Повелитель времени

Людмила Вячеславова
Действующие лица :
Герберт Джордж Уэллс – писатель ( 60 лет ) .
Джейн Уэллс – жена писателя ( на вид 30 лет ) .
Надежда Константиновна Крупская – вдова В . И .Ульянова ( 64 года ).
Ленин – манекен .
Шах Джахан – индийский шах ( 39 лет ).
Мумтаз Махал – жена индийского шаха ( на вид лет 30 ).
Сальвадор Дали – художник ( 40 лет ) .
Гала – жена художника ( на вид лет 30 ) .
Бонни Паркер – подруга гангстера ( 22 года ).
Клайд Барроу – гангстер ( 23 года ) .

Герберт Джордж Уэллс : С начала времён , о которых мы мало что ведаем , и до сегодняшнего дня , которому относительно верим , мы думаем , что о жизни , а значит , и о любви рассказано уже всё . И даже больше , чем всё .
Позвольте вежливо с вами не согласится . Пусть я покажусь вам наивным , а возможно ( допускаю и такой вариант ) , кому – то и глупым . Но ваше мнение простительно , ведь мы с вами лично не знакомы . А так как я – человек вежливый , и долго говорить , не представившись , считаю дурным тоном , то я говорю вам : Здравствуйте ! Меня зовут Герберт Джордж Уэллс . И я уважаю ваше мнение … Хотя , какое там уважаю ! Плевать я хотел на ваше мнение , если оно в корне ошибочно ! « Почему так резко ? » - спросите вы .
И я отвечу вам . Дело в том , что я – кокни , типичный лондонский кокни . Человек не совсем почтительный и напрочь лишённый комплекса неполноценности .
Просто не счесть , сколько раз я заново начинал жизнь . Моя прежняя жизнь была осквернена сентиментальной ложью . Сырые небрежные попытки сквозили в ранних моих рассказах . А писать – то надо было о личном . Но я всё гавкал и гавкал , грозясь и огрызаясь . Так продолжались страница за страницей . И мир равнодушно пропускал мой лай мимо ушей , совершенно не вникая в него . Знаете , начинающему автору легко сбиться на несущественные детали и погубить произведение в угоду почтенной публике .
Представьте себе , человек убегает от тигра . В настоящей жизни он не остановится ради того , чтобы нарвать ромашек , живописно растущих у тропинки , по которой он бежит ! И вряд ли у него появится время любоваться бархатом мха на ветвистом стволе дерева , по которому он взбирается , спасая свою бесценную жизнь ?!
Неторопливый роман , так любимый милыми читательницами изобилует очаровательными деталями : садовая дорожка и дрозд , пролетающий над ней , лепесток , медленно падающий с цветущей яблони в чашку кофе на столике … И моя милая Джейн , работающая среди бабочек , стрекоз и пчёлок , роящихся над её несравненными розами …
А вы слышали , говорят , что Шекспир любил одну девушку . И писал всю жизнь о ней , и только о ней . Но это точка зрения Шекспира . Исследователи его творчества , историки и простые любители поспорить , с Шекспиром не согласны . Может , им и правда виднее , и в его стихах виден иной образ ? Но окажись здесь и сейчас сам автор , что бы он сказал ? Сомневаюсь , что стал бы оправдываться и давать какие – то пояснения .
Из этого следует сделать вывод ?
Правильно , следует .
И какой ?
Да то самый , что я озвучил совсем недавно .
Плевать он хотел на чьё – либо мнение !
Теперь , что касается театра . Я считаю его превосходной формой творчества , открывающей перед нами доходчивые и захватывающие ситуации . Герои , проживающие свои истории на сцене , вызывают сопереживание , злость , умиление , почти любовь , а иногда и зависть . Мы узнаём себя , отвергаем , верим , открываем сердца , ищем ответы и получаем настоящее откровение . Но решение театр оставляет за нами . Он не осуждает никого , а лишь показывает правду , и только правду . Какой бы она ни была!
Но вернёмся к нашим баранам . К упрямцам – критикам , сторонникам фразы : « Всё уже написано до нас » . До них уж точно всё написано  , а вот до меня – даже не придуман заголовок !
Говорят , некто Жорж Польти насчитал 36 базовых сюжетов . Согласитесь , щедро ? Или мало ? Другие литераторы – теоретики ограничивают  шкалу сюжетов от 12 до 6 . Но меньше всех даёт нам бедняга – Борхес : всего 4 .
Узость рамок сжимает автора в железные скобки . А что следует делать с ограничениями ? Правильно , плевать на них . Смачно , уверенно , но с вежливой улыбочкой во все 32 , или сколько у вас имеется , зубов ?!
Я  иногда брожу по белу свету , постигая новое , освобождая себя , начиная всё сначала . Я иду мимо длинных рядов магазинов и ресторанов , и думаю о том , что стоит их закрыть и улица потеряет всякий смысл , станет никому ненужной .
« И что же останется ? » ,- спросите вы .
И я отвечу вам : « Любовь . »
« Всё лучшее в мире напоминает нам любимого человека , » .Это не я , это Стендаль так говорил .
А я расскажу вам от любви .
О такой любви , которой не нужны сюжетные деления , классификация чувств или поиск похожих типажей в истории и литературе .
Как огромен мир с многообразием животных , разнообразен климат , и существуют множество планет и галактик , так и каждый из нас уникален . И нельзя сказать : « Вот она – типичная Золушка . Ждёт своего часа , чтобы отправиться на бал , потерять туфельку и обрести любовь прекрасного Принца . А эта женщина – вылитая мадам Бовари , греховодница и распутница . И покинуть своё амплуа ей никто не позволит . А вот он – на мистера Дарси никак не тянет – максимум на Гаргантюа ! »
Критик мне возразит : « А как же собирательный образ ? »
А я задам ему встречный вопрос : « Себя Вы тоже считаете собирательным образом , или уникальной , цельной личностью ? »
Герои – это мы с вами . У каждого необычная судьба . У каждого своя любовь .
Я расскажу вам о любви .
О своей любви .
Случилось преображение наших двух миров . Доброе и чуткое сердце Джейн встретилось с моим взбалмошным . И на свет появилась наша бесконечная нежность друг к другу . Мы прошли через серьёзные испытания . И выдержали их . Джейн – самое замечательное из всего , что случилось в моей жизни . Мы – два дерева , сросшихся вместе , но свободных в своём вызове нерешительному и лицемерному миру . Несхожесть наших характеров в наших убеждениях . Джейн …
Входит Джейн . На ней поверх голубого платья чёрный фартук , на руках рабочие перчатки для работы в саду .
Уэллс обнимает её : Ты – моя хрупкая умница ! Джейн , поедем куда – нибудь . Перестань возиться с цветами . Я вчера укололся об их шипы .
Джейн : Ах ты , бедняжка ! Покажи , какой пальчик болит ?
Уэллс показывает , она дует на его пальцы .
Джейн : Если бы это было возможно , я бы прошла с тобой под ручку по всем дорогам планеты !
Уэллс : А если где – то нет дорог ?
