Аниме и инфантилизм. Где здесь связь?

Анатолий Зоренко
Как любитель аниме, я привык защищать японские мультфильмы от надуманных претензий, предъявляемых людьми, не разбирающимися в данной теме; однако я не отрицаю, что у аниме ЕСТЬ серьёзные проблемы, обычно связанные с пропагандой... не самых здравых идей. Да, отечественные борцуны за нравственность твердят о том же, вот только аргументация у них обычно ущербная, состоящая из надуманных придирок. В предыдущих статьях я не раз затрагивал по-настоящему актуальные проблемы аниме, а теперь хочу значительно дополнить эту тему.

Итак, в аниме, как и в любом другом виде искусства, есть хорошие и плохие произведения. Да, это же правило касается и кино, и книг; так что не надо грести всё аниме под одну гребёнку. В противном случае можно и всю художественную литературу демонизировать, даже докатиться до принципиального запрета книг, как в романе «451 градус по Фаренгейту». Надеюсь, сравнение с мракобесами, что считают книги опасными, заставит принципиальных противников аниме задуматься о СУТИ их позиции. Идём дальше. Как я уже упомянул, борцуны за нравственность любят демонизировать аниме, однако не разбираются в нём, а потому не могут увидеть истинные проблемы, связанные с аниме. Прежде чем перейти к ним, всё же упомяну, в чём аниме НЕ виновато:

Аниме не провоцирует депрессию и суицидальные мысли! Всё это провоцирует сама окружающая реальность. А депрессивные люди смотрят аниме, чтобы отдохнуть от реальности. Если борцуны за нравственность ХОТЯТ, чтобы дети чаще кончали с собой, пусть запрещают тем смотреть аниме, а для надёжности ещё и сидеть в интернете более 15 минут в день (и более 30 минут играть в игры); пусть запрещают смотреть фильмы / мультфильмы про супергероев и заставляют смотреть патриотические отечественные фильмы, а также читать классическую литературу при отсутствии желания; пусть расписывают день ребёнка по минутам и отправляют его против воли в секцию / музыкалку / летний лагерь, чтобы у ребёнка вообще не оставалось свободного времени! Пусть превращают жизнь ребёнка в муштру, дабы он уж наверняка вскрылся / повесился / бросился с высоты! Ну, понятно, ЧТО на самом деле провоцирует депрессию и суицидальные мысли – аниме или всё-таки недостаток свободы? Быть ребёнком, знаете ли, непросто: в школе учителя требуют хорошо учиться, а дома это же требуют родители; ещё и в классе приходится сосуществовать с различным «малолетним быдлом», что, мягко говоря, не каждому хочется! Отнимите у ребёнка редкие удовольствия и последние минуты свободы – и сделаете его психом (а потом обвините во всём аниме, чтобы не брать на себя ответственность).

Далее – аниме обвиняют в том, что оно отвлекает детей от христианских / мусульманских ценностей. Честно, я даже не вижу проблемы при таком построении претензии. Ибо, во-первых, я сам против любой религиозной пропаганды; а во-вторых – не приемлю лицемерие, когда авраамическую религию защищают люди, являющиеся верующими лишь в «удобных» ситуациях, а в остальное время оказывающиеся не прочь и матом ругаться, и мясо в пост съесть, и чью-то морду по пьяни набить, и с незамужней бабой (а то и чужой женой) согрешить, и предпочесть войну миру... И т. п. Не говоря уже про отъевшихся священников, которые разъезжают на иномарках и рассказывают прихожанам, как жить в скромности. В общем, сначала в своей религии разгребите бардак, прежде чем обвинять кого-то или что-то в пропаганде иных ценностей; ибо нормальные люди не проникнутся вашими ценностями, если будут наблюдать лицемерие, неизменно сопровождающее эти ценности.

