Мельница в Панфилово

Борис Лембик
Мельница в Панфилово

Всматриваясь в старое фото - 5
 
Эту фотографию разместила на своей странице в «Одноклассниках» Лилия Ильменская (Суховей): это бывшая мельница в поселке Панфилово в 2012 году. Незавидная судьба этого, когда-то очень важного для них, здания так взволновала земляков, что получилось интереснейшее обсуждение. Много нашлось искренних и волнующих воспоминаний.
Наверное, я не ошибусь, что становится всё меньше нас, тех, кто помнит домашний хлеб. А ведь тогда в каждой хате была русская печь, и каждая хозяйка пекла для своей семьи караваи. Процесс этот был непростым, не всем он удавался. Ну а в небольших колхозах обязанности хлебопека поручали одной из колхозниц. Колхоз выделял муку, топливо (по-местному «топку»), а готовый хлеб отдавали в садик, в годы войны правление распределяло его среди эвакуированных.

Добавлю ещё, что в черновом варианте моего рассказа «Ходики» хозяйка Мария собиралась печь хлеб, готовила тесто. Но поскольку толком технологию я не знал (хотя и неоднократно видел, как это делала мама), а выглядеть неучем не хотелось, то в итоге Мария села за прялку. А получилось даже и лучше.
Что, кроме хлеба пекли хозяйки? Много ещё чего! Самые разные пирожки – с картошкой, мясом, ливером, луком и яйцом, творогом. Делали ватрушки, варили вареники с самой разной начинкой, пельмени, изготавливали домашнюю лапшу. К праздникам жарили блины, пекли куличи и пасхи, жаворонки. И всё это из муки.
Ну где её взять? Конечно, на мельнице. Для прежних времён любая мельница была довольно сложным механизмом и её сооружение требовало, как навыков, так и затрат. Но и зарабатывали мельники, по сравнению с простыми земледельцами, больше и в первую очередь попали в непростые годы под раскулачивание. По материалам из «Алфавитного списка населенных мест Области войска Донского» за 1915 год в Новокиевке на 100 дворов записана паровая и 2 ветряные мельницы, в Красавском на 16 дворов одна ветряная мельница, в Полтаво-Звонаревском (в документе Полтавском) на 20 дворов также одна мельница.

Несколько лет назад Игорь Пташкин, потомок рода Максимовых, сообщил мне следующее: «Моя бабушка Максимова Антонина Ефимовна проживала в Новокиевке, а дед, Сидякин Николай Иванович, был из АМО, они там и проживали. Ну а моим прадедом, соответственно, был Ефим Максимов. У их семьи было три или четыре мельницы, все были построены дедом моей бабушки для сыновей своих. Их мельница стояла на бугре слева перед въездом в Новокиевку. Я хорошо помню где, мы ездили туда, и бабушка показывала, где что стояло - дом, амбары, ну и ветряк. Еще у бабушки в хозяйстве был трактор американский «Фордзон».
Ещё бабушка рассказывала, что сын хозяина паровой мельницы (он был из немецкой семьи) сватался к старшей бабушкиной сестре, но что не получилось у них».

Мы можем только предполагать, что эта семья была родственниками Максимовых из Звонарей или Головатовки. Потомок головатовских Максимовых Александра Васильевна Мельникова (д.Будяк) написала так: «Мой другой дед Максимов Сергей Алексеевич (1875 г.р.) владел ветряной мельницей на Звонарях. Мама рассказывала, что у них также был трактор, лошади и большое хозяйство. Он очень много работал, с 4 утра и до 12 ночи, отдыхал всего по четыре часа».
О более ближних временах от Прокофьевой Нины Емельяновны: «Ветряная мельница в Полтаво-Звонарях существовала до войны и еще три-четыре года после войны. А потом молоть стали возить в Панфилово, так как там установили современную мельницу-сеянку (там зерно отделялось от кожуры и шла чистая мука)».

