Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами

Алина Алексеева-Маркезин
     Тициан.Портрет неизвестного с серыми глазами. 1538?  Холст, масло. 112 х 95. Флоренция, Галерея Палатина, Палаццо Питти.

      Тициан, самый прославленный живописец Венеции, был прежде всего блистательным портретистом. По словам Вазари, «не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом». Но «Портрет неизвестного с серыми глазами» занимает совершенно особое место в его творчестве, являясь одним из великих шедевров не только Тициана, но и всей мировой живописи.
   
      Произведение получило известность как «Портрет Ипполито Риминальди», юриста из Феррары. Однако впервые оно упоминается лишь в XVII веке, в инвентарной описи Палаццо Питти 1698 года как портрет Пьетро Аретино, близкого друга Тициана.
      
      С тех пор было высказано немало версий относительно личности изображенного мужчины, одно время он даже считался портретом молодого англичанина. Немало вопросов вызывает и датировка портрета. Раньше считалось, что он написан в 1540–1545 годах, но после завершенной в 1999 году реставрации произведения, освободившей поверхность картины от слоя потемневшего лака, появились веские аргументы в пользу более ранней датировки портрета, а именно, середины 1520-х годов.

      Молодой мужчина, изображенный на портрете, явно уже перенес много ударов судьбы.Проникновенный взгляд, немного грустный, немного заинтригованный, спокойный и живой, взгляд человека  образованного и сильного,с чувством собственного достоинства и простотой...

     Этот взгляд завораживает, притягивает, не отпускает. Бледное по контрасту с темным широким одеянием худое лицо со светлыми глазами, тонкая рука, сжавшая перчатку, гордая осанка и тяжелая золотая цепь на шее — перед нами персонаж неведомой драмы, а может быть, и трагедии.

      Надо было быть Тицианом и никем иным, чтобы достичь такой предельной простоты композиции и работать в таком сдержанном колорите. А за простотой и сдержанностью — бездна психологии и тончайшее живописное мастерство. Все-таки не зря Тициана называют ярчайшим представителем венецианской школы живописи эпохи Возрождения.


      Для многих поколений художников "колорит Тициана" станет целью номер один; невиданная прежде психологическая глубина, достоверность, эмоциональность тициановских портретов. Виртуозная работа с цветом, позволяющая изображать как тонкие душевные состояния, так и грандиозные драматические события на картинах с мифологическими или религиозными сюжетами.