Теперь, если своими взглядами я ещё не распугал всех читателей, представлю по-настоящему большую проблему аниме – пропаганду инфантилизма, которая состоит из нескольких составляющих, т. е. проблем поменьше. Хоть кто-то из борцунов упоминал о таком? Сомневаюсь. А ведь проблема есть. Наиболее часто встречающийся архетип персонажа в аниме – это «школьник обыкновенный», что само по себе не плохо, ибо детям приятно наблюдать за персонажами в схожих возрастных рамках. Однако нередко оказывается, что такой главный герой является... инфантилом – безамбициозным и имеющим чересчур «приземлённые» (порой откровенно шкурные) интересы, но получившим сверхъестественные способности и / или оказавшимся в центре интереснейших событий. А ведь такое и комедией не всегда является; более того – главгерой частенько даже не растёт над собой! Чему учат такие сюжеты? Инфантильным взглядам на жизнь. Практически неотъемлемое качество такого ГГ – серьёзное отношение к учёбе. Казалось бы, плюс; НО!.. именно школа главным образом провоцирует стресс у детей (а со стресса и начинается депрессия!). Здесь виновата чрезмерная учебная нагрузка. Осознавать, что тебя заставляют учить нечто, абсолютно ненужное в повседневной жизни и бесполезное даже в будущем, – это ОЧЕНЬ раздражает! Вся «стандартная» система образования – ущербная, не просто не учитывающая, а даже не выявляющая индивидуальные таланты учеников, поэтому превращающая их в однородную серую массу с расшатанной психикой и сомнительными практическими знаниями о мире, в котором они оказываются после школы. Можете сами зайти в любую соцсеть и проверить, сколько взрослых (закончивших школу!) умеют писать без ошибок. Результат удивит. Взрослые помнят лишь малую часть школьного материала, ибо учились по принципу «вызубрил – сдал – забыл» (а иначе и нельзя было; нельзя запомнить то, что не запомнили НЕСКОЛЬКО учителей, преподающих РАЗНЫЕ предметы!). Теперь, отталкиваясь от примера с родным языком, вспомните, сколько всего предметов преподают в школе и сколько лет они изучаются, а затем ужаснитесь от осознания, сколько времени и нервов дети тратят на зубрёжку, и какая часть из всей этой информационной вакханалии реально запоминается... Короче, массовая система образования (неважно, какой страны) – это кошмар! Но аниме об этом не рассказывает... и частенько намекает, что «школа делает тебя умнее», а «хорошо учиться» – это естественно, и если у тебя не получается быть, как все, то это с тобой что-то не так, а не с образованием. Такой вот подтекст можно найти во многих аниме с героями-школьниками: будь инфантильным, спеши стать серой массой, в которую тебя пытается превратить школа, не сопротивляйся, а ТЕРПИ – и надейся, что всё самое интересное в этой жизни произойдёт с тобой само по себе, как в каком-нибудь аниме (чего, естественно, не случится).

А сейчас тяжёлая артиллерия – хентай. Да, конкретно этот жанр аниме не предназначен для детей. Хентай создаётся для удовлетворения низменных потребностей; де-юре – для взрослой аудитории, а де-факто... кого в эпоху и-нета останавливают возрастные ограничения?! Тем более, когда героями хентая оказываются школьники, что не такая уж редкость. Конечно, и взрослые люди смотрят хентай про школу, ибо часто имеют неудовлетворённые мечты родом из подростковой жизни (например, об отношениях с одноклассницами). Однако... сами подростки имеют те же мечты; а потому и хентай обязан быть не менее востребован самими подростками, у которых ещё гормоны бушуют. В итоге, подозрительно точное попадание в юную аудиторию, дабы та ещё со школы привыкала к тому, что доступнее, а не к тому, чего хочется на самом деле, т. е. не росла над собой ради успеха у противоположного пола – не уделяла должного внимания своей внешности и совершенствованию красноречия при настоящем умственном развитии (а не его имитации при школьной «системе образования»!). Ведь инстинкт продолжения рода – один из мощнейших стимулов в природе, и он вполне может стать даже «пендалем» к самосовершенствованию. Однако хентаю (да и порнографии, в принципе) удаётся «глушить» этот стимул; в итоге, получается инфантилизация – застой, граничащий с деградацией: люди не самосовершенствуются ради достижения желаемого, а довольствуются его имитацией. Но даже с учётом всего этого вряд ли кто-то задумывался, как сильно хентай акцентируется на инфантилизме. Ну, нигде нет такой концентрации инфантилизма, как в хентайных сюжетах! Например, многим парням хотелось бы, чтобы в реальной жизни к ним приставали не хулиганы со страшными рожами, а красивые тяночки; притом не потому, что эти парни что-то из себя представляют (много зарабатывают или умеют добиваться женского расположения), а потому, что они (парни) просто есть. Мечта инфантила!!! Я, конечно, понимаю, что к сюжетам в хентае будет придираться лишь человек, которому совсем нечего делать; однако абсолютно не нормально то, как навязчиво многие аниме (притом не только хентай) продвигают моду на инфантильность, в т. ч. среди людей, уже закончивших школу!