Ну а теперь к обсуждению этой фотографии. Николай Федорович Бичехвост: «Да, это была, по моим мальчишеским воспоминаниям, крепкая мельница! Получив зерно на току в колхозе (на трудодни, наверное, осенью), наши родители загодя готовились к поездке в Панфилово молоть для своей семьи муку. Это был целый ритуал. Ведь САМИ пекли хлебы в той же Новокиевке (20 км до Панфилово ехать на конях и по осенней грязюке, благо, если подморозило). Была на ту мельницу очередь и надо был ее "не проворонить". Собирались ехать туда несколько семей. Может, колхоз и выделял машину - но не помню. Мать днями латала дыры в мешках под будущую муку, я крутился рядом. Ведь отец должен привезти муку для черного хлеба и "сеянку" - это для выпечки белого хлеба, но немного: под пасхальные куличи, для вареников и "жаворонков", прочей сладкой сдобы. Батя запасался продуктами на 2-3 суток, т.к. на мельнице занимал свою очередь с гружеными зерном мешками. Народ наглый был всегда, кто-то лез вперед со своей телегой!...Мат-перемат! "За грудки". Подскакивали свои, хуторские...
И ночевали-спали на этих телегах, чтобы не пропустить свою очередь! Жевали всухомятку не отходя от своего добра: сало, яйца, хлеб, головка чеснока... Потом помогали друг другу тягать тяжелые мешки, ссыпать зерно для помола..., грузить после мешки с выстраданной мукой. Усталые, небритые, перепачканные мучной белой пылью, отправлялись домой на телегах в Киевку. К семье! А мы с радостью ожидали отцов каждый божий день... ПРИЕХАЛИ!
- Теперь с голоду не пропадем! - облегченно вздыхала мать, глядя на нас, трех карапузов в хате...))). Так, примерно, помнится, так жили-были мы... Может что-либо призабылось или неточно описал, простите, земляки».

Ну а, пожалуй, самые содержательные и познавательные отклики получились у Валентина Федоровича Тараненко, человека очень неравнодушного к истории нашего края и былых времен: «Мне доводилось привозить зерно на эту мельницу. Там очень требовательный и добросовестный мельник. Перед взвешиванием зерно тщательно проверялось в лаборатории на сорность, влажность, проращивание, посторонние запахи-примеси. Характерно, что пробы брались не развязывая и не повреждая мешок. Специальный меч-щуп проколом раздвигал нити мешковины. Каждый мешок прокалывался в нескольких местах, извлекая грамм по 200 зерна. После взвешивания мешки заносились по узкому трапу на самый верх. Из бункера по желобку зерно попадало в жернов. Мельник регулировал заслонкой подачу зерна, от этого зависло качество помола. При каждой регулировке он пробовал муку на язык. И мука у него всегда выходила на славу. В панфиловскую мельницу привозили молоть не только с Калининского района, но и... С жернова мука поступала в широкий конусный короб с задвижкой. Тут уж не зевай, подставляй мешки. Бывает, что наполненный короб забивался спрессованной мукой, вынуждая надолго останавливать весь процесс. И горе тому, по чьей это вине это произошло.

Теперь из школьных воспоминаний: - Петя, почему не выучил урок? - Допоздна затаривали мешки на мельницу (Лембик). - Они только затаривают, а мы давно едим блины из новой муки (Саша Стародымов). Такая причина для учителей считалась уважительной, они всегда относились с пониманием, так же, как и к "пас коров". Кучеренко Витька: - Жаль, что на мельницу ездиют редко, а то уже Годунов заметил: "Что-то ты часто пасешь коров, то за дядю, то за тётю".
Осенью после выдачи зерна колхозники спешили занять очередь на мельницу. Занимали сразу колхозами, совхозами, между ними возникали сдвиги-перерывы, в которые умудрялись вклиниться наиболее шустрые. Таковыми в колхозе обычно были Дробязки, Борьба. Красавка и Головатовка "долго запрягали". С этой мельницей у меня имеется ещё одно воспоминание с приключениями, но об этом в другой раз.

Моя бабушка Ефросиния Яковлевна слыла в Красавке мастерицей по выпечке хлеба и у неё были на этот счёт свои причуды. Мешки перед отправкой на мельницу проверит, пометит, перекрестит. Не позволяла их затаривать заранее. Просыпавшееся около мешков зерно нельзя было убирать пока их не вынесут. Встречала муку всегда на дороге, где обычно выгружали мешки с саней. Там, развязав один мешок, надолго сунет туда свой нос, потом причмокивая выдаст свой вердикт: "хороша" или же "для блинов сгодится, а хлеб я буду печь из старой". Теперь вопрос к знатокам: Почему мешки на мельницу затаривали только накануне?
Ответ, если подумать, тривиален. Колхозники получали зерно на току в мешках, дома его высыпали в закрома, а перед мельницей снова засыпали в мешки. Зачем они выполняли двойную работу? Почему бабушка не позволила вечером убрать просыпавшееся около мешков зерно?».