Джейн : Мы бы всё равно там прошли .
Уэллс : Сквозь леса Амазонии , по пескам пустынь и льду обоих полюсов ?
Джейн : Ты готов идти так далеко ?
Уэллс : С тобой – хоть на край света !
Джейн : ГерДжи , у света нет краёв !
Уэллс : Джейн , глядя на тебя во мне засыпает учёный и просыпается поэт ! Так куда поедем ? Мы вольны поступать , как нам нравится . Мы – сливки человечества !Мы – путники на дорогах времени .
Джейн : Выбери время , ГерДжи .
Уэллс : Так , значит ,на твоей машине ?
Джейн : А разве у нас когда – то были иные варианты ? Но с одной оговоркой . Сегодня нас никто не увидит . Чтобы не случилось конфуза , как в прошлый раз с Гитлером . Помнишь ?
Уэллс смеётся : Да . Незабываемо . После нашего визита он велел при взятии Лондона найти писателя Уэллса и казнить !
Джейн : Правду не все любят слушать , да ГерДжи ?
Уэллс : Правду , говоришь ? А почему бы нам , дорогая моя Джейн , не посетить Ленина в последние его дни ? Он обещал удивить меня преображением России ! Наш многоплановый спор остался незавершённым .
Джейн : Предлагаю иную дату . 23 февраля 1939 года .
Уэллс : Милая Джейн ! Если мне не изменяет память , Ленин в то время был уже забальзамирован , точно фараон , и благополучно возлежал в Мавзолее ?
Джейн : Память тебе не изменяет , мой бесценный супруг ! Но  обещаю , ты узнаешь много нового о кремлёвском мечтателе !
Уэллс : Знаю , ты как всегда права . Что ж , пришла пора подчинить себе Время ! Быть может , в этот раз ты перестанешь сожалеть о том , кого не вернуть ?
Джейн заводит машину : Мы окажемся в неожиданных местах и в неожиданное время . Уэллс увидит мир по – новому .

Мавзолей В . И . Ленина .
Входит Н . К . Крупская . Она в зимнем пальто .
Крупская : Здравствуй , Владимир Ильич ! Помнишь , как ты мне говорил : « Осчасливьте своим присутствием ! » ?
Вот и снова я здесь .
( Осматривается , замечает деревянный стул , стоящий возле саркофага с Лениным , присаживается , снимает варежки . )
Крупская : Сегодня 23 февраля 1939 года . Завтра ко мне друзья придут . Юбилей мой праздновать будем . 65 лет . День рождения мой выпал нынче на понедельник . Рабочий день . Решила я не отвлекать товарищей . Да и осталось их не так много , чтоб ещё раз кого – то подводить .
Володя ,ОН сказал мне , что в любой удобный момент назначит твоей вдовой другую , более сговорчивую женщину . А сам боится меня . Боится того , что я знаю .
Весь наш с тобой архив забрали . Весь , до последней бумажки . А я была раньше , ты же знаешь , совсем непишучая , а всё равно написала о тебе воспоминания . ЕМУ назло . Только вот заставили вымарать из них имя Троцкого , да ещё то , как ты на велосипеде ехал в библиотеку и , задумавшись , врезался в трамвай ! И тому подобные моменты . ( смеётся )
Анекдоты твои часто вспоминаю : Идёт взрослый солидный человек мимо парадной и замечает , как маленький мальчик тянется ко звонку , тянется – тянется , и никак достать не может . « Помогите , дяденька , » - просит мальчуган . Прохожий подходит и нажимает на звонок . « А теперь , дяденька , бежимте , а то нам уши надерут ! »  - кричит ему мальчик .
( смеётся , смех переходит в плач )
Володя , если бы не дети , не их замечательные письма , меня б уж не было бы на этом свете . Стало чаще скандалить сердце .
( прижимает ладонь к груди )
И когда опускаются руки , слова твои часто вспоминаю  : « Отчаяние свойственно тем , кто не понимает причин зла , не видит выхода , не способен бороться .» Ты всех убедил в своей Правде . Ты знал куда и зачем ведёшь нас . А враги обозвали тебя бациллой , вирусом , завезённым в опломбированном вагоне за немецкие деньги .
По сути , они правы . Ты и был вирусом . Вирусом революции , таким необходимым в нужный момент нашей стране . Капиталисты действовали в своих интересах , с верой в то , что ты – бездарь и приведёшь неповоротливого русского медведя к неминуемой гибели . Но они ошиблись . Ты не зря рвался домой ! Даже на аэроплане лететь хотел ! Паспорт шведа достать собирался , но не знал их язык . Строил планы немым притвориться . Лишь бы домой попасть ! А я тебя отговаривала : « Заснёшь , увидишь во сне меньшивиков и станешь ругаться : сволочи , сволочи ! – Вот и пропадёт вся твоя конспирация ! » Это тебе не « хлебные чернильницы » ! Съел – и нету . И попробуйте , докажите , что молоком между строк что – то написать можно !
Остатки детской веры в доброго царя вымерли быстрее , чем ты предсказывал . Не выдержала империя испытания войной . Да и паразиты – богатые и жулики , вскормленные капитализмом , знатно помогли расшатать колосса , давно и неловко стоящего на глиняных ногах .
Эх , Ильич , что – то я ,как ты раньше , засела за философию !
Если бы не ты … Где бы я сейчас была ? Кем бы стала ? Сплошные « бы » …
Помню , в школе с учениками мы говорили обо всём . Избегали лишь некоторых слов : « Царь » , « стачка » , и тому подобных . Опасались шпиков . За то , что выучила грамоте , один из болезных чахоточных текстильщиков пожелал мне , вот беда , память  подводить стала … удалого жениха !
А я была тогда дамой с петербургской внешностью , под стать русской природе . Не было во мне ярких красок .
А любовь ? Любовь – любовью , но чтобы жить друг с другом , надо , чтобы было единство взглядов . Без этого не может сложиться настоящая счастливая семья .
Если я и смела тебя ревновать , то лишь к одной владычице сердца твоего – к революции . Но женат ты был всё же на мне .
( смотрит на своё обручальное кольцо )
Колечки наши были выточены из медного пятака в далёком Шушенском . Вот , слова остались , не забываю :
( поёт )
Нас венчали не в церкви ,
Не в венцах , не с свечами ;
Нам не пели ни гимнов ,
Ни обрядов венчальных !

Венчала нас полночь
Средь мрачного бора ;
Свидетели были
Туманное небо
Да тусклые звёзды ;
Венчальные песни
Пропел буйный ветер
Да ворон зловещий ;
На страже стояли
Утёсы да бездны ,
Постель постилали
Любовь да свобода !

Мы не звали на праздник
Ни друзей , ни знакомых ;
Посетили нас гости
По своей доброй воле !
Всю ночь бушевали
Гроза да ненастье ;
Всю ночь пировали
Земля с небесами ;
Гостей угощали
Багровые тучи .
Леса и дубравы
Напились допьяна .
Столетние дубы
С похмелья свалились ;
Гроза веселилась
До позднего утра .

