Сотовый телефон

Арнольд Малыгин
Из серии. Его величество - случай. В моей охотничьей жизни происходили необъяснимые случайности, в которые невозможно поверить. Но они были. Предлагаю рассказ об одной из них.

Принёс первые два рассказа в редакцию журнала "Байонай". Журнал для охотников и рыболовов в городе Якутске. Это было в декабре 2012 года. Готовился первый номер журнала 2013 года, и редакторы были заняты. Попросил рядом сидящего мужчину прочитать мои рассказы, подойдут они им или нет? На что он мне ответил, чтобы я оставил их, и они посмотрят. Сейчас все заняты, надо отдать новый журнал в типографию.

 Я попросил его прочитать хоть один небольшой рассказ. Может он не подходит, и таких рассказов достаточно? Я не буду больше приходить, зря Вас тревожить. Это оказался главный редактор журнала Борисов Юрий Петрович. Он начал читать, прочитал его до конца и сказал:"Оставляй, поместим его в первый номер журнала 2013 года".

Я не ожидал такого. Подумал, что знакомые увидят мою фамилию и скажут:"Хвастун какой нашёлся". Поэтому попросил подписывать рассказы моими инициалами. Поэтому "Сотовый телефон" один из первых моих рассказов, и подписан инициалами МАГ.

                СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН

               
Занесла меня судьба в посёлок Кустур Эвено-Бытантайского района, на Северо-Востоке Якутии. Попал я сюда по просьбе Департамента Охотничьего Хозяйства РС(Я) для выяснения причин травли кем-то коров Якутской породы. Это эндемик мирового значения, существующий только у нас в Якутии. Коровы своеобразные. Нет определённого цвета, принадлежащего тому или иному типу породы коров. Неоценимый материал для выведения новых пород коров, придавая ей те или иные свойства.


Коровы небольшого роста. Различной расцветки. Чёрные, белые, коричневые, в крапинку, невозможно представить -  какое может быть сочетание всевозможных цветов. Дают небольшое количество молока, но очень жирное, до семи процентов жирности. Когда я попробовал впервые парное молоко от этих коров в Кустуре, то оторопел. Подумал, что мне налили сливки.


Коровы неприхотливые в содержании. Молодняк может пастись самостоятельно до наступления сильных холодов. Не придерживается стадного выпаса. Кормятся сами по себе, разбредаясь на десятки километров. Идёшь по лесу и вдруг неожиданно видишь корову. Как она сюда попала, возникает в голове вопрос? Что она тут делает? Смотрит на тебя вопросительно, затем отворачивается и медленно исчезает в лесу. Такое ощущение, что встретил лесное приведение.

 Такие коровы сохранились в отдалённых местах Якутии, куда трудно добраться. Я сюда попал сначала самолётом до районного центра Батагай Алыта, а затем вертолётом, который летает раз в неделю.


Учёные Якутии стараются сохранить эту породу коров. Довести её до численности препятствующую её вымиранию. Оставить для науки, для потомков. Многие учёные с мировым именем пытались заполучить этих коров для научных экспериментов. Но правительство республики, не пошло на это. И вот, этим коровам стало угрожать волчье племя. С сентября месяца участилось нападение на коров. Пошли слухи, что это не волки, а поселковые собаки. Якобы видели чёрную собаку, которая преследовала коров. В то же время слышали вой волков недалеко от посёлка.


Местные люди находили задранных коров и их остатки. Некоторые коровы приходили в посёлок исцарапанные, с глубокими ранами на задней части тела, порванным выменем, сквозными прокусами живота, откуда сочилось содержимое желудка. Для выяснения этих обстоятельств, я и прибыл в Кустур.


За два дня до приезда кадровым охотником Гороховым Семёном был пойман чёрный волчонок или собака. Узнали мы об этом по телефону, и я попросил оставить труп до нашего приезда. Прилетев и осмотрев его, сразу определили, что это волчонок. Размером с крупную собаку, а в пасти ещё молочные зубы не сменились. Это соответствует пятимесячному волчонку, родившемуся в первых числах мая. Но он был чёрного цвета. Такого в Якутии ещё не было случая. Этим заинтересовались Якутские учёные биологи. Я попросил некоторые фрагменты его туши заморозить, чтобы отвести впоследствии в Якутск.

 Но после нашего приезда нападение на скот прекратилось. Снега ещё не было, который бы помог разобраться по следам, где обитают волки. Чтобы не сидеть без дела, обходил окрестности посёлка в надежде обнаружить хоть какие-то следы.