Вопрос показался занимательным, ну и ответы были такими. Галина (Похил) Абашева: «Почему зерно не хранили в мешках? Да, наверно потому, что в мешках зерно для грызунов было более доступно, чем в закромах. Да действительно в нашей семье все зерно, как и корма для домашней животины, хранилось в металлических чанах, емкостях, обязательно плотно закрытых. И ещё. Моя бабушка запрещала "по темну"(это ее выражение) делать какую-либо уборку, т.к. такая уборка могла навлечь на семью беду. А венику на Руси всегда отводилось особое место - он помогал бороться с нечистью, которая по поверьям просыпалась именно в темное время суток. Чтобы её (нечисть) не "тревожить", запрещала вечером подметать, поэтому зерно осталось рассыпанным до утра». Ну а я предложил следующее: «Если предположить, что зерно могло слежаться или отсыреть в мешках, то скорее второе. А о бабушкиной примете, то согласен с Галиной».

А дальше снова от В.Тараненко: «Недосушенное зерно в мешках довольно быстро сопреет, как у нас говорили, сгорит. А зерно около мешков оставляли, как мне кажется, чтобы мыши нажрались и не грызли мешки - это с одной стороны, ну и мистика - с другой.
С этой мельницей у меня всплыли более ранние воспоминания. Разговоры о мельнице пошли с ранней осени, а собрались только в конце зимы. Для меня, третьеклассника, это большое событие. Я напомнил родителям об их обещании: за отличную учебу отправить меня в гости к тёте в Панфилово. Хотелось взглянуть на отвалившийся угол двухэтажный школы (следы бомбёжки), сходить в когиз, в раймаг, на базар. Родители неожиданно согласились, собрали корзину с гостиницами. Выехали из Красавки затемно. Укутавшись в полушубок, зарывшись в солому на санях, под рокот трактора я всю дорогу проспал, проснулся только перед АМО. Никаких приключений. Дни в Панфилово были очень тёплые, снег таял на глазах, кругом ручьи.
На обратном пути решил бодрствовать и все запоминать. Страшновато было на амовской плотине. Вдруг тракторист не сумеет вырулить на повороте, справа-то вода, а слева круча. У Бурнацкого нас перегородил бурный поток воды. Мужики переживали, не намочить бы мешки с мукой. Потом тревожили меня потрескивающие высоковольтные провода.

А страху я натерпелся на Кармане, где по одну и другую сторону реки скопились трактора и машины. Деревянный мост был под водой, а новый бетонный ещё не запущен. На берегах кольями обозначили расположение утонувшего моста. Мы наблюдали как на том берегу с почтовой машины посылки и мешки грузили на кабину трактора С-80. Затем трактор поехал в воду, тракторист из кабины перебрался на крышу, трактор полностью скрылся под водой, видна только часть кабины. Когда трактор пошёл в гору, тракторист сел за рычаги. И так несколько раз. Мужики обсуждали, как быть с мукой? Хотели сначала об'ехать через Страхово, но там плотину прорвало. Переждать спада воды?
В Красавке нужны сани для перевозки фляг с молоком, а с той стороны уже прибыл для этого трактор. Решили выгрузить мешки в скирду соломы, а самим перебираться на крыше дизеля. Последним рейсом с пустыми санями меня тоже водрузили на крышу. Я наблюдал как сани скрылись под водой и как вода смыла с них всю солому. Подвыпивший сосед вдруг заорал: "Оклунок, мой оклунок". Порывался спрыгнуть в сани, меня чуть было не столкнул в бурлящую воду. Вот где страх. Я перевернулся, уцепился двумя руками за толстый специально удлиненный гофрированный шланг-воздухозаборник. Выхлопная труба трактора скрылась под водой, выпуская громадные пузыри дыма.

Оклунок (вот ещё одно "забытое слово" в копилку земляка-краеведа Бориса Лембика. Оклунок, в моём представлении это - частичка целого. "Сена на огороде набралось четыре копны и оклунок". "Муки пять мешков и оклунок"). А оклунок того мужика всё же уцелел, не смыла его вода. И переживал он не так за муку, как за початую поллитровку, которую он под смех мужиков извлёк из теста. На мокрых санях без соломы ехать не так приятно.
В Киевке к нам подсели школьники. Перед Красавкой все сошли с саней. Не уверены были, пройдёт ли трактор вброд, вода заметно поднялась. Пошли все к мосту. Приключения продолжились. На мосту вода выше колен. Принесли длинную верёвку. Два мужика с одной стороны, два с другой, к середине прицепляли очередного бедолагу (таковыми оказались подсевшие в Новокиевке школьники и женщины) и так перетаскивали по воде на другой берег. Такие вот приключения напомнила мне эта фотография старой мельницы».
Ещё одна землячка Татьяна Радченко: «Я тоже хорошо это помню, так как мой папка работал трактористом (Ольховский П. И.). Были сани деревянные очень большие, на них укладывали мешки, одевались тепло, в тулупы. А ещё привозили отруби и из них делали дрожжи, они были очень вкусные –кисленькие. А какой хлеб был вкусный, у меня даже сохранилась мамина сковорода, большая, круглая, я в ней пеку пирожки».

