Нос

Алексей Першин
Зимой в конце 1990-ых воспалился мой длинный, пытливый, крайне любопытный нос. И стал круглой картошкой, практически, как у клоуна в цирке. А ещё и красным, как у профессионального алкоголика-захлебухи.
Когда на улице зеваки стали показывать него пальцем неудобно стало не только мне в целом, но и носу отдельно. Я даже начал опасаться, что нос самостоятельно сбежит лечиться, повторив «подвиг» отделения своего «коллеги» от лица коллежского асессора Ковалёва из фантастической повести Николая Васильевича Гоголя. Не уверен, что мой нос так же смог бы раздобыть шитый золотом мундир, шляпу статского советника, шпагу, да ещё и фальшивый паспорт, но… Кто эти носы знает на что они способны? В конце концов терпение кончилось, сам по себе нос цвет-размер менять отказывался, и я записался к отоларингологу, врачу лор, а ещё проще – ухо-горло-носу.
«Айболитом» оказался здоровенный азербайджанец, который едва взглянув на «предмет», подлежащий врачеванию, строго, но фамильярно и протяжно спросил:
- Волос нос рва-а-а-а-а-л?!
Вообще-то я по жизни всегда в отказе. Не был, нет, не состоял, даже рядом не стоял! Это не я, а если я – всё равно – не я (беру пример с руководства!) Но тут от неожиданности поплыл, раскололся словно последний мямля-интеллигент и выдавил, как из тюбика:
- Рвал…
- Нэлзя это делат! – строго сказал эскулап и так осуждающе посмотрел на меня, как будто я совершил жутчайшее преступление против всего человечества.
- Почему? – только и нашел что вопросить даже не я, а наверное, мой нос.
- Нэлзя это делат! – сурово повторил адепт Гиппократа и Авиценны в одном, закавказском лице зашугав меня вконец.
- А что надо дэлат? – от волнения и мандража я перешёл на азербайджанский акцент.
- Постригат! – кратко резюмировал угрюмый доктор.
- Это понял. А что щас надо дэлат?
- Нос мазат! Белый маз дам, будэш нос мазат! – смилостивился громила в белом халате, - А волос нос толко – постригат!
Слава Всевышнему! Честно говоря, думал, что за такое «прегрешение» он запросто оторвёт мне нос прямо здесь и дальше будет его лечить отдельно от меня! 
Подобревший «Пилюлькин» (видимо оттого, что с ним не препирались), покопавшись минуты три в служебном медицинском шкафчике нашёл и действительно выдал мне флакончик с белой мазью напоследок напутствуя:
- Белый маз – хороший маз! Два раза ден надо мазат!
- Бик зур рэхмет! («Большое спасибо!»), – рявкнул я на татарском и резво покинул кабинет, пока этот детина не передумал отпускать меня с носом!

Уже многим позже узнал, что несмотря на то, что азербайджанский тоже относится к тюркской группе языков, «большое спасибо» на нём звучит совершенно по-другому: «чох саг ол». Тем не менее, татарский они тоже понимают. Азербайджанцы и турки – очень близкие, родственные народы. В 2006 году я был в Турции и возникла необходимость посетить город Белек. В Анталии взял на прокат автомобиль, но заплутал в незнакомом городе, несмотря на карту-путеводитель. Навигаторы тогда только-только появлялись и у меня такого «прибамбаса» ещё не было.
Когда весь словарный запас на русском, английском и украинском языках иссяк, а прохожие-«аборигены» совершенно не понимали – чего мне от них надо, перешел на татарский, который знаю «с пятого на десятое». И, о чудо – они поняли!
На жалобный вопль иноземца:
- Кая барабыз Белек? («Куда идём Белек?»), - сморённые палящим южным солнцем, сонные турки тут же оживлялись и махали руками, как регулировщики, указывая верное направление движения…

«Белый маз» помог довольно быстро. В течение трех суток нос принял первоначальный цвет, размер, больше не воспалялся и даже не подумывал о начале «самостоятельной жизни».
Может потому, что я чётко выполняю распоряжение грозного доктора:
«Рват – нэлзя, толко постригат!»
(А то вдруг в следующий раз действительно оторвёт нос за непослушание?)