 Посёлок расположен в долине реки Бытантай шириной от полутора до двух
 километров. По берегам высокие горы. Посреди долины на сотни километров тянутся заливные луга. Здесь пасётся домашний скот, и расположены покосы. Ближе к горам лес из лиственницы. Сделав большой круг, к обеду вышел на берег Бытантая. Горная река с галечными берегами, косами, островами, быстрым течением. Берега, заросшие лиственницей. На островах заросли чозении с белыми стволами, устремлённые ввысь, редкие тополя. Выбрал место для костра с прекрасным видом на реку и пообедал.


Обратно решил идти берегом реки. Хотя снега не было, но было уже прохладно. По утрам стояла температура минус двадцать пять, двадцать семь градусов. Протоки покрылись льдом, выдерживающим вес человека. Пройдя немного, увидел рыбака и решил спуститься к нему с обрывистого берега. Интересно было узнать, ловится ли рыба, может и про волков что-то знает. Познакомились, разговорились. Он только пошёл на рыбалку, и ещё не рыбачил. Насчёт волков, нового от него я ничего не услышал. Пока мы беседовали, увидели двух путников, идущих по берегу в сторону посёлка. У обоих были за плечами большие рюкзаки. У человека, идущего впереди, из рюкзака торчал белый заяц. Я простился с рыбаком и обратился к путникам, чтобы они  подождали меня. Они наверняка знали дорогу в посёлок, да и про зайца хотелось узнать. Пик численности его прошёл, и я не встретил ни одного зайца, хотя обходил большие территории.


Путники остановились. Видно было, что и они проявили интерес к моей особе. Издали приветствуя меня возгласом: «Здорово, волчатник». Слух о том, с какой целью я прибыл в посёлок, быстро распространилась. Неудивительно, что встретив незнакомого человека с ружьём, они сразу определили, кто я. Я поднялся на берег. Познакомились.

 Первый был крепкий здоровяк. Второй сухонький старичок с посошком. Улыбчивое, круглое личико. Мне показалось, что таким же был Дерсу Узала. Говорили мы с молодым мужчиной. Звали его Данилой. Спросил я его, где это они зайца поймали, откуда идёте? Снежно-белые ноги зайца торчали из рюкзака, и видно было, что там не один заяц. Время начало октября, а снега нет. Как это я зайцев не встречал, хотя их за километр видно.


Данила, так звали молодого человека, мне отвечал, что добыли выводок из шести зайцев возле своего дома. Ждали, когда они подрастут. Родителей оставили на приплод. Занимаются заготовкой сена. Свой участок знают, как свои пять пальцев. Это их родовые угодья.  Всё это он говорил мне с улыбкой. Хочешь, верь, хочешь, проверь.

 Поинтересовались кому сколько лет. Даниле сорок два, старичку шестьдесят. Ни за что не поверили, что мне семьдесят пять. Поинтересовались моим ружьём. У меня ИЖ-94. Верхний ствол 12 калибра, нижний, боевой патрон 7,62. Попросили его посмотреть. Я вынул патроны и отдал им ружьё. Они осмотрели его со всех сторон, заглянули в стволы, поцокали языком. Ружьё им очень понравилось.


Я взял ружьё обратно и стал вставлять патроны в патронник. Вставил дробовой, пулевой патрон выскользнул из рук, упал на носок резинового сапога. Как теннисный мячик, отскочил в кусты и скрылся в траве. Наклонившись за ним, увидел рядом с патроном, лежащий сотовый телефон. «Телефон, воскликнул я!» Поднял его и патрон. Это мой, ещё удивлённей вскрикнул Данила. Забирая телефон у меня из рук, он объяснил, что полмесяца назад потерял его,  и не мог понять где. Мы все были удивлены такому обстоятельству. Среди леса встретиться обязательно на этом месте. Уронить патрон прямо на телефон. Нарочно  не придумаешь. После этого мы расстались. Я пошёл своей дорогой и долго обдумывал произошедший случай. Но на этом случайность не закончилась.


За двадцать километров от посёлка, возле своей избушки, местный житель Иван обнаружил волчьи следы. Прослышав это, я пошёл посмотреть и убедиться, что там появились волки.  Километров за пять до избушки, встретил двух пастухов, разыскивающих коров. Они сообщили мне, что недалеко от избушки Ивана, волки ночью задрали корову. Пока мы беседовали, к нам подъехали два верховых человека. Они тоже ехали в сторону Ивановой избушки, и мы дальше пошли вместе. Я уже прошагал пятнадцать километров и не успевал за ними.

 Люди, встречающиеся мне в моих похождениях здесь, относились ко мне доброжелательно. При  встрече удивлялись, что мне много лет, старались помочь советами, угощали меня своей трапезой. Вот и здесь, более молодой попутчик слез с лошади и усадил меня в седло. Ехать, конечно, было приятнее. Доехали до места, где волки задрали корову. Они загнали её на лёд ручья и там её порешили.