Разбудил нас не свёкор ,
Не свекровь , не невестка .
Не неволюшка злая –
Разбудило нас утро !
Восток заалелся
Стыдливым румянцем ;
Земля отдыхала
От буйного пира ;
Весёлое солнце
Играло с росою ;
Поля разрядились
В воскресное платье ;
Леса зашумели
Заздравною речью ;
Природа в восторге ,
Вздохнув , улыбнулась …
Любимая твоя песня . А музыку ты слушал не часто . Говорил , действует на нервы , хочется милые глупости говорить и гладить людей по головкам . А по головкам гладить никого нельзя – руку откусят . Надобно бить по головкам , и бить безжалостно . Однако , не припомню я за тобой случаев рукоприкладства .
А ты помнишь Швейцарию ? На закате ты взбирался на отроги Ротхорна . И молча любовался альпийскими розами . Иногда и мы с Инессой приходили к тебе . Сколько же там было ягод ! А грибов ! Ты помнишь их изобилие 7 Как же мы азартно спорили о прочих грибах , отделяя их от белых ! Можно было подумать , что речь шла о какой – то резолюции !
Мы оказались заперты в мещанской демократической клетке .
А где – то здесь , в России , нарастала революционная борьба , кипела жизнь . Мы томились в предвкушении великих дел . И не знали , что это и было – счастье . Счастье ,когда всё в будущем .
И победы , и потери .
С первых же минут , как пришли вести о Февральской революции , ты стал рваться в Россию . Время было такое , что нельзя было терять ни минуты .
Мы сами писали историю , переписывали набело её листы симпатическими чернилами шифровок . Из нашей « Искры » разгорелось такое пламя , затушить которое по силам было лишь тебе . Если бы ты захотел остановиться .
По прибытии я с головой ушла в общественную работу , в народную агитацию . Питер лихорадило . Рабочие ходили по улицам , митинговали день и ночь , ночь и день .
Ты знал , что важно не заигрывать с началом революции . Начал её , и шёл до конца .
В решающем месте , в решающий момент , решительно и безусловно , захватив неприятеля врасплох , уловить момент , пока его войска разбросаны по фронтам . Моральный перевес был на нашей стороне .
Мы захватили всё : телефон , телеграф , железнодорожные станции и мосты . Будущие красноармейцы цепляли на штыки юнкеров и прочую нечисть . Мы победили всё черносотенное , исконно русское . Мы вытравили , зачистили вокруг себя политическое поле .
Знаешь , Ильич , как изменилось теперь лицо нашей страны ? Крепнут колхозы и совхозы , трактора поднимают целину , старые непаханые полосоньки уходят в далёкое прошлое . Изменился весь облик сельского хозяйства .
Народ уже не так безграмотен , как прежде . Но главная задача школы , я так думаю , всё же не в обучении , а в коммунистическом воспитании . Любой чернорабочий и любая кухарка не способны управлять государством . Да им это и не нужно . У них есть кино и цирк , как ты и хотел . Зачем им Платон , Кант ,Шопенгауэр ? Нет их сейчас в наших библиотеках .
В том же Париже , ты помнишь , была громадная забастовка почтарей . А французская партия социалистов стояла в сторонке и ни во что не вмешивалась . Они считали своим делом лишь политическую борьбу . И совершенно не интересовались экономическими причинами  происходящего . Но на чужом языке , в чужой стране , мечтать вслух всё же легче , чем на родине .
В том же парижском кафе , где мы с тобой горячо поражались бездействию социалистов , Амедео Модильяни поджёг в твоих руках газету , а ты и не заметил , так далеко ушёл в своих мечтах .
Ты был огнём революции , её верным жрецом . АА со мной была лишь твоя оболочка . И теперь она здесь . Не уберегла я тебя , Володя ! И похоронить по – человечески Ирод не даёт .
( плачет )
Затемнение .
Джейн и Уэллс входят в мавзолей . Ленин в саркофаге .
Уэллс : Россия для меня всегда была особой страной . И как же я теперь горько сокрушаюсь , что она движется к новой системе лжи . Как , как это возможно ? Не укладывается в голове . Он лежит здесь , как египетский фараон !
Джейн : Будут и другие мумии . В основном китайцы . Коллеги Ленина , коммунисты .
Уэллс : Россия попала в эту беду из – за войны . Они правили и попутно грызлись между собой . Меж тем , полицейский строй выродился и царизм пал . Возмущение трудящихся всегда перерождается из гнева в месть . За ними следует самая опасная из всех человеческих сил – ярость , слепая разрушительная ярость обманутой толпы . Вот и пришли коммунисты .
Когда я приехал в Россию для встречи с Лениным , увидел , что дворцы опустели , закрылись магазины . Но , на удивление , процветали цветочные лавки  ! Был большой спрос на красные гвоздики !
Уцелевшие машины заправляли керосином .
Ленин спрашивал меня : « Возможна ли революция в Англии  ? »
Я ответил ему так : « Наш английский социализм отличается  от русского и американского . Мы – англичане – удивительный народ . Прогрессивны и в то же время страшно консервативны . Мы бережём старые традиции и в то же время изменяемся , но без драматизма . У нас менялись королевские династии и даже церкви , но чтобы « уничтожить » , « начать всё сызнова » - это не про нас .Наши консерваторы , либералы и социалисты дружат семьями и ходят друг к другу в гости . Без скандалов обсуждают уступки , решая государственные и общественные вопросы … »
Милая Женя , ты же знаешь , я всегда был социалистом ?
Джейн ( со слезами в голосе ) : Как ты меня назвал ?
Уэллс : Джейн .
Джейн : Значит , показалось .
Уэллс : Да .
Джейн достаёт из кармана платок и подносит его к глазам , отвернувшись от Уэллса .
Уэллс : Так вот , я всегда был социалистом , но социалистом не по Марксу . А Ленин и его товарищи избрали бородача Маркса своим пророком . « Капитал » же его возвели они в почёт взамен Евангелию . Его совиный взгляд и торжественная , патриархальная , но скучная , борода в России была повсюду . Почему – то меня неудержимо тянуло побрить его . И написать книгу : « Обритие бороды Карла Маркса » . Но всё же нам придётся приспособиться к их правительству . Пусть их страна – это страна крестьян . А русский крестьянин – жадный до земли далёкий от идей коммунизма мелкий собственник .
Джейн : Дедушка Ленин не был святым – у него была мёртвая хватка бульдога – так говорила одна революционерка . Он послал на смерть десятки тысяч человек . Он развязал братоубийственную гражданскую войну взамен первой мировой . Такие , как он , всегда прикрывались декретами ,законами , но сами первыми нарушали их .
Уэллс : Ответь мне , Женя , когда – нибудь будет в России избранное народом правительство ? Кстати , тебе привет от твоего пионера Евгения Гайдучка .
Джейн ( в волнении роняет платок ) : Спасибо , что напомнил .
Уэллс : Слышишь , я выполнил твоё поручение ! А теперь ответь : что же будет дальше ?
