ЯФХО...

Светлан Туголобов
    Текст о Яви, Формулах и Художественных Образах.

     Он написал: "Воображение человеческое и  окружающую явь объединяет в единое целое сам человек". Записал такое и подумал, что не только нет особого смысла в этих его словах, но даже и при наличии смысла в них эти слова могут оказаться никому не нужными.

     Но ему, почему-то, не хотелось забросить эти слова куда подальше. Наоборот, ему захотелось заняться этими словами, будто такими, в которых не только смысл есть, но которые ещё и имеют практическое значение. То есть их можно использовать!

      Во что люди объединяют, если это возможно, результаты применения своего воображение и окружающую их явь? Учёные их объединяют в математические формулы, например. Авторы произведений художественной литературы и деятели искусства (художники)  объединяют их, окружающую явь и своё творческое воображение,  в похождения или приключения реалистических и фантазийных ("прогнозных") художественных образов.

     Другими словами, подумал он, сильно отличаются друг от друга, воображение учёных и воображение авторов произведений художественной литературы и собственно художников. Учёные, сколько бы ни говорили о фундаментальной науке, работают и для того, чтобы в результате их трудов получались технологии, изменяющие, преобразующие окружающую людей природную явь и явь развития общества.

      Деятельными, результативными, являются те преобразующие явь технологии,  которые учитывают объективные законы природы и законы общественного развития. Именно учёные претворяют эти две группы законов в математические формулы, например.

      Сами учёные, изменения или преобразование окружающей человека природной яви и яви общественного развития с помощью не математических формул, а одних только худоджественных образов, называют утопической фантастикой.

    А он подумал: "Почему бы не рассмотреть изменения, преобразования если не природной окружающей яви, то хотя бы яви общественного развития, с помощью одних только художественных образов, а не технологии?".

      И, если возможно изменение, например, хода общественного развития не с помощью технологий, основанных на математических формулах, а с помощью художественных образов, то нужно эти формулы заменить правилами применения, в изменениях или преобразованиях, хотя бы общества, а не природы, художественных образов.

     "Вот тут-то и возникает основная "загвоздка"! - подумал он. - Можно ли разработать подобные математическим формулам, на которых строятся человеческие технологии, правила применения в изменениях окружающей яви художественных образов?".

      Ему пришло в голову то, что как и математические формулы могут оказаться или точными, или ошибочными, так и художественные образы могут быть разделены на сильно преобразующие окружающую явь, на слабо её преобразующие и на нейтральные, то есть совсем не преобразующие, окружающую явь, художественные образы.

      Он подумал, что если авторы произведений художественной литературы  и художники разделяются на тех, кто может создать сильно преобразующие окружающую явь художественные образы и на тех, кто создаёт художественные образы не для преобразования окружающей яви, а только для того, чтобы оставить "след" в искусстве, правила проебразования окружающей яви художественными образами могут быть такими:

     Первое правило: перед тем, как заменять основанные на математических формулах производственные и оказания услуг технологии, то есть технологические изменения яви, изменениями её с помощью одних только художественных образов,  авторы произведений художественной литературы и деятели искусства (художники) должны представить себе, как именно они могли бы изменять окружающую явь именно художественными образами.

     Второе правило. Тому автору произведений художественной литературы или художнику, который так и не смог представить себе, как он изменял бы или совершенствовал  окружающую явь одними только художественными образами, лучше бы отказаться от изменений окружающей яви художественными образами и сосредоточиться на своём творчестве ради одной только художественной литературы, ради одного только искусства, а не на преобразованиях или совершенствовании окружающей яви. 

     Третье правило: тот автор произведений художественной литературы или художник, который представил себе, то есть создал в своём артистическом сознании ход (процесс) изменения природной или хотя бы одной только общественной яви с помощью художественных образов, должен уметь определить, какие из  создаваемых им художественных образов являются сильно преобразующими окружающую явь, а какие являются слабо или совсем не преобразующими её, - окружающую автора литературы или художника явь.