Приехали к избе Ивана. Недалеко от него была избушка моих попутчиков. Там мы и расстались. Иван встретил меня приветливо. Рассказал, как он нашёл останки коровы. Видел трёх волков и стрелял по ним.  Впопыхах, нечаянно застрелил свою собаку. Утром мы с ним пошли на реку, где он мне показал следы волков.

 Волки от сытой пищи резвились, бегали друг за другом, валялись на снегу, таскали, что-то по снегу. Решив определить, откуда они появились, я сделал большой полукруг по островам и протокам. Определил, что их было четыре. Волчица и три волчонка. Матёрый отсутствовал. Что показалось мне удивительным. Обычно в это время года волчица всегда с матёрым и волчатами. Позже к ним присоединяются переярки, образуя на зиму устойчивую стаю.


Может быть, этим объясняется появление в помёте волчицы чёрного волчонка. Прошедшей зимой было поймано семь волков, и все они были самцами. Волчица, не найдя себе партнёра среди волков, нашла его в посёлке с чёрной собакой. В конце августа, сентября месяца она начинает обучать волчат нападению на крупных животных. Поэтому она привела выводок ближе к посёлку. Когда же был пойман волчонок, она почувствовала опасность и увела выводок подальше от посёлка. И через продолжительное время объявилась опять.


В этот же день я вернулся в посёлок, где меня ждал кадровый охотник Горохов Семён Иванович. Он приехал с сохатиной охоты, и по просьбе администрации посёлка согласился поехать со мной проверить наличие волчьих следов. Как раз выпал долгожданный снежок, чем облегчил нашу задачу.

 На двух лошадях верхом, рано утром мы отправились в путь. Должны были доехать до его родительского дома, в тридцати километрах от посёлка,  на берегу реки Бытантай. К вечеру приехали на место. Следующие два дня обследовали несколько распадков, проверили петли, установили новые, поставили капкан.


К вечеру остановились ночевать в лесной избушке. Печь, сделанная из двухсотлитровой бочки, топилась плохо. Поставили на неё кипятить чайник, а он всё не закипал. Семён часто названивал по телефону, но связь была плохая, и разговор часто прерывался. Посылал эсэмэски кому-то, принимал их. Наконец, чайник закипел, и мы стали ужинать. Я спросил его « Кому это ты названивал»? Он ответил, что звонил своему дальнему родственнику. Это он эсэмэски Семёну посылал. Семён плохо говорил на русском языке, и я мало что понимал.

 Где-то в девять вечера раздался шум мотора. Данила на Ямахе приехал, сказал мне Семён и вышел встречать гостя. Входят вместе. О, здорово волчатник. Это тот Данила, с которым мы в лесу встретились. Они дальние родственники. Данила сидел один в своей избушке. Скучно стало, и решил приехать, наведать приятеля. Не смотря на поздний час и темноту, пустился в путь.


Данила привёз с собой бутылку водки. Открылась дорога до Саккырыра, районного посёлка, и коммерсанты воспользовались этим случаем, завезли в посёлок «горючее». Зачем-то спросили у меня разрешение выпить, и пошли оживлённые разговоры. Больше говорил Данила. Эмоционально, наклоняясь вперёд к собеседнику, чтобы казаться убедительней, с восклицаниями, иногда жестикулируя руками. Я не понимаю якутского языка, но видел, что беседа была очень интересной.

 Семён сидел, больше слушая, иногда отвечая небольшими репликами. Наговорившись вдоволь, Данила обратился ко мне, переводя, о чём был разговор. Конечно, разговор был о волках. У него было две кобылы с жеребятами, и его интересовало, куда ушли волки. Семён его успокоил. После стрельбы по ним, они ушли из этих мест. А пока ещё бродят коровы по лесу им есть на кого нападать кроме жеребят.


Данила опять перешёл на мой возраст. Удивляясь, что я ещё хожу по лесу, предпринимаю такие, дальние поездки. На что я ему отвечал. С детства не курю, не пью, в молодости успешно занимался спортом. Почти все отпуска проводил в лесу, общаясь с природой.

 Данила рассказывал, что он в  сорок два года не похвастается здоровьем. Двадцать два года на лесоповале, погрузка брёвен вручную на автомашину. Кисти рук уже не слушаются. Немудрено, что от пилы «Дружба» развилась профессиональная болезнь. Летом на сенокосе. Да о чём говорить. В деревне без этого не обойтись.


Тут я вспомнил о встрече в лесу и решил рассказать Семёну об этом. Выслушав рассказ, Семён очень удивлялся в процессе повествования, переспрашивал Данила. Тот ему более подробно объяснял на своём языке. Все очень удивлялись такой случайности. Данила продемонстрировал свой телефон. Семён подтвердил его принадлежность хозяину.