Джейн : Уходят цари , диктаторы ,случайные авантюристы . Теряют власть олигархи . И будут снова разговоры о мире . Неважно где ,в зале Зеркал Версальского Дворца или в любом другом зале . Да хоть в чистом поле !
Уэллс : Идеалами человечества когда – нибудь станут : свобода , равенство и всемирное единение .
Джейн : Не об этом ли мечтал один странствующий проповедник , имя которого я не смею называть при атеисте Уэллсе ?
Уэллс ( смеясь ): Да , он проповедовал простое и правильное учение . Нищий скиталец , живший случайным подаянием .
Джейн : Он был настойчивым и страстным гуманистом , склонным к внезапному гневу . А его изображают в чистых одеждах , почти парящим над планетой .
Уэллс : Я жалею , что прежде дурно относился к Аврааму , Исааку , Моисею , Давиду и самому Отцу Небесному , но пусть оправданием мне будет то , что в отличии от Гитлера , я не был враждебен к евреям – современникам . Возможно , не евреи создали Библию , а сама Библия сотворила евреев .
Джейн : Пора двигаться дальше , ГерДжи !
Уэллс : Пора , так пора . Куда теперь ?
(они выходят из мавзолея , на полу остаётся платок Джейн , и возвращаются в машину времени )
Джейн грустно улыбается : Удивить тебя историей любви , равных которой так и не случилось в нашем подлунном мире ?
Уэллс : Ах , как витиевато ! Спорим , я сумею угадать ?
Джейн : Воля твоя , о повелитель времени ! Три попытки .
Уэллс : Даёт попытки и сама же подсказывает ! Роксолана и Сулейман .
Джейн : Нет , но рядом .
Уэллс ( задумчиво ): Повелитель времени … ( ударяет себя ладонью правой руки по лбу ) Ах , я глупец !
Джейн : Не соглашусь .
Уэллс : Шахерезада и Шахрияр .
Джейн : В сказку захотел ? Никаких тебе тридесятых королевств . Удивительно , но мыслил ты вначале верно . Мы отправляемся в Царство Великих Моголов !
Затемнение .
На сцене павлиний трон , увенчанный балдахином . На полу - ковёр , на нём раскиданы подушки . Среди подушек возлежат Шах Джахан и его жена Мумтаз Махал . Они играют в шахматы , стоящие  на квадратном столике .
Шах : Если есть рай на Земле – то он находится здесь , в Агре .
( он делает ход – пешка G 2 на G 4 ,
Мумтаз делает ход – пешка E 7 на E 5 .)
Мумтаз : Дорогой мой супруг , ты не откажешь своей жене и исполнишь всего одну – единственную просьбу ?
Шах : Любой твой каприз – это приказ , о украшение нашего дворца !
Мумтаз : « Украшение дворца » - так назвал меня шах Джахангар , твой отец во время нашего бракосочетания .
Шах : Как – будто вечность назад . Любовь моя , что вспоминать печальные дни , когда они давным – давно остались в прошлом ?
Мумтаз : Я стараюсь очистить свой разум от обид . как и подобает настоящей шиитке . Бесценный мой Джахан , жаль мне ,как матери , видеть , что третий наш сын Аурангзеб избрал для себя путь суннитов . Он нетерпим к чужим богам на завоёванных нами землях . Так же до меня доходят слухи о том . что среди ближних своих он надсмехается над тобой , называет слабым и безвольным тигром , давно потерявшим хватку .
Шах : Не тревожься , Мумтаз . У моих стен есть уши . Я знаю , кто и что говорит в моём дворце . Мумтаз , в Стране Великих Моголов потомки Чингисхана и Тамерлана никогда не изменят своей семье . Аурангзеб ещё молод . Ты вспомни , какими были мы в его годы ?
( он делает ход – ладья H 1 на H 3 .)
Мумтаз : Глупыми ?
Шах : Отчаянными . Мы не страшились гнева моего отца и твоей тёти . Разве можем мы идти по их следам , совершая те же ошибки ?
Мумтаз : Ты как всегда , прав , бесценный шах Джахан !
Шах : Мы верили в свою любовь .
Мумтаз : Спросите королей , что такое любовь ?
( она делает ход – пешка C 7 на C 6 )
Шах : Они на любовь отвечают любовью .
( он делает ход – пешка D 2 на D 3 )
Мумтаз : Я благодарна тебе . Ты в сердце у меня поселился навечно .
( она прикладывает руки к груди )
Шах : Твои руки ( он берёт её за руки , глядя ей в глаза неотрывно ) целительны для ран моих .
( она делает ход – конь G 8 на H 6 , глядя также неотрывно в глаза Шаху )
Мумтаз  ( отводит взгляд в зал ): Раны . Кто – то наносит их щедро и безжалостно , кто – то страдает и терпит , а кто – то готовит целебные мази , говорит правильные слова . Раны . У кого их нет ? У того , кто не ошибается , кто бежит от любви , не ищет дружбы , не находит себе места . У того , кто не живёт . Раны . Их наносит не только война . Но мы с тобой живём в такое время , когда стала праздником смерти . Мы поклоняемся ей , как жестокой богине и с гордостью носим её отметины на своей коже и в наших сердцах .
Шах : Но после неё непременно наступит мир .
( он делает ход – конь G 1 на F 3 )
Мумтаз : И мы будем жить , охраняя богатства Индостана со всей нашей верностью .
( она делает ход – ферзь D 8 на A 5 )
Шах : Милая Мумтаз , ты – точно река Джамна , бегущая с гор сквозь чистый снег , повторяя все движения великого Ганга , но не сближаясь с ним , тонкими ручейками собирает она силы свои для встречи с любимым …
( он смотрит на доску )
О свет моей жизни , Мумтаз ! Я почти проиграл ?!
Мумтаз : Да , любимый Шах ! Тебе – мат ! Чем утешить тебя , супруг ?
Шах : Оставим игру . Станцуй , любовь моя !
( звучит ситар , Мумтаз танцует )
( она садится среди подушек , устав от танца )
Мумтаз : А помнишь , как ты сказал , что не можешь жить без меня ?
( Шах пересаживается к ней , обнимает её за талию )
Шах : А ты лукаво улыбнулась и сказала : жил же прежде !
Мумтаз : Джахан , я себя доверила тебе , оставив Бога и всех его пророков . Обещай мне после моей смерти никогда не жениться вновь и построить Храм нашей любви , равного которому нет в этом подлунном мире !
Шах : Любовь моя , что за грусть ? Пусть будет так , ты желаешь . Но рано говорить о смерти . Нам предстоит ещё один поход на Декан . Лагерь наш будет под Бурханпуром . Там красивые места , тебе понравится . Много зелени , цветущих деревьев и небо такой синевы , что кажется океаном , падающим среди звёзд !
Мумтаз : Я непременно поеду с тобой , Джахан !
Шах : А знаешь , сколько там дичи !
Мумтаз : Иногда я жалею , что не столь искусная охотница , какой была твоя мать – императрица Нур . Она шестью пулями убивала четверых тигров !
