слабенького огонька, от которого, тем не менее, вспыхнули опилки этого мешка, потом вспыхнули все мешки с использованными и свежими опилками, загорелся бензин и взорвалась машина, отчего  огонь  перекинулся на плющ с виноградом и вспыхнула красавица-ротонда, в которой во время банкетов и вечеров отдыха для сотрудников играл знаменитый духовой оркестр пожарников… ну а там уж полыхнула смолой  ель, вокруг которой на Новый год скакала детвора не только сотрудников пожарной службы. 
И всё это произошло так быстро, почти мгновенно, что и сигнализация не сработала — да и какая могла быть сигнализация во дворе, куда всех выгоняют курить,  так что там дым, хоть топор вешай!
     Хорошо еще, что кто-то  успел заметить дым и столб огня от вспыхнувшей высокой ели, и вызвал пожарную команду. Дежурные же похватали с музейного пожарного щита кто багор, кто топор, а кто ведро для песка,— но что этими историческими экспонатами могли они сделать?
    В общем, вот вам истинная причинно-следственная связь возникновения пожара, которую комиссии не установили.  Надеюсь, после этого вам понятно мое согласие с формулировкой «Чёрт его знает!», потому что такое, думаю, могло быть подстроено только нечистой силой.
     Но, как известно, всё в руках Божьих, поэтому я согласен и с теми кто утверждал, что «Бог знает почему»  все так произошло,— ведь ничто человеческое Ему не чуждо: как говорится, с кем поведешься…
     Вот и Он, зная о чертовском плане и не веря в его осуществление, всё же поддался любопытству — как пойдет дело в реальности?  Вот чуть и не проглядел катастрофу. Хорошо, что не позволил огню перекинуться с ели на здание. Только несколько стёкол полопались от жара. Представляете, что бы было, если бы сгорело Управление пожарной охраны! 
     А так — обошлись «малой кровью»: Ивана Ивановича отправили на почетную  пенсию; новый завхоз ничего не понимал в уходе за паркетом, поэтому полы  стали сперва скрипеть, потом паркетины начали где гнить, где выпадать, так что вскоре заменили всё ламинатом под паркет; ротонду отстроили и покрасили заново — стоит теперь белая, голая, без плюща и винограда, — даже оркестр звучит из нее как-то иначе, чем раньше, резче, что ли; привезли и посадили новую ель на радость детям, хотя, по-моему, прежняя была красивее.
     И, что важно, везде понатыкали сигнализацию - хоть бросай курить!
     Всё же мудра народная пословица: «На бога надейся, а сам не плошай!»
24.02.2023 г.