 Я вспомнил случай произошедший со мной о находке медвежьей берлоги, которую можно назвать случайностью. Она состояла из двух случайных эпизодов. Спросил моих собеседников, послушают ли они мой рассказ? Мужики с удовольствием согласились и я начал своё повествование.


Как мои собаки на соболиной охоте умчались за оленями. Я от нечего делать решил развести костёр, вскипятить чай. Не успел запалить хворост, как прибежал Дымок, и в тридцати метрах от меня залаял в берлогу.  Как все мои собаки поочерёдно залезали в берлогу, а медведь ревел на них. Приходилось мне их вытаскивать оттуда. Как я пригласил на берлогу своего друга и брата моей жены, а в берлоге медведя не оказалось. Как я расстроился от этого. Мужики слушали меня с интересом.


 Затем, идя сквозь густой лес, примерно через полкилометра, наткнулся на другую берлогу, в которой находился медведь. Медведи выбирают для устройства своей берлоги глухие места. Я бы мог идти в тысячу направлений, пройти рядом, в десяти метрах среди такой чащи, и не заметить её.


 Среди густого леса, на маленьком пятачке, виднелось отверстие, и свежие царапины от когтей. Медведь старался закрыть отверстие снегом. Откуда-то выскочил Дымок и залетел в берлогу. Раздался  лай Дымка и рёв медведя. Я свалился на снег, увидел чуть виднеющийся силуэт Дымка. Надо выручать своего друга, а то медведь порвёт его, и выстрелил левее его морды. Дымок выскочил из берлоги весь окровавленный.


 В этом месте рассказа Данила прерывает меня и говорит. Вы же пересказываете рассказ, напечатанный в двух первых номерах журнала «Байанай» за 2014 год.  Я ещё с нетерпением ждал выхода второго номера журнала, чтобы узнать окончание этой интересной истории. Это про Вас разве написано? Я опешил от такого поворота событий. А Данила продолжал. Там и подпись автора какая-то загадочная. Вы знаете, при встрече в лесу, да и сейчас у меня создаётся впечатление, что я Вас где-то видел.

Да не может быть, отвечал я. Я за тридевять земель живу отсюда, и приехал сюда совершенно случайно. Я дивился происходящему. Данила же продолжал изумлять меня. Подожди-ка. А как Ваша фамилия? Я назвал свою фамилию. Ба! Так это  же Вы написали этот рассказ! В третьем номере журнала напечатана про Вас статья, и есть фотография. Вот поэтому у меня была уверенность, что я Вас видел раньше. Такое придумать не возможно. Встреча с автором в глухой, лесной избушке! Дайте-ка пожать Вашу руку. Семён слушал нас с интересом. Данила объяснил ему на родном языке, что произошло, и он тоже искренне удивлялся происходящему.

 
Меня интересовало мнение  читателей журнала о моих рассказах. Интересны ли они, как читаются, послушать критические замечания. Я не мог, воспользовался случаем, представившимся мне, и спросил об этом у Данила. На это он мне ответил. Он выписывает журнал «Байанай» с выхода первых номеров журнала на протяжении шестнадцати лет, и хранит все номера журнала. Рассказы Ваши очень интересны, увлекательны, и просил писать далее. Может, про меня напишите?

 
Я не забыл этого, и выполняю его просьбу. Вернувшись в Якутск позвонил специально в Кустур. Его не нашёл, но заказал его фотографию. В маленьком посёлке все друг друга знают. Выполнили мою просьбу, и послали фотографию Данилы в редакцию. Её поместили прямо перед этим рассказом. Думаю, что Данила был приятно удивлён таким сюрпризом.


Опять были удивления о встречах. Как могло такое произойти? За тридевять земель от родного города, дважды случайно в лесу встречаются два человека. Один случайно находит потерянный в лесу телефон другого. Это всё равно, что найти  иголку в стоге сена. Случайно, второй раз встречаются в глухой, лесной избушке, и узнают интересные подробности про себя необычным способом. И в рассказе  журнала, и в нашем случае случайность происходит дважды. Что это? Может быть, это закономерность уготованная свыше?


Засиделись мы до одиннадцати часов вечера. На прощание понюхал меня Данила по якутски, и уехал в ночь на Ямахе в свою избушку. Вряд ли мы увидимся вновь разве только на страницах журнала «Байанай», которым он является преданным подписчиком. Пожелал им на прощанье обоим удачи в жизни и хорошего здоровья.


P.S. Замороженную голову чёрного волка я привёз в Якутск. Отдал учёным,  биологам в Институте Биологии. Они очень удивились, потому что это первый случай у нас в Якутии. Сами не могли определить, волк это или собака, не было таких приборов, и послали биологам в Польшу. Оттуда пришёл утвердительный ответ, что это волко-собака.

                15 октября 2014 года. Посёлок Кустур, Эвено-Бытантайского р-на. МАГ.