Кроссворд с фрагментами

Адольф Зиганиди 2
Первая публикация выше поименованного опуса была произведена на ФЕЙСБУКЕ, но, поскольку его закрыли по политическим соображениям, хочу вернуться к этой теме вновь. Фейсбук - сайт, далёкий от литературы и пищущие на нём не составляют большинства авторов, но на сайте их "терпят" и иногда вступают в полемику.
На Фейсбуке атмосфера общения самая разнообразная, как и тематика - от обычных впечатлений дня, поездок в горы, в другие города и даже государства, до разгадки снов, рассказов анекдотов, обсуждения мод, стилей ремонтов в квартирах, домах, выкроек женской (и мужской) одежды, кулинарных рецептов, варенья и цветоводства.
Не чурались его читатели и политическими новостями, экономическими происками, морально-этическими нормами и методикой обучения в школах и различных заведениях.
Побудило меня написать  этот опус следующее обстоятельство. Одна мамаша выступила с гневным обращением к методикам обучения школьников, к перегруженности учебных программ ненужными "детям" знаниями и прямо указывает, "...зачем моему сыну знать какие-то архитектурные стили, термины  и прочие заумные названия..." И так далее в таком ключе. Кое в чём гражданка была права, ругая всё подряд, но за ненужностью многих излишеств, засоряющих детские мозги  которые приходят в наш обиход в процессе жизни, эта мамаша забыла о самом главном - о необходимости общего развития человека, гражданина, строителя будущего, разносторонне образованного работника, руководителя, учёного и т.д.  И я припомнил свою страду внешкольного повышения разнообразных знаний. Моя активная жизнь вся прошла в СССР. Мои ровесники знают, как при советской власти велось обучение в школах и ВУЗах. Многие теперь ругают ВУЗы за излишнюю заполитизованность, партийные и комсомольские собрания, общественные нагрузки и т.п. Но как в СССР ценились книги, большое количество общественных и узкоспециальных журналов, кружков любителей моделизма и иных полезных занятий, прикладных наук и повышений квалификаций и навыков. Среди множества журналов, в том числе детских, я выписывал журнал НАУКА И ЖИЗНЬ, где кроме научных статей и других интересных публикаций были помещены кроссворды, но не обычные, как в журнале "Огонёк", "Смена", "Работница" и других, а с фрагментами. То есть по горизонталям и вертикалям были не слова, а формулы, термины, фрагменты архитектурных ордеров, обломов, карнизов, цитаты из произведений и надо было угадать автора или художника по фрагменту картины и т.д. и т.п. Сколько надо было перерыть материала, чтобы заполнить такой кроссворд. Уже в постсоветское время в журнале "ОТДОХНИ" стали появляться новинки - СУДОКУ и я дважды получал призы за правильно заполненную сетку. А теперь к сути: В 1967 году, будучи в гостях чехословацкой семьи (познакомились на дороге и сделали друг другу взаимные приглашения, совершенно не зная ничего друг о друге. И вот хозяин, пригласивший меня с товарищем в ЧССР, в одну из прогулок везёт нас в Карловы Вары и Марианске Лазне. В машине старший брат, сам хозяин, его жена и мы с товарищем. Наши хозяева стараются доставить нам удовольствие и показать самые на их взгляд красивые места, идёт всеобщий разговор и вот мы подъезжаем к окраинам Марианских Лазней и я, увидев ряд знакомых мне по архитектуре зданий, обращаю внимание присутствующих, говоря :Какая красота! Стиль АМПИР! Сцена, как в гоголевском "Ревизоре". Несколько секунд в машине стояла тишина, потом наш хозяин, хорошо владевший русским языком, справился с паузой и проговорил: А Долик (это я) разбирается в архитектуре! И я почувствовал в его восклицании радость за своего гостя и сам почувствовал гордость за то, что приятно удивил гостеприимных хозяев. Это простенький пример полезности самообразования, а сколько в жизни таких случаев, когда общая эрудиция помогает в жизни и не приходится краснеть за себя в интеллигентной компании. Се ля ви!
Полное описание поездки в ЧССР в очерках "Из путешествия в ЧССР".