Дальше к обсуждению подключились жители Панфилово. Панфиловская библиотека: «Это фото сделано давно, сейчас вид здания хуже.  Немного истории. Первым построил экономию помещик Жеребцов, затем купец Комаров открыл крупную скупку зерна. У железной дороги были расположены амбары и склады Комарова. Поселок сразу приобрел вес и значение. Все свободные земли вокруг него арендовал преуспевающий помещик Жеребцов. Богатый и просвещённый землевладелец активно развивал товарное сельскохозяйственное производство, вкладывал капиталы в благоустройство края. По его велению возле станции заложили парк, построили мельницу, магазин, склады и хранилища». Галина Климова (Шептала): «На этой мельнице не только муку мололи, но и масло подсолнечное били. Так что там народу всегда было много и с мешками, и с флягами под масло. А какие ярмарки были в парке на стадионе, а скачки на аэродроме. Остались только воспоминания. Нашелся бы какой-нибудь меценат и отреставрировал нашу мельницу для потомков, чтобы они знали, как раньше люди жили и как вели хозяйство».

И снова Галина (Похил) Абашева: «Наверно, чтобы из этого старого здания сделать что-то вроде музея, потребуются немалые средства, да и будут ли расходы оправданны, а новое сооружение востребованным. Эту идею можно предложить в Новоаннинский краеведческий музей.
Как жаль, хуторов остаётся все меньше и меньше. Когда-то Панфилово казалось таким большим населенным пунктом, перед началом учебного года ездили туда за канцтоварами. А с ЖД станцией, вернее вокзалом, вообще особые воспоминания связаны. Из Волгограда можно было приехать только на "бичевозе", так называли поезд, ездили только в общих вагонах. Мало было купить маленький картонный билетик, потом надо было ещё штурмом взять посадку в вагон, поэтому нас провожали чаще всего наши папы.
Спасибо огромное, Валентин! Очень интересно и живописно все описано. А для нас, махиновских детей, разлив Карманки был в радость, потому что каждый год плотину прорывал сумашедший поток воды, и хутор оказывался отрезанным от всего остального мира. У взрослых - проблемы, а у нас каникулы».

Ещё интересовало земляков, сколько же лет этой мельнице? Когда и почему перестала она работать?
А вот так они реагировали на эти замечательные воспоминания: «Уважаемый Валентин! Уникальные подробности очевидца -такое трудно найти в литературе. А тут- весь процесс, технология помола...Спасибо за пополнение наших представлений о малоизвестной сельской жизни нашего прошлого! Оно не забыто! С теплым уважением».
«Николай! Потрясающие воспоминания! Это то, о чём многие из последующих поколений не знали и не догадывались. А вот так живо, красочно, а главное правдиво, Вы открыли им неизвестную страницу нашего прошлого. Это то, через что пришлось пройти нашим родителям. Спасибо за такой отклик!».

Теперь немного не связанного с мельницей. Зацепили меня слова у В.Ф.Тараненко «…сходить в когиз, в раймаг, на базар». Если базар и раймаг понятно многим, хотя я не помню где в Панфилово были базар и раймаг (кажется, последний находился на улице напротив вокзала), то «когиз» слово уж не такое простое. Называли тогда так книжный магазин, в котором ещё продавались канцелярские принадлежности. Конечно, кое-что привозили и в хуторские сельмаги, но нужный выбор был в когизе. Чтобы попасть в этот магазин, надо было дойти до перекрестка и повернуть направо. Потом идти ещё метров сто. Так это сохранилось в моей детской памяти потому, что для меня это был самый желанный и «нужный» магазин - там продавались КНИГИ. А я с малолетства страдал неутомимой жаждой к чтению. Не осталось в памяти, что покупали, но вот сами посещения помню. А такое необычное название, насколько я в курсе, пошло как аббревиатура от названия «Книжное государственное издательство». Сокращенно получается «когиз». Вот и применил народ это словосочетание для обозначения магазина. А может и правда на нём была такая вывеска? Кто помнит?

Не думаю, что это всё о этой мельнице. Наверное, найдутся земляки, у которых будет что добавить. Пишите, делитесь фото и информацией.

Предыдущая заметка: http://proza.ru/2023/02/20/1032

Следующая заметка: http://proza.ru/2023/03/01/1579