Шах : У тебя иные таланты , красавица моя !
Мумтаз : И всё же , не мной создан узор ковра , на котором мы сейчас сидим . Рисунок на подушках и даже фасон платья моего – всё придумала она .
Шах : Пусть так . Но у нас есть любовь . Наша бессмертная любовь , равной которой не было в мире и никогда не будет . Станут пылью ковры , подушки , платья . Забудутся многие из тех королей , кто жил прежде нас и даже те , кто появятся после нас . Я построю храм нашей любви и назову его Тадж – Махал – что означает - Корона Дворцов . Утром , встречаясь с солнцем , он будет розовым , как сама заря , днём – белым , точно снег Гималаев , а в лунные ночи – серебристым , как звезда . И так день за днём , год за годом , век за веком . Пока жива Земля .
( слышна песня соловья )
Мумтаз , душа моя , я люблю тебя , как соловей любит розу . Слышишь ? Он поёт для неё , он поёт о ней . Я люблю тебя , как каждую капельку утренней росы на дивных цветах твоего сада . Ведь в каждой капельке росы отражаются твои прекрасные глаза …
Затемнение .
Уэллс и Джейн входят в зал Дворца .
Уэллс подходит к павлиньему трону и садится на него .
Джейн : Повелитель времени , удобно ?
Уэллс : Неплохое креслице !
Джейн : А как насчёт партии в шахматы ?
Уэллс : Джейн , верно ,ты шутишь ! Я проигрываю в шахматы почти каждому , с кем сажусь за доску . Тебе ли о том не знать !
Джейн : Я заметила , мужчины обожают играть « в поддавки » с любимыми !
Уэллс : Но наши домашние дела сильно отличаются от тех ,что мы вершим , ступив за порог во внешний мир . Мир – это передышка между войнами . Шах Джахан был не только влюблённым мужчиной , образованным , одарённым поэтом . Прежде всего он был воином . Он вёл своё войско от победы к победе , создавая свою империю . Он оставил после себя памятник о своей любви . И это похвально . Такие люди , с переизбытком энергии , более прочих способны творить историю . Что и говорить , в поступках диктаторов прошлого предстоит разбираться ещё не одному поколению историков . Со времён Будды сказано слишком много слов о свободе ,равенстве и братстве людей . Но всё это благородство куда – то исчезает , когда человечество снова и вновь идёт войной на самого себя . Создаёт армии , сооружает крепости , совершенствует оружие . Оно , точно лунатик . наносит увечья самому себе , вонзая ножи в свои же собственные конечности . Все эти расовые конфликты . первобытный дурман жестокости – всего лишь человеческая глупость , алчность и нездоровая страсть к кровопролитию . Да тут даже Сам Господь Бог , существуй он на самом деле , оказался бы бессилен !
Джейн : Придёт время , Уэллс , и мы перестанем сваливать на солдат и простых людей разных стран преступления их правительств . Мы наконец – то выдохнем всю ту горечь ненависти , оплачем всех погибших , отдавших свои жизни и жестоко пострадавших в одной общей катастрофе .
Уэллс : Разве мир когда – нибудь станет таким , каким был до войны ?
Джейн : Если бы ты только знал , Уэллс , сколько раз люди повторяли твои слова ! Этих чёртовых войн было больше , чем вагон и маленькая тележка ! Пушки говорили и вспыхивали груды горючих веществ во всех концах света . Но пройдёт время . Люди достигнут других планет , заставят служить себе Солнце и Луну . В те дни Земля будет цветущим садом .
Уэллс : Как твой розарий !
Джейн : Даже лучше ! Мы сумеем спасти свой общий дом от тупости старых раздоров и обид , которые губят и вытаптывают прежде всего в нас самих всё живое .
( Уэллс встаёт с трона , идёт , обращаясь к залу )
Уэллс : Милая Джейн , как же я хочу верить , что когда – нибудь настанет утро , и мы проснёмся не ради того , чтобы прочитать в газете о голоде и беспорядках , о преступлениях , совершённых взрослыми с недоразвитыми мозгами , о мрачной готовности к новой войне .
Когда – нибудь  всё – таки настанет утро , и в газетах будут только хорошие новости  . Новости об удивительных открытиях и прекрасных событиях .
Красивые дома , чистые улицы , счастливый новый мир на раскрытой ладони , а не в кулаке ! Мир , где каждый занимается благородным делом . И впереди всех ждёт ещё более прекрасная и великая жизнь !
Джейн : Золотые слова ! Непременно запиши , а то забудешь !
Уэллс : Уже записал .
Джейн : Что ж , Путешественник , нам пора в дорогу .
Уэллс : Снова чей – то дворец ? Постой , гадать не буду .
Джейн : И правильно .
Уэллс : Удиви меня новым , мир !
( они идут к машине времени )
Мастерская Сальвадора Дали . Он рисует зеркало . За окном мастерской раннее утро .
Дали : Рано или поздно все неизбежно приходят ко мне ! Я благодарен судьбе за две вещи . Первая : я – испанец , и вторая : я – Сальвадор Дали !
Добро пожаловать на мою кухню ! Маленькие греховные удовольствия , полированные спутники статистических личинок , жеманные царственные радости , обнажённая женщина , превращающаяся в книгу ! Всё , о чём вы и ведать не ведали . Дело в том , что в шесть лет я хотел стать поваром . Я подносил виноградинку совсем близко к уху в ожидании музыки . Я искал в мире необычность . Моё любимое блюдо – лангуст в шоколаде .
В семь лет я воображал себя Наполеоном .
Вы , знаете , какую бы чушь я не нёс , в ней всегда есть крупица правды . Горькой правды .
Я думаю ,художник - не тот , кто вдохновляется , а тот , кто вдохновляет . Я учился у старых мастеров . Учился ловить на лету , не сходя с места . Не бойтесь совершенства . Его никому не дано достичь !Рядом с историей художника , моей историей , политика не более , чем анекдот . Но если в стране нет хотя бы пятидесяти сортов сыра и хорошего вина , значит , страна дошла до ручки .
Коммунизм тоже деградирует . Маркс был необычайно волосат , Ленин носил бородку и усы . Хотя и не столь пышные ( подкручивает свои усы ) . У Сталина были только усы , а у Хрущёва и того не было .
Гитлер – этот мазохист , развязавший мировую войну ради одного только удовольствия – проиграть её , не мог иметь никаких иных усов – только эту свастику под носом . Я вижу его в образе сидящей в луже кормилицы , занятой монотонным вязанием . На плече её повязка со свастикой . ( горестно вздыхает ) Которую меня уговорили зачем – то замазать .
Но не смотря ни на что , мои  усы радостны и оптимистичны . Они – и есть артефакт силы моего воображения !
А пока вы все разглядываете мои усы , я продолжаю делать своё дело !