Конечно, найдутся те, кто защищает и хентай, и инфантильных ГГ, и даже систему образования (а кто-то может защищать сразу все три пункта; представьте, существуют и такие уникумы, ибо нельзя недооценивать потенциал человеческой тупости!). Всё же есть утверждение: лучшие рабы защищают свои кандалы. Впрочем, сам я готов признать хотя бы то, что хентай не так сильно развращает людей, как обычная порнография: по крайней мере, в хентае никто по-настоящему не тpaxaeтся на камеру и не становится фактически шлюxoй (или шлюxoM...). Однако вышеописанная проблема всё равно есть; если кто не согласен – попробуйте оспорить. А я перейду к следующему пункту:

Представьте ситуацию: ГГ задротствует в какой-нибудь онлайн-игре, а в один прекрасный день попадает в фэнтези-мир в облике своего игрового персонажа или же просто с крайне полезными для этого мира навыками, выученными за время, потраченное на игры. Мечта инфантильного задрота!!! Ибо возможность получения практической пользы от навыков, ранее годившихся только для получения удовольствия от игры, даёт иллюзию того, что ты научился чему-то полезному, а не выбросил несколько лет своей жизни в никуда. И такую иллюзию очень приятно лелеять. Потому и аниме об этом тоже хватает. Инфантилизм, как он есть... И его воспевание.

Далее – знаете утверждение «раб мечтает не о свободе, а о своих рабах»? Да, аниме готово лелеять даже такие мечты. Просто представьте: ГГ перерождается в фэнтези-мире и при этом обретает сверхъестественные способности, порой – выученные за время уже упомянутого задротствования в играх, но опять же оказавшиеся вполне «рабочими» для фэнтези-мира; вот только ГГ уже не герой, а... антигерой – и применяет свою силу ради доминирования над другими жителями этого альтернативного мира. Почему так? А потому, что в своём родном мире ГГ был никем – как вариант, офисным планктоном, которому приходилось стелиться перед начальством (потому-то в новой ипостаси грешно не оторваться на полную, ощутив то, что раньше было недоступно!). В общем, не особо приятные сюжеты, рассчитанные на не самую приятную аудиторию и намекающие её представителям, что оные не так уж безнадёжны и могли бы добиться в жизни чего-то большего, кабы им представилась возможность просто так, с нуля обрести невиданную силу, способную компенсировать даже холопское мировоззрение, рождённое от союза своих подавленных амбиций и чужих требований «быть, как все».

Естественно, проблемы аниме на этом не заканчиваются. Просто те, что здесь перечислены, одновременно наименее озвучиваемые и заслуживающие наибольшего внимания. После всего, что я тут написал, кому-то может показаться, что аниме есть само зло, и с ним нужно бороться; однако в культуре аниме встречается и много хорошего, прекрасного, порой даже жизненно-важного. Ещё раз: не нужно всё грести под одну гребёнку; в противном случае и всю литературу можно поносить лишь из-за того, что существуют «50 оттенков серого». О том хорошем, что есть в аниме, я уже писал – в других статьях; просто... конкретно эта статья о другом.