     Четвёртое правило. Самое главное прааило. Сильно преобразующими окружающую явь являются а) заразительные или яркие; б) привлекательные; в) более соблазнительные, чем придумывание и освоение математических формул  и г) фантазийные, то есть "прогнозные", художественные образы. Кроме того, чтобы  преобразовывать окружающую явь,  художественные образы должны быть д) "скоростными," то есть возникающими быстрее математических формул.

     Пятое правило.  Тому автору произведений художественной литературы или "художнику", у  которого получаются только такие художественные образы, которые слабо или совсем не преобразуют окружающую явь, даже  общественного развития, лучше заниматься не созданием произведений художественной литературы и не самим искусством, а художественной и литературной критикой, искусствоведением или литературоведением.

     Он, перечитывая выявленные правила преобразования окружающей яви с помощью художественных образов, особенно третье и четвёртое правило, подумал: "Странно, что не еврпреец и не россиянин, а именно американец Лорен Айзли первым додумался до того, что не только человеческие технологии, но  и художественные образы могут обладать силой, преобразующей  окружающую человека явь!".

      Не зря Московский университет  в своём издательстве издал, в 1994 году, сборник рассказов и эссе Лорена Айзли (1907-1977). Каждый его рассказ, каждое его эссе, есть описание, без математических формул а с помощью художественных образов,  одного, а то и нескольких сразу, объективных законов природы или  законов развития общества.

    И тут он подумал, что есть люди, которые будут продолжать смеяться над выявленными им пятью правилами изменения окружающей яви с помощью худодественных образов, даже узнав о примере Лорена Айзли. Для этих смеющихся людей преобразующей, или совершенствующей даже окружающую человека явь, может быть только человеческая технология. И ничего другого!

     И действительно: он и сам не знает, как назвать преобразование окружающей человека яви художественными образами, если заменять таким преобразованием основанную на математических формулах человеческую технологию?  "Артологией", что ли? Нет! Некрасиво. Лучше использовать слово "артистизм".

     Он подумал, что для того чтобы заставить кого-то поверить в то, что кроме магических заклинаний и ритуалов, кроме человеческих технологий, окружающую человека явь можно преобразовывать и артистизмом, то есть художественными образами, надо объяснить следующие явления:

     Заразительными, или яркими, могут быть названы такие художественные образы, которые без особого напряжения овладевают человеческим сознанием, и, проникая в подсознание человека, остаются в нём, в подсознании, навсегда, то есть на всё время земной, телесной, физической жизни человека.

     Привлекательность художественных образов - это степень соответствия художественных образов морально-этическим убеждениям или нравственным (поведенческим) принципам читательницы и читателя, зрительницы и зрителя, слушательницы и слушателя.

     Фантазийность или "прогнозность" художественных образов связана не столько с настоящим и прошлым, сколько с будущим, как в литературных произведениях, например, Жюля Верна и Александра Беляева.

     Скептикам, подумал он, конечно, не докажешь, что если  быстрее математических формул появились заразительные, привлекательные или яркие, "соблазнительные" и фантазийные ("прогнозные") художественные образы, то можно сразу, не дожидаясь возникновения новых,  преобразующих явь, технологий, приступать к изменению окружающей человека яви с помощью одних только появившихся новых художественных образов.

      Он и не собирается ничего никому доказывать, посчитав, что он свою задачу, - выявить и описать правила преобразования окружающей человека яви с помощью художественных образов, выполнил.

    А уж каждый автор произведений художественной литературы или художник, как деятель искусства, пусть сам определяет: подходят ли ему эти правила преобразования окружающей яви, а не своих только сновидений, или не подходят, и как именно ему ими, этими правилами, пользоваться!..

     P.S. Оценивая утопичность осуществления своих предложений как очень высокую, автор данного эссе хотел отнести его сначала к разделу "фантастика", но потому подумал, что это "отнесение" было бы слишком наглым обманом читательниц и читателей, и оставил это своё эссе в разделе "литературоведение".