Я совершенно нормален . А ненормален тот , кто не понимает моей живописи , тот , кому не интересно , который час на моих растёкшихся циферблатах . А ведь они показывают точное время ! В наши дни люди заражены безумием скорости и не замечают , как течёт время . Гала сказала , что никто не сможет забыть мои часы , увидев их лишь раз ! Ну не гений ли я ? Ведь кое – кому пришлось немного потесниться , да бы мир смог вместить в себя меня !
 (Входит Гала . За окном – день . )
Дали : Моя несравненная Гала – Галатея ! С каждым днём ты всё прекрасней ! Ты – моя кровь , мой кислород , мой ангел равновесия .
Я разрешил тебе иметь столько любовников , сколько захочешь . Потому что меня это возбуждает . Страдая , я развлекаюсь . Это мой давний обычай .
Гала ! Ты – соль моей жизни , мой маяк , мой двойник . Ты – это я .
( он закрывает глаза и ведёт пальцами по её лицу )
Гала : Жить страстно – вот что важно . Ведь завтра может и не быть .
( он отпускает её , открывает глаза , она садится лицом к зеркалу , спиной к Дали. Художник её рисует . )
Гала : Ты был похож на профессионального танцора аргентинского танго . Чёрные , блестящие на солнце , прилизанные волосы и подпрыгивающая походка , белые узкие брюки , шёлковая попугайская рубашка с кружевным жабо и длинные бусы .
Дали : Элегантная , пресыщенная парижанка посмотрела на меня оценивающим презрительным взглядом .
Гала : Твои истерические приступы хохота напугали меня . Тебе было 25 , и ты был девственником .
Дали : И ты знала обо мне больше , чем я сам знал о себе . При каждом твоём движении мне хотелось плакать , но я смеялся . Твоё тело – цвета золотого муската , а волосы … О твои волосы , моя оливка ! Твои ореховые глаза 1 Они целыми днями не давали мне покоя .
Я желал тебя , и строил планы , как убить . Может , заманить и сбросить с высоты башни толедского собора ? Завести повыше в горы ? Но чем чаще мы гуляли , тем легче мне становилось . Я видел впереди округлые плечи , девью талию и страстно – женственный изгиб поясницы … И я понял вдруг , что ты – сама тайна внутри тайны ! Не знаю как , но ты исцелила меня от безумия , от истерического смеха , от боязни кузнечиков и мух .
Тот первый поцелуй . Бесконечный , до головокружения . Я вдыхал тебя , как кислород . До встречи с тобой , золотко моё , я считал себя импотентом . В каком – то порнографическом романе я прочитал слова Казановы , что когда он проникал в женщину , она при этом трещала , как арбуз ! Вряд ли у меня есть такие способности ?! Как оказалось , оргазм – это только повод .
Долгими часами перед мольбертом я любуюсь тобой . Ты – прекрасна , как полотно работы Вермеера или Рафаэля . Я не вижу прочих женщин . Они – точно наброски или даже карикатуры , грубо намалёванные голодным художником на парижской улице . Мне нужна только ты , говорящая , что я – не сумасшедший .
Гала : Ты не сумасшедший . Ты просто гений .
Дали : Гениев обычно морят голодом . Из – за тебя отец лишил меня наследства . Замужняя француженка , да ещё и русская , старше на 10 лет . Он сказал , возможно , она – торговка наркотиками .
Гала : Сплошные минусы !
( она смеётся , широко раскрывая рот )
Дали : Один плюс : ты – моя любовь , моя победоносная богиня ! Моя Елена Троянская , моя святая Елена ! Это ведь твоей кровью я пишу картины !
( Дали откладывает кисть . За окном вечер . На тёмно – синем небе Луна и зажигаются звёзды )
Дали : Звёздное небо . Оно кажется мне удивительно маленьким . Я ли стал больше или Вселенная уменьшилась . А может , и то , и другое вместе ?
Однажды июньской ночью мальчик гулял со своей мамой . Шёл дождь из падающих звёзд . Мальчик подобрал одну звёздочку и на ладошке принёс её домой . Он положил её на ночной столик и прикрыл перевёрнутым стаканом , чтобы не улетела . Проснувшись утром , он закричал от ужаса : за ночь червяк съел его звёздочку  !
Гала : Какая чудесная сказка , малыш Дали !
Дали : Да , золотко , и мой отец тоже пришёл от неё в восторг . А звезда та была всего лишь светлячком !
Помнишь , мы делили один персик на двоих ? Так мы были бедны . Но благодаря тебе я до неприличия полюбил жизнь ! Ты научила меня одеваться ,спускаться по лестнице , не падая 36 раз , научила есть , не бросая на пол куриные кости . Отличать врагов от друзей . Ты возилась со мной , как с ребёнком , читала на ночь , успокаивала после кошмаров , лечила , когда я болел .
Ты подала мне руку ( они берутся за руки )- и я больше никогда не падал . Правда в том , что я люблю тебя с каждым днём всё сильней и сильней . На всём белом свете есть только мы . Гала и Дали , окутанные вечной легендой . Я так люблю нас двоих ! Мы и есть те падающие звёздочки , те два забавных светлячка !
( Дали обнимает жену , затем он уходит из мастерской . Гала прибирается , моет кисти , раскладывает их по местам )
Гала : Говорят , мои глаза - это глаза кошки . Согласна . А ещё у кошки есть две особенности : она всегда падает на лапы и у неё девять жизней .
Я падала – и жила дальше . Да , девять жизней  у меня тоже есть . Вернее , восемь уже прошли . Я умирала и возрождалась .
Проще всего подняться по отвесной стене , встав на спину , затем на плечи или даже просто подставленные ладони друга . Я – тот друг , кто помогает подняться . Малыш Дали , мы с тобой – пара сиамских близнецов . Ты – наполовину я .И ничего , что образы в твоей голове  до сих пор бывают безумны .Я же помню только то , что хочу помнить . Пусть моей родиной будет Казань – большой красивый город . А потом были чужие страны , чужие языки , чужие правила . Это всё не страшно . Можно ко всему привыкнуть , на любом языке научиться говорить .
Помню , мама называла меня принцессой на горошине , потому что я занималась только собой . А потом меня прозвали повитухой талантов . А Элюар говорил : « Другие видишь ли , другие . »
Но никто из них так и не узнал меня настоящую .
( уходит )

Уэллс и Джейн входят в мастерскую Дали .
Уэллс обращает внимание на раскрытое окно : Мой отец любил смотреть на звёзды .С годами и во мне проснулась эта привычка . Всевидящее Око , старый шпион , оставил Луну ближе других планет не просто так . Что поделать , Джейн , я родился безбожником и бунтарём . Мой визг во время крещения слышал весь приход и его окрестности .
Джейн : ГерДжи , посмотри лучше сюда !
( она показывает на законченную картину )
Уэллс : Персона , как сказал бы Юнг ! Человек и его творение полюбили друг друга . Знаешь , Джейн , мне приходит на ум чудесная фраза – « Пожить в своё удовольствие ! » От неё на много миль и лет веет честным презрением к условностям . Этот художник оживляет незримые образы . Любопытно !
( Уэллс рассматривает другие картины )
Джейн : Он забавляется с миром , точно ребёнок ! Великий труженик Дали ! Он работал по 15 часов в день .
