Artem Rondarev. Гносеологический аргумент

Юрий Извеков
Artem Rondarev
Гносеологический аргумент в пользу панка.
В силу тотального равноправия элементов музыки (ступеней звукоряда и интервалов) в сериализме все внутренние конфликты музыки, которые в традиционной парадигме питаются как раз неравноправностью элементов (типичная диалектика конфликта), нейтрализуются. Когда исчезает субординация ступеней звукоряда, исчезает и мотор, в силу которого музыкальный материал способен развиваться сам по себе – в силу тяги материала к разрешению на функционально основных ступенях. Если нет консонанса и диссонанса, если все интервалы акустически и функционально равны, – то нет и объективного стремления к разрешению диссонансов (неустойчивых интервалов) в консонансы; музыка останавливается без движения. Возникает анархия; анархия же традиционно преодолевается тоталитарной волей. Шенберг полагал, что этой волей будет воля композитора, который назначит музыке внешние правила, по которым она будет развиваться; оказалось, однако, что волей этой является объективный математический порядок, существующий в мире, и в этом порядке сам автор становится не субъектом, а объектом, управляемым внешними правилами; вся его функция состоит в выписывании из объективного миропорядка нужных правил и навязывания их музыкальному материалу; работу этих правил композитор впоследствии корректировать не в состоянии – на то они и законы. Ксенакис, который пишет программы, затем сочиняющие музыку, - крайний пример деперсонализации композитора, превращения его в объект в процессе сочинения; вот тупик каузальности, в который приходит западноевропейская музыка. Или, точнее, вилка каузальности: чтобы оставаться субъектом, композитор вынужден подчинять себя давно уже скомпрометировавшим себя, ложным конвенциям: по-прежнему считать, что деление на консонанс и диссонанс объективно существует, по-прежнему считать, что предыдущий тоталитаризм – тоталитаризм классической гармонии  - это образец демократии. Или же он должен честно на все это посмотреть – и перестать придуриваться, что он композитор; стать одним из участников объективно текущего процесса, сдать все надежды на самовыражение в утиль.
Нетрудно заметить, что надрывность этой диспозиции обеспечивается исключительно одним-единственным параметром: а именно концептом «самовыражения», эндемичным западноевропейской культуре. Если отказаться от этой идеи самовыражения (как это происходит в архаичных культурах) или же довести ее до маразма, до карнавала, когда она станет ироническим фетишем, отрицающим себя (как делают панки), - то проблема снимается.
Таким образом, самая большая услуга, которую может себе оказать развитой, интеллектуально честный человек, - это вступление в ряды панка. Если, конечно, он не захочет влиться в ряды надоевших уже, немодных и несексуальных дзен-буддистов или кришнаитов.
24 февраля 2015 года.