Уэллс : Но даже если это напечатают в бульварной газете – никто не поверит ! Почему – то люди замечают лишь результат усилий художника , будь то картина , книга или музыка . Муки творчества остаются в наших мастерских . Все эти замаранные холсты , перечерканные листы , перепачканные красками , чернилами , а иногда и кровью , пальцы . Их никто никогда не видит . Мы спрячем неудачные варианты , отмоем пальцы , оденемся поприличней и выставим на всеобщее обозрение ,критику и обожание свой труд .
Я знаю тех , кто творчество не считает за настоящую работу . Так – любительство , хобби . Им нужны доказательства гениальности . А если их нет – никто не заплатит за твои дни и ночи , проведённые в рабочих муках .
Джейн : Художник часто остаётся голодным и одиноким . Дали крупно повезло встретить Галу .
Уэллс : Знаешь , она меня удивляет . Умная женщина пожелала оставить обеспеченную жизнь ради непонятного , умственно не совсем здорового , художника .
Джейн : Думаю , между ими не всё так просто , как кажется ! Возведя Галу на пьедестал в образе Богини , Дали покорил её . Сам подумай , какая женщина откажется от бессмертия ?
Уэллс : Да ,Джейн  , никто из нас не знает , что скрывается за обманчивой внешностью . Простак может прикинуться умником и наоборот . Умные люди обожают валять дурака .Это как езда на велосипеде . И много схожего с ухаживанием за женщиной : главное  - быть уверенным в себе .
Джейн : Тебе ли о том не знать , сердцеед !
Уэллс : Обычно ты говоришь , что всё понимаешь и вновь отпускаешь меня . Я всегда возвращаюсь к тебе и сыновьям , в наш уютный дом . Джейн , ты наперёд знаешь обо всём , что будет . И это твоё знание пугает меня .
Меня мучает один вопрос …
Джейн : Спроси – отвечу .
Уэллс : Если однажды уйдёшь ты , а не я. Что будет со мной ?
Джейн : Ты найдёшь кого – нибудь .
Уэллс : Нет . Я чувствую , что нет .
Джейн : Ты попытаешься утешиться .
Уэллс : Что ж , попытаюсь . Хоть и чувствую , что будет эта попытка сущим наказанием за мои грешки , и пыткой за твои невыплаканные слёзы .
( Уэллс встаёт перед Джейн на колени )
Прости меня ,Джейн .
Джейн : Каждый из нас живёт в своём собственном , частично выдуманном , мире , и лишь по случайности попадая в чужой , необычный мир , мы сдвигаем шоры с глаз и начинаем видеть свою реальность . Встань , Герберт Джордж , поздно каяться . Я разрешила тебе свободу в любви – так пользуйся .
( слышны шаги . Джейн и Уэллс спешат к машине времени . Входит Дали .Он замечает развернувшуюся вполоборота Джейн  .
Дали : Снова видение ! Мой странный дар показывает мне дивный образ . Скорее , сделать набросок призрака из иных миров . Утром я удивлю мою Галатею . За работу , Дали ! Прочь ,сон ! На меня снизошло откровение !
( Дали ставит на мольберт свежий лист и зарисовывает женский силуэт  . За окном друг за другом идут его картины )

Джейн : Прости , ГерДжи , забыла включить невидимость !

( Американская гостиная . Диван ,на нём гитара , рядом столик , два кресла у камина , бар .
Бонни Паркер сидит на диване . Она читает в банковской книжке )
Бонни :
Вы читали историю Джесси Джеймс –
Ангела , ставшего Демоном Ада ?
Если скучно , и нечего снова прочесть –
Вот вам история Бонни и Клайда .
Клайд : Малышка ! Ты пишешь лучше Сары Тисдейл !
Бонни : Милый Клайд ! Ты хвалишь меня ? Это так мило ! Но совершенно напрасно . Девичьи мечты ! Прошу , не ковыряй старую рану – новые ещё не зажили ! Всё , что могло бы быть : место в  Шоу девушек Зигфрида , мои стихи на страницах сборников , роли в кино и на Бродвее – всё это выглядит несбыточным и смешным .
( Клайд включает радио . Звучит « Shakin The Biues Away » Рут Эттинг . Клайд идёт к Бонни неспешно , прихрамывая на левую ногу .)
Клайд : Бонни , сладкая моя девочка ! Потанцуй со мной . Сбрось заботы , оставь печали . Послушайся Рут Эттинг .
( Бонни и Клайд танцуют )
Бонни : Рут – настоящая красотка .
Клайд ( кивает головой ): Да , не дурна собой !
Бонни смеётся : Слышал бы тебя Хромой Мартин , как слюнки пускаешь на его жёнушку !
Клайд : Эй , малышка ! Я не сказал , что хотел бы её . ( Хотя , кто знает , если бы сама Рут поманила меня своими бриллиантовыми пальчиками , может , и пошёл бы за ней ! )
( Бонни отворачивается от него , идёт обратно на диван , снова садится за стихи . Клайд подходит к ней и садится рядом )
Клайд : Бонни , детка ! Сегодня  в кои – то веки выдался редкий вечерок вдвоём . Поговори со своим старичком , пока не вернулись Бак и Бланш !
( Бонни отбегает от него к камину )
Клайд : А хочешь , я разожгу камин ? Будет романтично , как в кино !
Бонни : О чём ты думаешь , Барроу ? Ну какой камин в начале июня , да ещё в чужом доме ?!
Клайд : А что ? Не так уж и жарко . Но , может быть , ты и права . Иначе заметят , что дома кто – то есть . А хозяева ведь в отъезде на неопределённое время . Так думают соседи . Я сегодня , когда за сигаретами на заправку ходил , слышал , как они рассуждали , мол , Смиты , должно быть , в Чикаго уехали . Как же я ненавижу этих богачей ! У них даже фантазии нет , на что деньги стоит тратить ! Копят их , держа в дурацких домашних сейфах !
Бонни : А на что бы ты тратил , достанься тебе в наследство приличное состояние ?
( она встаёт с кресла )
Клайд : Приличное насколько ? Тысяч 300 ?
Бонни : Нет , больше .
Клайд : Больше , чем 300 ?
Бонни : Представь себе , Клайд , миллион долларов !
( она обходит его , обнимает сзади за плечи , ведёт пальцами рук к бёдрам )
Клайд : О да , такие деньжищи изменили бы всю нашу жизнь ! Мы бы сразу попали в сливки общества . Я бы продолжил учиться музыке , но не для того , чтобы зарабатывать в ресторане , а просто так , для собственного удовольствия , тебя бы пристроил в какой – нибудь мюзикл , издал твои стихи , купил бы акции Форда . Очень я уважаю его за наш бронированный Форд  V – 8. Семьям бы нашим помог . А потом мы бы с тобой уехали жить в какое – нибудь райское местечко .
(он обнимает её , ведя пальцами рук от плеч к бёдрам )
Бонни : Какое ?
Клайд : Закрой глаза , доверься мне .
( она закрывает глаза )
Клайд : Так вот . Мы купим остров , где круглый год тепло . И будем бегать нагишом , питаясь сладкими фруктами и сочными стейками ! А ещё мы будем любить друг друга до потери рассудка и сознания …  Я не знаю . что ещё придумать ! Твой черёд мечтать , Бонни !
Бонни открывает глаза :  У нас нет миллиона .
Клайд : Увы . малышка ! ( он разводит руками )
Бонни : Отмечтала я своё , Клайд ! Всё , чем мы занимались до сих пор – это игрушки . Пора приниматься за серьёзные дела .
Клайд : И что ты предлагаешь ?
Бонни : Красавчик Джонни обзывает нас школярами .
Клайд : Джонни не занимается заправками , он грабит банки . Он – безбашенный пройдоха  .
Бонни : Разве мы чем – то хуже его ?
Клайд : Ну , если подумать . Пораскинуть как следует мозгами …
( Клайд задумывается , чешет голову . Бонни подходит к бару ,наливает себе виски .
Клайд : Взять большой куш , взять то , что богачи украли у нас .
Бонни : Сухой закон , а у них спиртное не переводится . Из нью – йоркских окон выпрыгивают разорившиеся финансисты , а дочь портнихи и сын фермера пытаются выжить в лихорадке безумного времени .
( Клайд садится на диван и берёт в руки гитару . Он играет  « Ten Cents A Dance » ( « Десять центов за танец » ).
Бонни : Под неё мы когда – то познакомились . А потом тебя посадили за мелкую кражу .
Клайд : Хорошая девочка Бонни дождалась плохого мальчика Клайда . А потом посадили тебя .
Бонни : За взлом магазина . А потом мы снова встретились .
Клайд смотрит ей в глаза : И уже не расставались .
( Бонни садится рядом с ним )
Бонни :
Мы – бессердечные , подлые , злые ,
Но я говорю это с гордо .
Ведь я знала Клайда иным –
Честным и верным так долго ,
А вам не понять , за что я люблю
И не боюсь быть рядом .
Я за него , если надо , убью ,
Ведь иной судьбы мне не надо !

Затемнение .
Уэллс : А сейчас куда мы отправимся , любимая ?
Джейн : Домой . Хорошо там , где мы . Наш дом , наши дети .
Уэллс : И твой сад .
Джейн ( смеясь ) : И мой сад ! А –а – а , ты всё – таки заскучал по нему ?! Помнишь , как сказал о тебе Локкарт ?
Уэллс : Конечно , помню : « У Уэллса есть особенное умение гладить своих лучших друзей против шерсти » . И так , милая Джейн , пока мы возвращаемся , вопрос : Чем считать кражу со взломом – спортом , ремеслом или искусством ?
Джейн : Если ремеслом  - так технология недостаточно разработана .
Уэллс : Значит , искусством ?
Джейн : А как быть с корыстью , оставляющей после себя пятна . Подчас кровавые пятна .
Уэллс : Бонни и Клайду остаётся только спорт . Правила пусть и необычные , но всё же присутствуют ?
Джейн : Да , если ты про законы .
Уэллс : Точно . И призы вручаются – неофициально , но всё же , вручаются . Как говорят американцы : Это вам не шуточки !
Джейн : Жизнь бывает такой бессмыслицей !
Уэллс : Я думаю , Бонни и Клайд были опасны потому , что на самом деле они обезумели от страха . Что может человек сделать один : Слегка пограбить , слегка ушибить кого – то , и всё ! Я думаю , что все люди добры , пока их не преследуют или не выводят из себя , не обманывают , не морят голодом , не раздражают и не запугивают . Но если люди любят друг друга , по – настоящему любят , то не всё ли равно , чем вызвана эта любовь .
Джейн : Они оказались вечными узниками истории .
Уэллс : Да ведь и вся жизнь может быть тюрьмой !
Джейн : Оттого , что нас приговаривают незнакомые люди , ничего не изменится . Друзья , если они настоящие друзья , никогда не осудят .
Уэллс : Мы хотели просто любить , просто жить . О Джейн , мы были самыми безрассудными , самыми искренними любовниками на Земле !
Джейн : Но наглые шуточки слуг , неуважение и любопытство соседей – вынудили нас жить по их правилам .
Уэллс : После страсти пришла нежная дружба и игра воображения . Я – всего лишь сборщик податей любви . и всему виной мой извечный голод по взаимности .
Джейн : Ты вправе распоряжаться собой , как считаешь нужным . Во мне нет ревности , этого неистового врага любви .
Уэллс : Джейн , ты так верила в меня , что и я сам , в конце концов , поверил в себя . Кем бы я был без тебя ?
( он оборачивается  и замечает , что Джейн ушла )
Уэллс : Как это странно : говорить с человеком , которого уже нет . Мы были терпимы друг к другу . Я не раз по уши влюблялся . Как любой нормальный мужчина , я искал ту самую , единственную и неповторимую . Я искал Призрак Любви .Я искал , и терялся среди своих приключений . Случайная связь – самый скользкий путь . Не стоит идти по нему .
Я слышал ,как пьяный матрос на берегу кричит : « Хочу бабу ! » Пусть это звучит грубо , но он тоже зовёт Призрак Любви . Пусть и со шлюхой , но матрос будет говорить , хвастаться , получать удовольствие . В ответ он выслушает её историю и посочувствует .
Женщина отдаёт себя , своё тело . И обычно ей не нужна беспорядочность отношений . Отдаваясь друг другу , мы не отдаём себя полностью . Мы боимся , что нас отвергнут , обманут , украдут наше время и доверие . Мы живём или нет ? Говорят , что жизнь – это сон . Какой он ? Скверный , бестолковый , непонятный . Мои шампанское и виски испарились среди путешествий во времени . Мы заглядывали в прошлое и будущее . В любое время люди голодали и любили , печалились и радовались , преследовали и спасались бегством , погибали и побеждали . Почему – то мы забываем , что свобода внутри нас . Но нам приходится жить среди обмана и даже быть частью мира лжи ! Но там , где есть ложь , не может быть свободы .
Ложь – вот высшее преступление на планете ! И мне жаль , что люди не видят очевидного ! Но я никогда никого не виню . Ведь это совершенно вышло из моды !
Чтобы думать – нам необходима свобода . В моём случае – это свобода одиночества . И даже сегодня , когда ты умерла , я вначале думаю : « Это позабавило бы Джейн » . А потом вспоминаю , что тебя нет . Что ты ушла за горизонт моих мечтаний , ты растворилась во времени …
Наши воспоминания не мертвы . Они просто дремлют , пока их не разбудят . Аромат твоих роз в саду , шаль на спинке кресла , павлинье перо на полочке секретера , твоя любимая « Лунная соната » … Я могу вспоминать бесконечно .
У каждого из нас есть своя машина времени . Это – воспоминания прошлого и мечты о будущем . Не позволяйте часам и календарю затмевать тот факт , что каждая секунда жизни есть настоящее чудо и самая великая тайна .

Занавес .